Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 05 марта 2014 г. по делу N 33А-457/2014
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Дегтярева И.П.,
судей: Гришина С.В. и Корсакова В.А.,
при секретаре Носачевой Т.А.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командира войсковой части N по доверенности - Скворцова С.А. на решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 17 декабря 2013 г., которым частично удовлетворено заявление "данные изъяты" Саралиева Таймураза Георгиевича об оспаривании действий командира и помощника командира по финансово-экономической работе указанной воинской части, связанных с распределением ему служебного жилого помещения и невыплатой денежных средств за наём жилья.
Заслушав доклад судьи Корсакова В.А., объяснения представителя командира войсковой части N - Скворцова С.А. в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Саралиев обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части N оформленное протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ о распределении ему специализированного жилого помещения.
Кроме того, Саралиев просил суд признать незаконными действия командира указанной воинской части, связанные с отказом в выплате ему денежной компенсации за наём жилого помещения и возложить обязанность на указанное должностное лицо выплатить денежную компенсацию за наём жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ
Гарнизонным военным судом заявление Саралиева удовлетворено частично. Суд обязал командира войсковой части N выплатить Саралиеву компенсацию за наем жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ В удовлетворении требования Саралиева о признании незаконным решения жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ судом отказано в связи с пропуском предусмотренного ст. 256 ГПК РФ срока обращения в суд с заявлением.
В апелляционной жалобе представитель командира войсковой части 3658 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления в полном объёме. В обоснование апелляционной жалобы её автор дает свою трактовку действующему законодательству и утверждает, что поскольку заявитель отказался от распределенного ему по месту службы служебного жилого помещения, он не вправе претендовать на получение компенсации за наём жилого помещения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Приказом командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России N 17 л/с от 18 апреля 2013 г. Саралиев уволен с военной службы в запас по подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями).
Из материалов дела следует, что Саралиев по месту службы признан нуждающимся в служебном жилом помещении и в получении денежной компенсации за поднаем жилья, а по избранному после увольнения с военной службы месту жительства - нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма.
Саралиев по месту службы с ДД.ММ.ГГГГ проживал в жилом помещении по договору поднайма, в связи с чем ему выплачивалась соответствующая денежная компенсация.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ Саралиеву по месту службы было распределено специализированное жилое помещение, от получения которого он отказался, после чего выплата компенсации за наем жилого помещения была ему прекращена.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 23 этого же Федерального закона военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 этого Федерального закона.
Установив запрет на увольнение по состоянию здоровья военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем, законодатель в ст. 23 вышеназванного Федерального закона одновременно возложил на федеральные органы исполнительной власти, в которой предусмотрена военная служба, обязанность по обеспечению указанных военнослужащих жилыми помещениями при перемене места жительства за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья.
Анализ содержания этой нормы закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.
На момент увольнения заявитель по месту службы жилым помещением обеспечен не был, изъявил желание реализовать свое право путем получения жилого помещения в избранном для проживания после увольнения с военной службы месте, отличном от места прохождения им военной службы.
Учитывая приведенные правовые нормы и фактические обстоятельства дела, следует признать, что попытки командования обеспечить заявителя в период его увольнения жилым помещением по последнему месту службы, не могут служить основаниями для увольнения заявителя с военной службы и ущемления его жилищных прав без предоставления жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Такой порядок определен в Положении о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N
Пунктами 2 и 3 этого Положения предусмотрено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями, по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.
Из п. 5 приказа Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ. N изданного во исполнение названного постановления Правительства, следует, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим и членам их семей, признанным нуждающимися в служебном жилом помещении и необеспеченным жилым помещением, пригодным для постоянного проживания или служебным жилым помещением или жилой площадью в общежитии по месту их военной службы, за счет средств внутренних войск МВД России в размерах, оговоренных договором найма или поднайма жилого помещения, но не более размеров, оговоренных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N
Из приведённых выше норм следует, что обязательными условиями для выплаты военнослужащему денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения являются не только его нуждаемость в получении жилья, но и признание военнослужащего в установленном порядке нуждающимся в жилье и осуществление найма (поднайма) жилого помещения.
Поскольку Саралиев по месту службы состоял на учете нуждающихся в служебных жилых помещениях, был уволен с военной службы, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в жилом помещении на условиях договора найма жилого помещения, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил его требование о выплате компенсации за наем жилого помещения за указанный период.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 17 декабря 2013 г. по заявлению Саралиева Таймураза Георгиевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.