Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Пантелеева В.М., Желонкиной Г.А.,
при секретаре Королёвой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Чуманова В.Ф. к Государственному казенному учреждению "Управление социальной поддержки населения Энгельсского района", отделу военного комиссариата Саратовской области по г. Энгельсу и Энгельсскому району Саратовской области о признании незаконными решения об отказе в выдаче удостоверения "Ветеран - участник Великой Отечественной войны" с предоставлением прав и льгот, установленных ст. 14 Федерального закона "О ветеранах", возложении обязанности изменить статус и выдать удостоверение ветерана - участника Великой Отечественной войны с предоставлением прав и льгот, установленных ст. 14 Федерального закона "О ветеранах", взыскании компенсации морального вреда, по аппеляционной жалобе Чуманова ФИО18 на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 13 декабря 2013 года, которым отказано Чуманову В.Ф. в удовлетворении вышеуказанных требований.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., объяснения Чуманова В.Ф., его представителя адвоката Алексеевой А.А. (ордер от 27.02.2013 г), поддержавших доводы жалобы, пояснения представителей Государственного казенного учреждения "Управление социальной поддержки населения Энгельсского района" Шарковой Л.М. (доверенность от 26.02.2014 г.), Лукьяновой Н.А. (доверенность от 26.02.2014 г.), представителя отдела военного комиссариата Саратовской области по г. Энгельсу и Энгельсскому району Саратовской области Девятовой А.А. (доверенность от 13.05.2013 г.), представителей Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Энгельсском районе Саратовской области Свиридовой Е.П. (доверенность от 09.01.2014 г.), Зуйкиной О.Н. (доверенность от 25.02.2014 г.), полагавших решение суда законным, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чуманов В.Ф. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями. Просил признать незаконными решения ответчиков об отказе в выдаче удостоверения ветерана-участника Великой Отечественной войны с предоставлением прав и льгот, установленных ст. 14 Федерального закона "О ветеранах", возложить обязанность изменить статус и выдать удостоверение ветерана - участника Великой Отечественной войны с предоставлением прав и льгот, установленных ст. 14 Федерального закона "О ветеранах". Также просил суд взыскать в его пользу с ответчиков компенсацию морального вреда по 30000 руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 3000 руб.
Требования мотивировал тем, что 23.07.2013 года Государственное казённое учреждение Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Энгельсского района" (далее - ГКУ "УСПН") приняло решение об отказе в выдаче ему удостоверения ветерана - участника Великой Отечественной войны, в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О ветеранах", так как удостоверение в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" выдается отделом военного комиссариата Саратовской области по г. Энгельсу и Энгельсскому району (далее - ОВК по г. Энгельсу и Энгельсскому району) на основании документов, подтверждающих службу в составе действующей армии в годы Великой Отечественной войны.
24.07.2013 года ОВК по г. Энгельсу и Энгельсскому району принято решение N 4/3834 о безосновательности обращения от 22.07.2013 года и прекращении переписки с истцом по вопросу выдачи удостоверения ветерана-участника инвалида Великой Отечественной войны. Считал отказы ответчиков незаконными.
Указывал, что имеет удостоверения: о праве на льготы, выданное Энгельсским городским Управлением социальной защиты населения Саратовской области, согласно которому имеет права на льготы и преимущества, установленные законодательством для лиц, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны; о праве на льготы, выданное Энгельсским ГОРСО, согласно которому имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для лиц, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны; удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны, в котором проставлены ст.ст. 17, 14 Федерального закона "О ветеранах"; дубликат удостоверения к медали "За победу над Германией в Великой Отечественной войне". Указанные выше удостоверения выдавались ему в соответствии с требованиями положений, содержащихся в постановлении Совета Министров СССР от 12.05.1988 года N 621 и постановлении Правительства РФ от 05.10.1999 года N1122.
В октябре 2000 года ему была установлена вторая группа инвалидности. ОВК по г. Энгельсу и Энгельсскому району 25.11.2011 года сообщило ему, что по вопросу замены удостоверения участника ВОВ с указанием в нем ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" он должен обратиться в орган, выдавший удостоверение участника Великой Отечественной войны.
Удостоверение ветерана - участника Великой Отечественной войны ему выдано Управлением социальной защиты населения Энгельсского района Министерства социального развития Саратовской области 26.05.2000 года. Это же учреждение проставило в удостоверении дополнительную отметку "ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" в октябре 2000 года, однако согласно п. 2.7 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000 года N 69, ответчик должен был выдать ему удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны, в котором должен был произвести отметку о праве на льготы, установленные только ст. 14 Федерального закона "О ветеранах".
Считал, что ГКУ "УСПН" незаконно лишило его статуса ветерана-участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, а вследствие чего и мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, в том числе льгот, права получать с октября 2000 года вторую пенсию и дополнительное материальное обеспечение в размере 10000 руб. в силу Указа Президента РФ N 363 от 30.03.2005 года.
Обжалуя действия ОВК по г. Энгельсу и Энгельсскому району, Чуманов В.Ф. указывал, что на 28.08.1995 года, то есть на момент выдачи ему удостоверения N 554 от 28.08.1995 года с надписью на титульном листе "Удостоверение ветерана Великой Отечественной войны (последний призыв)" действовала Инструкция от 26.07.1995 года "О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории других государств, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах". Согласно п. 4 данной Инструкции участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. "з" п. 1 ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", должны были предоставляться на основании удостоверения о праве на льготы (постановление Совета Министров СССР от 12.05.1988 года N 621, постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 14.02.1989 N 61). Удостоверение выдается по обращению гражданина военными комиссариатами или органами внутренних дел, или органами безопасности по месту жительства на основании документов, подтверждающих факт прохождения военной службы в период с 22.06.1941 года по 03.09.1945 года в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, и удостоверения о награждении медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г." или медалью "За победу над Японией". В удостоверении производится отметка "имеет право на льготы, установленные ст. 17 Федерального закона "О ветеранах". Пунктом 12 этой же Инструкции предписывалось предоставлять права и льготы участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп ... "а-ж" п.1 ч.2 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", ставшими инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), - на основании соответствующих удостоверений, указанных в пунктах 1-3 настоящей Инструкции, и справки врачебно-трудовой экспертной комиссии об инвалидности. Согласно п. 14 этой же Инструкции всем категориям граждан, которым указанные в настоящей инструкции удостоверения или свидетельства выданы ранее, отметка о праве на льготы производится органами, их выдавшими, или их правопреемниками, либо органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, по мере обращения граждан. Отметка заверяется подписью руководителя и печатью учреждения. Таким образом, ОВК по г. Энгельсу и Энгельсскому р-ну в нарушение положений данной Инструкции выдал ему удостоверение серии N 554 от 28.08.1995 года, не предусмотренное данной Инструкцией.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Чуманов В.Ф. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым удовлетворить его исковые требования. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывал свои требования в суде первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права суд неправильно истолковал закон и не применил закон, подлежащий применению. Указывает, что суд нарушил нормы процессуального права, так как рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчиков: военного комиссариата Саратовской области по городу Энгельсу и Энгельсскому району и военного комиссариата Саратовской области.
На доводы апелляционной жалобы ГКУ "УСПН" и Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области, министерством социального развития Саратовской области, ОВК по г. Энгельсу и Энгельсскому р-ну принесены возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции Чуманов В.Ф., его представитель адвокат Алексеева А.А. поддержали доводы жалобы. Представители ГКУ "УСПН" Шаркова Л.М., Лукьянова Н.А., представитель ОВК по г. Энгельсу и Энгельсскому р-ну Девятова А.А., представители Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Энгельсском районе Саратовской области Свиридова Е.П., Зуйкина О.Н. полагали решение суда законным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие согласно ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Чуманов В.Ф., "дата" года рождения, получает трудовую пенсию по старости. Согласно архивной справке Центрального архива Министерства обороны РФ Чуманов В.Ф. проходил военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 года по 03.09.1945 года.
Чуманов В.Ф. имеет удостоверения, выданные Энгельсским городским Управлением социальной защиты населения Саратовской области: удостоверение от 19.06.2000 года, согласно которому имеет права на льготы и преимущества, установленные законодательством для лиц, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны; удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны от 26.05.2000 года, в котором проставлены ст.ст. 17, 14 Федерального закона "О ветеранах".
Также имеет дубликат удостоверения к медали "За победу над Германией в Великой Отечественной войне" и удостоверение от 25.07.1990 года, выданное Энгельсским ГОРСО, о праве на льготы и преимущества, установленные законодательством для лиц, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны.
Из справки медико - социальной экспертизы от 24.10.2000 года следует, что Чуманову В.Ф. установлена "данные изъяты" группа инвалидности вследствие общего заболевания.
22.07.2013 года Чуманов В.Ф. обратился с заявлением к руководителю ГКУ "УСПН" о выдаче удостоверения ветерана - участника инвалида Великой Отечественной войны с проставлением ст.ст. 14,15 Федерального закона "О ветеранах" и указанием "данные изъяты" группы инвалидности. 22.07.2013 года Чуманов В.Ф. обратился к начальнику ОВК по г. Энгельсу и Энгельсскому району с заявлением аналогичного содержания.
ГКУ "УСПН" на обращение истца 23.07.2013 года направило ему сообщение о том, что выдача удостоверения ветерана-участника инвалида Великой Отечественной войны законодательством РФ не предусмотрена. Решение вопроса о выдачи удостоверения ветерана Великой Отечественной войны в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" находится в компетенции ОВК по г. Энгельсу и Энгельсскому району.
24.07.2013 года ОВК по г. Энгельсу и Энгельсскому району Чуманову В.Ф. дан ответ о принятии решения о прекращении переписки, поскольку в обращении от 22.07.2013 года содержатся вопросы, на которые многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, при этом в обращении не приведены новые доводы и обстоятельства.
Федеральным законом от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов и ряда иных категорий граждан в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Согласно пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 года "О ветеранах" N 5-ФЗ к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 года по 3.09.1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
В силу ст.4 Федерального закона "О ветеранах" к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны) относятся: 1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии; 2) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе; 3) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий; 4) военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР; 5) лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период; 6) лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.
Статья 14 Федерального закона "О ветеранах" устанавливает меры социальной поддержки инвалидам войны.
Положения п.1 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" устанавливают меры социальной поддержки участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона,: льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения; оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей участников Великой Отечественной войны, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда; оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации); участникам Великой Отечественной войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом участников Великой Отечественной войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда; внеочередная установка квартирного телефона; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если участник Великой Отечественной войны приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году; преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания; внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.
В п.2 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" указано, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
В ст. 17 Федерального закона "О ветеранах" установлены следующие меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 года по 3.09.1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период: льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения; преимущество при установке квартирного телефона; сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если указанные лица приобрели за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, им выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году; преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.
Постановлением Правительства РФ от 05.10.1999 года N 1122 утверждено удостоверение "Ветеран Великой Отечественной войны", которое выдается по обращению граждан в соответствии с Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000 года N 69 (далее - Инструкция).
В соответствии с Инструкцией права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются в следующем порядке:
участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. "з" подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" - на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 12.05.1988 года N 621, либо на основании удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5.10.1999 г. N 1122. Участникам Великой Отечественной войны из числа указанных лиц, которым ранее удостоверение не выдавалось, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдается по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел и соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства на основании документов, подтверждающих факт прохождения военной службы в период с 22.06.1941 года по 3.09.1945 года не менее шести месяцев в воинских частях, учреждениях, военно - учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, либо на основании удостоверений о награждении орденами или медалями СССР за службу в указанный период. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные ст. 17 Федерального закона "О ветеранах" (п. 2.5);
участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), - на основании соответствующих удостоверений, указанных в п.п. 2.1 - 2.6 настоящей Инструкции, и справки учреждения медико - социальной экспертизы (ВТЭК) об инвалидности. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" (п. 2.7);
инвалидам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в статье 4 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения инвалида Отечественной войны, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209. Инвалидам боевых действий из числа лиц, указанных в статье 4 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения инвалида о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209. Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании справок учреждений медико - социальной экспертизы (ВТЭК) об инвалидности. В удостоверении производится отметка о группе инвалидности и о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах"(2.15).
Вышеуказанными нормами строго урегулирован порядок заполнения удостоверений ветерана Великой Отечественной войны, определены категории граждан, которым данные удостоверения выдаются, а также льготы, которыми могут пользоваться граждане на основании своего статуса.
При таких обстоятельствах суд посчитал, что удостоверение, выданное Энгельсским городским Управлением социальной защиты населения Саратовской области 26.05.2000 года, заполнено в соответствии с требованиями указанных нормативных актов и содержит отметку о праве на льготы, установленные для истца ст. ст. 14 и 17 Федерального закона "О ветеранах".
Положениями п.1 Указа Президента РФ от 30.03.2005 г N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" установлено с 1 мая 2005 г. дополнительное ежемесячное материальное обеспечение: а) инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - в размере 1000 рублей; б) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, - в размере 500 рублей.
Суд пришел к выводу о том, что участники Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. "б" п. 1 Указа Президента РФ от 30.03.2005 г. N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", признанные инвалидами по общему заболеванию, право на предоставление дополнительного ежемесячного материального обеспечения в размере 1000 рублей, не имеют.
При таких обстоятельствах, районный суд признал, что Чуманов В.Ф. не может быть отнесен к числу инвалидов Великой Отечественной войны, поскольку указанная причина получения инвалидности не входит в перечень оснований, определенных п. 1 ст. 4 Федерального закона "О ветеранах", для признания лица инвалидом Великой Отечественной войны, а потому не имеется оснований для признания незаконными решений ГКУ "УСПН" и ОВК по г.Энгельсу и Энгельсскому району.
Также при рассмотрении дела судом установлено, что Чуманов В.Ф. пользуется мерами социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" в полном объеме.
Указом Президента РФ от 30.03.2005 года N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" с 1.05.2005 года участникам Великой Отечественной войны установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, размер которого дифференцирован в зависимости от категории указанных лиц.
В соответствии с пп. "б" п. 1 Указа Президента РФ от 30.03.2005 года N 363 военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, установлено дополнительное материальное обеспечение в размере 500 руб. Указанную сумму истец получает, что следует из справки Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области от 25.06.2013 г.
Требования Чуманова В.Ф. об изменении статуса с ветерана - участника Великой Отечественной войны на ветерана - участника Великой Отечественной войны, имеющего права и льготы, установленные ст. 14 Федерального закона "О ветеранах", с октября 2000 года, а также о выдаче удостоверения ветерана участника Великой Отечественной войны с указанием ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" являются несостоятельными, поскольку истец уже имеет статус ветерана Великой Отечественной войны и пользуется мерами социальной поддержки в соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона "О ветеранах".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Решение суда соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ.
Несостоятельными являются доводы жалобы о неверной оценке судом представленных доказательств. Суд первой инстанции при рассмотрении дела оценил указанные доказательства в соответствии с их относимостью и допустимостью. Оснований для переоценки доказательств и отмены судебного решения, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
Не может быть принят во внимание довод жалобы о том, что дело рассмотрено в отсутствие представителей ОВК по г. Энгельсу и Энгельсскому району и военного комиссариата Саратовской области, поскольку, исходя из принципа диспозитивности права, данное обстоятельство прав истца не нарушает.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 13 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чуманова В.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.