Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 05 февраля 2014 г. по делу N 33А-147/2014
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Костина В.А.,
судей:
Санникова А.Б.,
Василенко И.И.
при секретаре Арзуманяне А.А.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 7 октября 2013 г., которым частично удовлетворено заявление "данные изъяты" Сивоконева Дмитрия Викторовича об оспаривании действий начальника Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения) и командира войсковой части N, связанных с отказом в признании заявителя нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, и исключением его из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Василенко И.И., выступление военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа "данные изъяты" Гладышева С.Н., предложившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вступившим в законную силу решением Волгоградского гарнизонного военного суда от 5 октября 2006 г. Сивоконев, имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет и уволенный в связи с организационно-штатными мероприятиями, восстановлен в списках личного состава воинской части до обеспечения государственным жилищным сертификатом. В июле 2013 г. он отказался от получения предоставленного ему государственного жилищного сертификата и обратился к начальнику управления жилищного обеспечения с просьбой о принятии на учет нуждающихся в жилье, предоставляемом по договору социального найма, однако ему в этом было отказано. Приказом командира войсковой части N от "данные изъяты" он был исключен из списков личного состава этой воинской части без обеспечения жильем.
Сивоконев обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным этот приказ, обязать командира войсковой части N его отменить и восстановить его в списках личного состава воинской части до обеспечения жильем. Кроме того, он просил обязать начальника управления жилищного обеспечения признать его с составом семьи 4 человека нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, о чем внести сведения в соответствующий реестр, и предоставить такое жилье.
Гарнизонным военным судом заявление удовлетворено частично.
Суд обязал начальника управления жилищного обеспечения рассмотреть вопрос о признании Сивоконева нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, с составом семьи 4 человека.
В удовлетворении требований об отмене приказа командира войсковой части N от "данные изъяты" восстановлении его в списках личного состава воинской части, возложении на начальника управления жилищного обеспечения обязанности признать его нуждающимся в жилье, внесении сведений в соответствующий реестр, и предоставлении жилого помещения судом отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда в части отказа в удовлетворении заявления отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием изложенных в решении суда выводов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять в этой части новое решение, которым его требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование Сивоконев приводит положения ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, и указывает, что поскольку сертификат им реализован не был, он не мог считаться обеспеченным жильем посредством выдачи государственного жилищного сертификата. Распределение же ему государственного жилищного сертификата не свидетельствует об обеспечении его жильем и выполнении военным ведомством обязательств по данному вопросу. Поэтому у командования отсутствовали основания для исключения его из списков личного состава воинской части. Такая правовая позиция выражена в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 г. N 436-О-О и от 19 октября 2010 г. N 1301-О-О.
Кроме того, в жалобе обращается внимание на то, что был нарушен порядок исключения заявителя из списков личного состава воинской части, так как не было выплачено единовременное пособие при увольнении с военной службы и был неверно произведен подсчет льготной выслуги лет заявителя, а именно не учтено прохождение им с января по март 1996 г. военной службы в Чеченской Республике.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 13, 14 ст. 15 Федерального закона от "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Указанные граждане, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
В соответствии с п. 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, участие в подпрограмме добровольное.
Отказ же от участия в этой подпрограмме либо от предоставленного государственного жилищного сертификата военнослужащего, подлежащего увольнению с военной службы по льготному основанию, не согласившегося с увольнением и проходящего службу в добровольном порядке до получения жилого помещения, может рассматриваться как злоупотребление им правом применительно к социальной гарантии, предусмотренной п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которая содержит запрет на увольнение без жилья.
Поскольку по делу установлено, что восстановленный по судебному решению в списках личного состава воинской части до предоставления государственного жилищного сертификата Сивоконев в июле 2013 г. от него отказался и просил вместо предоставления этого сертификата обеспечить его жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что препятствий для исключения его из списков личного состава воинской части не имелось.
Это не противоречит правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 г. N 436-О-О и от 19 октября 2010 г. N 1301-О-О.
При этом суд правомерно указал, что заявитель вправе состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма и обязал начальника управления жилищного обеспечения рассмотреть данный вопрос.
Решение об отмене приказа об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части, восстановлении конкретных нарушенных прав и возмещении ущерба должно приниматься судом в случае, если нарушение прав этого лица не может быть устранено без восстановления его в списках личного состава воинской части.
Между тем судом установлено, что на момент исключения из списков личного состава воинской части Сивоконев был обеспечен причитающимися видами довольствия.
Невыплата заявителю единовременного пособия при увольнении, которое в соответствии со ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" не входит в состав денежного довольствия, не являлась основанием для восстановления Сивоконева в указанных списках.
Правомерно судом отказано и в требовании о подсчете льготной выслуги лет заявителя, поскольку представленные им документы не являлись подтверждением прохождения им с января по март 1996 г. военной службы в Чеченской Республике.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 7 октября 2013 г. по заявлению Сивоконева Дмитрия Викторовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.