Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 19 февраля 2014 г. по делу N 33А-284/2014
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Дегтярева И.П.,
судей: Гришина С.В. и Корсакова В.А.,
при секретаре Жуковой Т.Г.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя - Баркаева М.Б. на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 7 октября 2013 г., которым отказано в удовлетворении заявления "данные изъяты" Абдулманапова Насрулла Мустапаевича об оспаривании действий начальника Пограничного управления ФСБ России по "данные изъяты" (далее - Управление), связанных с порядком выплаты заявителю денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха.
Заслушав доклад судьи Корсакова В.А., объяснения представителя начальника Управления - Вакулина Е.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абдулманапов через своего представителя обратился в суд с заявлением, в котором указал, что в различные периоды с 2007 по 2012 годы он участвовал в проведении мероприятий, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. На основании приказа начальника Управления от 18 июля 2013 г. ему выплачена денежная компенсация вместо 732 дополнительных суток отдыха за участие в указанных мероприятиях, которая рассчитана исходя из размера оклада месячного денежного содержания, установленного до 31 декабря 2012 г.
Абдулманапов просил суд признать незаконными эти действия начальника Управления и обязать должностное лицо произвести перерасчет ранее выплаченной денежной компенсации исходя из размера оклада месячного денежного содержания, установленного с 1 января 2013 г.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель заявителя просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления. В обоснование автор жалобы утверждает, что на день издания приказа о выплате Абдулманапову оспариваемой компенсации законодательством были установлены новые (повышенные) оклады денежного содержания. Со ссылкой на положения приказа ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ N автор апелляционной жалобы формулирует вывод о том, что расчет денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха необходимо было производить исходя из окладов, установленных на день издания приказа о выплате указанной компенсации.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Основания приобретения военнослужащими права на упомянутые дополнительные сутки отдыха и порядок их предоставления установлены п. 3 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Положением о порядке прохождения военной службы. В них, в частности, определено, что дополнительные сутки отдыха военнослужащему предоставляются за время его участия в мероприятиях, перечень которых определен руководителем федерального органа государственной власти, в котором предусмотрена военная служба, при проведении этих мероприятий в случае необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в таких мероприятиях, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
В п. 5 Приложения N 2 к Положению указано, что дополнительные сутки отдыха, компенсирующие участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, предоставляются военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.
При этом такие сутки отдыха, право на которые возникло у военнослужащего, предоставляются ему сразу по окончании мероприятий, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, но с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.
Со сроком предоставления дополнительных суток отдыха неразрывно связана и выплата денежной компенсации вместо предоставления этих суток.
Из материалов дела видно, что период, в течение которого Абдулманапов привлекался к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, закончился в 2012 г.
Поэтому заявитель имел право на денежную компенсацию вместо дополнительных суток отдыха в 2012 г.
Согласно п. 2. ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей в отношении сотрудников ФСБ России до 1 января 2013 г.) размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливались не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.
Соответствие основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также соотношение окладов по другим типовым воинским должностям для установления окладов денежного содержания военнослужащих утверждались Президентом Российской Федерации.
При повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных государственных служащих одновременно в той же пропорции повышались (индексировались) размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
В силу ст. 12 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ, действующей в отношении сотрудников ФСБ России с 1 января 2013 г.) военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Как следует из ст. 1 и п.п. 4, 5 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" этот закон устанавливает денежное довольствие и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Единые размеры окладов по воинским званиям и типовым воинским должностям военнослужащих устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанные изменения в Федеральный закон в отношении сотрудников ФСБ России вступили в силу с 1 января 2013 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" (действующим в отношении сотрудников ФСБ России с 1 января 2013 г.) с 1 января 2012 г. установлены оклады по типовым воинским должностям в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, подлежащим замещению военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и размеры окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Следовательно, с 1 января 2013 г. оклады по воинским званиям и по типовым воинским должностям не повышены по отношению к их прежним размерам, а установлены вновь на основании введенной в действие новой системы правового регулирования отношений в сфере выплаты денежного довольствия военнослужащим.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для распространения вышеуказанных законодательных актов, вступивших в силу в отношении сотрудников ФСБ России с 1 января 2013 г., на правоотношения, имевшие место до указанной даты, не имеется.
Поскольку право Абдулманапова на получение денежной компенсации вместо дополнительных суток отдыха возникло в 2012 г., то командование обоснованно произвело эту выплату, исходя из размера оклада месячного денежного содержания, установленного до 31 декабря 2012 г.
При этом ссылка представителя заявителя на п. 3 приказа ФСБ России от 31 мая 2007 г. N 278 "О порядке и условиях выплаты военнослужащим органов Федеральной службы безопасности денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха" указанному выводу не противоречит, поскольку указанный ведомственный нормативный правой акт согласно ст. 11 ГПК РФ подлежит применению с учетом действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Грозненского гарнизонного военного суда от 7 октября 2013 г. по заявлению Баркаева М.Б. в интересах Абдулманапова Насруллы Мустапаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.