Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Желонкиной Г.А., Совкича А.П.,
при секретаре Третьяных Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Незнамова П.И. к министерству социального развития Саратовской области о признании действий по ненадлежащему обеспечению техническими средствами реабилитации незаконными, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе министерства социального развития Саратовской области на решение Кировского районного суда г. Саратова от "дата" года, которым с учетом дополнительного решения от "дата" постановлено:
"признать незаконными действия министерства социального развития Саратовской области по ненадлежащему обеспечению Незнамова П.И. средствами реабилитации (подгузниками) за период с "дата" по "дата" года.
Взыскать с министерства социального развития Саратовской области в пользу Незнамова П.И. компенсацию морального вреда, связанного с ненадлежащим обеспечением Незнамова П.И. средствами реабилитации за период с "дата" по "дата" в размере 3000 рублей.
Взыскать с министерства социального развития Саратовской области в пользу Незнамова П.И. в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя 5000 рублей".
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения представителя министерства социального развития Саратовской области Евсеевой М.Л., поддержавшей апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Незнамов П.И. обратился в суд с исковым заявлением к министерству социального развития Саратовской области о признании действий по ненадлежащему обеспечению техническими средствами реабилитации (подгузниками) незаконными, компенсации морального вреда.
В обоснование требований истец указал, что является "адрес" группы, инвалидность установлена бессрочно. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, по роду заболевания Незнамову П.И. были бессрочно назначены технические средства реабилитации (ТСР): "данные изъяты". Обязанность по обеспечению техническими средствами реабилитации возложена на министерство социального развития Саратовской области. За период с 24.12.2012 года по 21.08.2013 года истец должен быть обеспечен ТСР " "данные изъяты"" в количестве 482 штуки, исходя из расчета 2 штуки в день на 241 день. Однако Незнамов П.И. обеспечен был лишь 14.11.2013 года. В связи с незаконным бездействием ответчика и несвоевременным обеспечением техническими средствами истец испытывает физические и нравственные страдания.
Незнамов П.И. просил признать незаконными действия министерства социального развития Саратовской области по ненадлежащему обеспечению техническими средствами реабилитации, взыскать компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 8000 рублей.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе министерство социального развития Саратовской области просит решение суда отменить как постановленное с нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что за 2013 год Незнамов П.И. обеспечен "данные изъяты" в полном объеме, поскольку 16.10.2013 года представителем Незнамова П.И. - Незнамовым П.В. получено 466 "данные изъяты", 10.12.2013 года получено 396 "данные изъяты". Министерство социального развития Саратовской области осуществляет организацию приобретения технических средств реабилитации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете на каждый финансовый год, недостаточность которых для удовлетворения заявлений граждан, нуждающихся в технических средствах реабилитации, не может быть поставлена в вину министерству. В 2013 году министерством были заключены контракты на поставку технических средств реабилитации, в связи с чем министерство выполнило свои обязательства в полном объеме. Автор жалобы полагает, что истец мог воспользоваться альтернативным правом и самостоятельно приобрести необходимые средства реабилитации, с последующей компенсацией расходов. Считает требования истца о компенсации морального вреда не подлежащими удовлетворению, поскольку из правоотношений сторон усматривается нарушение имущественных прав истца, доказательств причинения Незнамову П.И. действиями (бездействием) ответчика нравственных или физических страданий, а также наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и причиненными Незнамову П.И. нравственными страданиями не имеется. Кроме того, в резолютивной части решения не содержится указание, за счет средств какой казны (РФ, субъекта, муниципального образования) произвести компенсацию морального вреда.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель министерства социального развития Саратовской области Евсеева М.Л. апелляционную жалобу поддержала по доводам, изложенным в ней.
Иные участники процесса, их представители, извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом дополнительного решения, в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения районного суда в части компенсации морального вреда по следующим основаниям.
Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрена система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 10 названного Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В пункте 21 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года N 2347-р предусмотрены специальные средства при нарушении функций выделения (моче и калоприемники).
Согласно положениям статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В соответствии с пунктами 2 - 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи заявления.
Согласно пункту 15.1 названных Правил, в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2104-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Саратовской области о передаче Правительству Саратовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В целях реализации указанного соглашения постановлением Правительства Саратовской области от 28.01.2010 N 29-П утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями и услугами, а также отдельных граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Согласно пунктам 2 и 3 названных Правил, предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения в виде обеспечения инвалидов и ветеранов техническими средствами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Незнамов П.И. является "адрес" группы бессрочно. Индивидуальной программой реабилитации инвалида определена необходимость в обеспечении Незнамова П.И. техническими средствами реабилитации (ТСР), категория изделия "данные изъяты" в количестве 2 штук в день.
За период с 24.12.2012 года по 21.08.2013 года потребность Незнамова П.И. в технических средствах реабилитации ТСР " "данные изъяты" составила в количестве 482 штуки, исходя из расчета 2 штуки в день на 241 день.
Согласно актам приема-передачи N 393, N 394 указанные изделия в количестве 482 штуки выданы Незнамову П.И. "дата" года. Таким образом, начиная с 24.12.2012 года по 21.08.2013 года истец техническими средствами реабилитации не обеспечивался, при этом состоял на учете в ГКУ СО "Комитет социальной поддержки населения г. Саратова" по обеспечению техническими средствами реабилитации согласно заявлению.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Незнамов П.И., являясь инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации, входящих в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р. В связи с несвоевременным выполнением ответчиком - министерством социального развития Саратовской области возложенных на него полномочий Незнамов П.И. был лишен возможности получения гарантированного объема технических средств реабилитации, который не может быть меньше установленных федеральным перечнем. Установленное Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" право истца на получение средств реабилитации не было реализовано в результате виновного противоправного бездействия ответчика, состоящего в нарушении установленного срока обеспечения истца такими средствами и необходимыми ему по состоянию здоровья. То обстоятельство, что в ноябре 2013 года задолженность по техническим средствам реабилитации перед Незнамовым П.И. была погашена, не освобождает ответчика от ответственности за ранее допущенное нарушение.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Указание автора жалобы на то, что истец имел возможность приобрести необходимые ему технические средства реабилитации с последующим получением денежной компенсации, не может служить основанием для отмены судебного постановления. Действительно закон допускает приобретение инвалидом соответствующего технического средства реабилитации самостоятельно с последующим обращением за компенсацией, однако это является правом, а не обязанностью инвалида, при этом следует учитывать и наличие у него такой материальной возможности с учетом стоимости изделия и его необходимого количества.
Довод апелляционной жалобы о необоснованности взыскания судебных расходов на оплату услуг представителя, их чрезмерности по сравнению с оплатой услуг адвоката является необоснованным. Представитель Незнамова П.И. - Незнамов В.П. принимал участие в судебном заседании, действовал на основании доверенности, выданной истцом, которая содержит право доверенного на представление интересов истца в суде, что соответствует требованиям статей 53, 54 ГПК РФ. При этом, в соответствии со статьями 48, 49 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Взыскав с ответчика расходы на оплату услуг представителя в порядке статьи 100 ГПК РФ в размере 5000 рублей, районным судом приняты во внимание категория дела, характер спорных правоотношений, конкретные обстоятельства судебного спора, степень разумности, соразмерности и справедливости.
Доводы ответчика о необоснованности взыскания судом в пользу истца компенсации морального вреда, неуказание судом за счет какой казны подлежит компенсации моральный вред, заслуживают внимание.
Согласно статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Длительное необеспечение Незнамова П.И. техническими средствами реабилитации необходимыми ему по состоянию здоровья (по роду его заболевания), с учетом индивидуальных особенностей затрагивает его здоровье, что относится к личным неимущественным правам гражданина и свидетельствует о причинении морального вреда.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о компенсации морального вреда непосредственно с министерства социального развития Саратовской области.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).
Возложение данной статьей Конституции Российской Федерации ответственности за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов (должностных лиц), непосредственно на государство следует рассматривать как укрепление гарантий прав и свобод граждан. Одновременно эта норма имеет и превентивное значение, поскольку направлена на укрепление законности во взаимоотношениях органов государственной власти и их должностных лиц с гражданами.
В развитие указанного конституционного положения ГК РФ, устанавливая в качестве общего правила возмещение вреда, причиненного личности или имуществу гражданина в полном объеме его причинителем (пункт 1 статьи 1064), одновременно предусматривает, что вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципальной образования (статья 1069).
От имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, на основании статьи 1071 ГК РФ выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или граждан.
Таким образом, компенсация морального вреда может быть возложена на соответствующий финансовый орган за счет соответствующей казны. Однако финансовый орган ответственный за незаконные действия министерства социального развития Саратовской области к участию в деле привлечен не был, а возложение судом такой обязанности на министерство социального развития Саратовской области противоречит нормам материального права.
Судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части компенсации морального вреда с отказом в удовлетворении данных требований к министерству социального развития Саратовской области, как к ответчику по делу, что не лишает истца права обратиться с соответствующим требованием к финансовому органу.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным, все приведенные в нем выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 19.12.2013 года в части компенсации морального вреда в пользу Незнамова П.И. с министерства социального развития Саратовской области отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым Незнамову П.И. в удовлетворении требований к министерству социального развития Саратовской области о компенсации морального вреда отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.