Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Пантелеева В.М., Поляниной О.А.,
при секретаре Низове И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Потаповой Л.Л. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области (далее - УПФ) о признании незаконными протокола заседания комиссии УПФ в части и решения УПФ об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости, по апелляционной жалобе Потаповой Л.Л. на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 16 декабря 2013 года, которым постановлено:
исковые требования Потаповой Л.Л. удовлетворить частично.
Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 10.07.2013 г. N 1368 и решение начальника УПФ от 10.07.2013 г. N 703 об отказе Потаповой Л.Л. в назначении досрочной пенсии по старости незаконными в части.
Включить в трудовой стаж работы Потаповой Л.Л., дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы с 23.12.1998 г. по 26.09.1999 г. в Центре медицинской реабилитации в должности медсестры ФТО.
В остальной части иска Потаповой Л.Л. - отказать.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., пояснения Потаповой Л.Л., её представителя - адвоката Ильиной Т.В. (ордер N12 от 13.03.2014 г.), поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя УПФ - Шапкиной Е.В. (доверенность от 18.02.2014 г.), полагавшей решение суда законным, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Потапова Л.Л. обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя тем, что ответчик своим решением от 10.07.2013 г. N 703 отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что у неё не имеется требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение пенсии. Ответчик не включил в стаж её лечебной деятельности периоды работы с 23.12.1998 г. по 26.09.1999 г. в Центре медицинской реабилитации в должности медсестры ФТО, с 16.01.2006 г. по 16.05.2013 г. в Федеральном бюджетном учреждении - Центре восстановительной медицины и реабилитации Государственного учреждения - Саратовское региональное отделение фонда социального страхования РФ "Волга" в качестве медицинской сестры по физиотерапии. Считала такой отказ незаконным. Просила включить указанные периоды времени в её специальный стаж, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 17.05.1 2013 г., то есть с момента обращения за ней.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Потапова Л.Л. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении её исковых требований, принять по делу новое решение в этой части, которым удовлетворить данные требования. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылалась в суде первой инстанции в обоснование своих требований. Считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
На доводы апелляционной жалобы УПФ принесены возражения, в которых оно просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции Потапова Л.Л., её представитель - адвокат Ильина Т.В. поддержали доводы жалобы, представитель УПФ - Шапкина Е.В. полагала решение суда законным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В п. 2 ст. 27 вышеуказанного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г. (в редакции постановления Правительства РФ от 26.05.2009 г. N 449) утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список и Правила).
Из материалов дела следует и установлено судом, что решением УПФ от 10.07.2013 г. N 703 истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. УПФ признало, что Потапова Л.Л. имеет стаж на соответствующих видах работ в размере 25 лет 2 месяцев 29 дней, спорные периоды времени в указанный стаж не включены.
На основании записей трудовой книжки Потаповой Л.Л. установлено, что 23.12.1998 г. она была принята на должность медсестры ФТО Центра медицинской реабилитации Головного территориального медицинского объединения (ГТМО) г. Балаково Саратовской области. Приказом N352 ГТМО от 27.09.1999 г. Центр медицинской реабилитации был переименован в Больницу восстановительного лечения ГТМО. С 01.12.1999 г. Потапова Л.Л. переведена на должность старшей медсестры ФТО в том же учреждении. 14.12.2005 г. истица уволена из Больницы восстановительного лечения в связи с ликвидацией учреждения.
16.01.2006 г. она принята на работу в качестве медицинской сестры по физиотерапии в Федеральное государственное учреждение - Центр восстановительной медицины и реабилитации Государственного учреждения - Саратовское региональное отделение фонда социального страхования РФ "Волга" (в дальнейшем - Федеральное бюджетное учреждение - Центр восстановительной медицины и реабилитации Государственного учреждения - Саратовское региональное отделение фонда социального страхования РФ "Волга") и работает в данной должности на время рассмотрения дела в суде.
Отказывая истцу в удовлетворении требований относительно включения в её стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы с 16.01.2006 г. по 16.05.2013 г., суд первой инстанции исходил из того, что в вышеуказанном Списке учреждение, в котором работает истец, не предусмотрено. Конкретный перечень наименований лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений здравоохранения приводится в единой номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2005 г. N627, ранее приводился в номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. N395. Названные номенклатуры не относят к учреждениям здравоохранения учреждение, в котором работает Потапова Л.Л.
В соответствии с приказом Фонда социального страхования Российской Федерации N49 от 29.02.2012 г. "Об утверждении Перечня подведомственных Фонду социального страхования Российской Федерации федеральных бюджетных учреждений" центры реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации, в том числе и ФБУ Центр восстановительной медицины и реабилитации ГУ - Саратовского регионального отделения Фонда "Волга", являются учреждениями, находящимися в ведении Фонда. Из справки ФБУ Центра восстановительной медицины и реабилитации Государственного учреждения - Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации "Волга" (далее - Центр восстановительной медицины и реабилитации) следует, что за период с 25.07.2005 г. по 02.12.2013 г. бюджетные средства на финансирование текущей деятельности Центру не выделялись.
Учредителями Центра восстановительной медицины и реабилитации являются Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в лице Регионального отделения и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области.
Центр восстановительной медицины и реабилитации является юридическим лицом, находится в ведомственном подчинении Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Государственного учреждения - Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Центр восстановительной медицины и реабилитации действует на основании Устава, утвержденного 15.07.2005 г. (с внесенными в него изменениями). Согласно п. 2.1 Устава основной задачей Центра восстановительной медицины и реабилитации является удовлетворение общественных потребностей в санаторно-курортном лечении, оздоровлении, медицинской и социальной реабилитации граждан на основе наиболее полного и рационального использования природных лечебных факторов Центра.
Для достижения вышеуказанных целей Центр восстановительной медицины и реабилитации осуществляет следующие виды деятельности: организация и осуществление лечения больных, в том числе санаторно-курортного; проведение профилактики заболеваний; проведение диагностики с целью уточнения показаний для лечения; проведение медицинской и социальной реабилитации больных и инвалидов; лечение и оздоровление организованных групп детей; оказание иных платных медицинских, оздоровительных услуг; оснащение Центра новыми видами оборудования, специальными медицинскими и лечебно-техническими средствами; реализация путевок и курсовок по ценам, согласованным с Фондом социального страхования Российской Федерации, выпуск бланков путевок; издание методической рекламной литературы, связанной с санаторно-курортной деятельностью; проведение спортивно-оздоровительных и физкультурных мероприятий; проведение культурно-массовых мероприятий, в том числе экскурсионных и туристических; обеспечение питанием, в том числе лечебным (диетическим); обеспечение условий для проживания, в том числе оказание гостиничных услуг; проведение закупки и реализации медикаментов; внедрение достижений науки и техники, новейших методик диагностики и лечения, передового опыта в целях более полного использования лечебной базы Центра; проведение научно-практической работы по изучению эффективности проводимой терапии; эксплуатация источников минеральных вод и месторождений лечебных грязей, сооружений надкаптажных зданий, систематическое наблюдение за дебитом, уровнем, химическими свойствами лечебных грязей; материально-техническое снабжение производства розлива минеральной воды и торгово-закупочная деятельность; добыча и разработка лечебных грязей и минеральных вод для собственных нужд и реализация их сторонним организациям; организация проведения пропаганды здорового образа жизни с привлечением ученых и специалистов-практиков; создание необходимой инфраструктуры для обеспечения текущей деятельности Центра, лечения, оздоровления, профилактики, реабилитации, включая выращивание и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных и ремонтных работ, обеспечение транспортом; реализация товаров народного потребления и продукции, предоставление коммунально-бытовых и прокатных услуг, оказание транспортных услуг.
Из учредительных документов следует, что ФБУ Центр восстановительной медицины и реабилитации не является учреждением федеральных органов государственной власти и учреждением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включенным в Список.
Ссылка Потаповой Л.Л. на то, что спорный период работы в Центре восстановительной медицины и реабилитации подлежит включению в её специальный стаж на основании п. 6 Правил, не принята судом во внимание, поскольку из Устава учреждения, структуры, приказов о его образовании и внесении изменений в Устав следует, что Центр восстановительной медицины и реабилитации не являлся и не является структурным подразделением территориальных медицинских объединений, а является самостоятельным юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении Фонда социального страхования Российской Федерации. Центр восстановительной медицины и реабилитации не относится к профильным санаториям (курортам), включенным в Список.
Согласно ст. 6 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ в индивидуальном лицевом счете Потаповой Л.Л. не отражены периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Работодатель не относит работу истца к льготной, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Решение суда отвечает требованиям ст. 198 ГПК РФ.
Несостоятельными являются доводы жалобы о неверной оценке судом представленных доказательств. Суд первой инстанции при рассмотрении дела оценил указанные доказательства в соответствии с их относимостью и допустимостью. Оснований для переоценки доказательств и отмены судебного решения, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
Доводы жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется (ч.6 ст. 330 ГПК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 16 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Потаповой Л.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.