Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Совкича А.П., Желонкиной Ж.А.,
при секретаре Третьяных Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Осипова А.П. к Военному комиссариату Саратовской области о взыскании недополученной пенсии, по апелляционной жалобе Осипова А.П. на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 27 июня 2013 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Совкича А.П., обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Осипова А.П., поддержавшего доводы жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Осипов А.П. обратился в суд с иском, в дальнейшем уточнённым, к Военному комиссариату Саратовской области о взыскании недополученной пенсии за период с "дата" по "дата" в сумме "данные изъяты".
В обоснование заявленных требований Осипов А.П. указывал, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 1994 года N 1349 "О дополнительных мерах по социальной защите личного состава Вооруженных сил Внутренних войск и органов Внутренних дел" с 01 февраля 1993 года ему уменьшили пенсию на 500 рублей. Выплату пенсии производили исходя из должностного оклада 21 500 рублей, тогда как, по мнению истца, надо было исчислять пенсию исходя из должностного оклада в размере 22 000 рублей, в связи с чем, в период с 01 февраля 1993 года по 1 июня 2002 года образовалась недоплата в размере "данные изъяты". Указывал, что на основании статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах Внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", сумма пенсий, недоплаченной по вине органа, выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Поскольку за время образования задолженности по пенсии произошло обесценивание денежных средств, связанное с ростом инфляции, считал, что указанная выше задолженность должна быть проиндексирована на основании изменения индекса потребительских цен за период с 01 февраля 1993 года по 01 июля 2002 года в сумме "данные изъяты".
Решением Фрунзенского районного суда города Саратова от 27 июня 2013 года в удовлетворении исковых требований Осипову А.П. отказано полностью.
Осипов А.П., не согласившись с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. В жалобе ссылается на обстоятельства, аналогичные приведённым в обоснование заявленных требований. Считает решение суда незаконным. По его мнению, судом не были исследованы все обстоятельства и доказательства по делу. Указывает, что Военный комиссариат не имел права устанавливать размер пенсии исходя из должностного оклада 21 500 рублей, поскольку уволенным в запас офицерам присваивался либо максимальный, либо минимальный оклад по должности, а потому ему должен был производиться расчёт пенсии исходя из должностного оклада 22 000 рублей. Кроме того считает, что ответчиком нарушен принцип равенства, поскольку его сослуживцу, занимавшему до увольнения с военной службы ту же должность, что и он, пенсия с 01 февраля 1993 года установлена исходя из оклада в 22 000 рублей. Также ответчик не представил суду документы, подтверждающие правильный расчёт начисления пенсии.
Ответчик Военный комиссариат Саратовской области извещён о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие, в связи с чем, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
В силу статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Советом Министров Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учёта повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" установлен Порядок исчисления пенсий военнослужащим, в соответствии с пунктом 9 которого в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии уволенным с военной службы военнослужащим включается, в том числе оклад по последней штатной должности.
С 01 января 1993 года Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 года N 65 были установлены размеры должностных окладов военнослужащих, проходящих службу, в том числе должностные оклады лиц офицерского состава по основным типовым должностям в пределах от минимума до максимума. Министерствам и ведомствам, имеющим воинские формирования предоставлено право устанавливать оклады по другим должностям военнослужащих, применительно к окладам, предусмотренным настоящим Постановлением.
Исходя из положений указанного Постановления, конкретный персональный оклад по воинской должности устанавливался командиром соответствующего воинского подразделения каждому военнослужащему индивидуально, и вносился в расчетную книжку военнослужащего, содержащую сведения о размере должностного оклада на день увольнения.
Также данным постановлением предписано пересчитать пенсии за выслугу лет, по инвалидности, назначенные военнослужащим, рядовому и начальствующему составу органов внутренних дел, и пенсии по случаю потери кормильца их семьям, исходя из увеличенного в соответствии с настоящим Постановлением денежного содержания военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 января 1993 года N 020 "Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и усилении их социальной защиты" определён порядок установления тарифных разрядов и соответствующих им окладов по должностям офицерского состава воинских частей, в соответствии с которым установлены размеры должностных окладов военнослужащих с 01 февраля 1993 года.
Как следует из материалов дела, приказом Министра обороны СССР от "дата" N "данные изъяты" Осипов А.П., "данные изъяты" части N "данные изъяты" уволен с действительной военной службы в запас по статье 59 пункта "а" (по возрасту) с правом ношения военной формы одежды.
Согласно сведениям Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Российской Федерации оклад по воинской должности "данные изъяты" с 01 января 1993 года установлен по 15 тарифному разряду в пределах от 21 000 до 22 000 рублей.
С 01 февраля 1993 года расчёт пенсии Осипову А.П. производился исходя из должностного оклада 21 500 рублей.
Принимая во внимание указанные выше положения нормативных правовых актов и установленные обстоятельства, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришёл к обоснованному выводу о правильности и законности произведенных военным комиссариатом расчётов выплачиваемой истцу пенсии исходя из должностного оклада в размере 21 500 рублей.
Доводы жалобы о том, что Военный комиссариат не имел права устанавливать размер пенсии исходя из должностного оклада в размере 21 500 рублей, так как уволенным в запас офицерам присваивался максимальный или минимальный оклад по должности являются несостоятельными, поскольку приведённые выше нормативные правовые акты таких положений не содержат. Установление размера пенсии исходя из должностного оклада, определённого в границах, установленных приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 января 1993 года N 020, требованиям закона не противоречит.
Доводы жалобы на нарушение ответчиком принципа равенства, поскольку его сослуживцу, занимавшему до увольнения с военной службы ту же должность, что и он, пенсия с 01 февраля 1993 года установлена исходя из оклада в 22 000 рублей, не может быть принята во внимание судом апелляционной инстанции, так как данный факт не свидетельствует об обоснованности заявленных истцом требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, сводятся к иному толкованию законодательства, являются аналогичными приводимым в исковом заявлении, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и в решении им дана надлежащая правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных суду доказательств в их совокупности.
С учётом приведённых обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 27 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Осипова А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.