Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 05 марта 2014 г. по делу N 33А-459/2014
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Костина В.А.,
судей:
Санникова А.Б.,
Василенко И.И.,
при секретаре Арзуманяне А.А.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителей заявителя - Дорохова Э.В. и Тарбаева А.А. на решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 29 ноября 2013 г., которым отказано в удовлетворении заявления старшего "данные изъяты" Смеян Ольги Николаевны об оспаривании действий командиров войсковых частей N и N, связанных с увольнением заявителя с военной службы без обеспечения жилым помещением в избранном после увольнения месте постоянного жительства.
Заслушав доклад судьи Василенко И.И., выступление военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа "данные изъяты" Орлова М.И., предложившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приказами командира войсковой части N от 20 августа 2013 г. N 24-ПМ Смеян, обеспеченная по месту прохождения военной службы по установленной норме служебной квартирой, досрочно уволена с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а от 30 августа 2013 г. N 211 исключена из списков личного состава воинской части с 31 августа 2013 г.
Смеян обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что ее уволили до предоставления жилого помещения в избранном месте постоянного жительства, хотя согласия на это она не давала. В связи с этим она просила обязать командование отменить приказы об увольнении ее с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части, восстановить на военной службе и в указанных списках до обеспечения жилым помещением, обеспечив денежным довольствием за период необоснованного увольнения.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе представители заявителя просят решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Податели жалобы со ссылкой на нормативные правовые акты, регламентирующие порядок увольнения с военной службы и обеспечения жилыми помещениями, формулируют вывод о том, что Смеян без ее согласия не подлежала увольнению с военной службы без обеспечения жильем для постоянного проживания. При этом увольнение заявителя с военной службы прекращает действие заключенного с ней договора найма служебного жилого помещения. Из этого следует, что Смеян не обеспечена жилым помещением ни по месту службы, ни в избранном после увольнения месте постоянного жительства, а поэтому ее увольнение с военной службы следует признать незаконным.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных взаимоотношений), военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.В соответствии с п. 14 ст. 15 названного Закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, законодательство Российской Федерации не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, в том числе и служебным жилым помещением, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания - по избранному им месту постоянного жительства.
Такие военнослужащие, после их признания нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства, не могут претендовать на социальную гарантию, установленную в абзаце 2 пункта 1 статьи 23 указанного Федерального закона, поскольку они обеспечены жильем по прежнему месту жительства - по месту военной службы.
Таким образом, приведенная норма Закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы.
Согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации гражданин считается необеспеченным жилым помещением при обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из материалов дела видно, что заявитель и члены ее семьи обеспечены общей площадью упомянутого жилого помещения более учетной нормы.
Следовательно, гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о том, что по месту службы заявитель обеспечен жилым помещением по установленным нормам, и препятствий для его увольнения с военной службы не имеется.
Это полностью согласуется с правовой позицией, сформулированной Верховным Судом Российской Федерации в вступившем в законную силу решении от 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30.
Вопреки утверждению представителей заявителя, до получения установленным порядком от военного ведомства жилого помещения для постоянного проживания в избранном после увольнения месте жительства Смеян не может быть в связи с увольнением с военной службы выселена из занимаемого ей служебного жилья, так как действующим законодательством не предусмотрено выселение из такого жилого помещения военнослужащих той категории, к которой относится заявитель, без обеспечения жильем для постоянного проживания.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 29 ноября 2013 г. по заявлению Смеян Ольги Николаевны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителей заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.