Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Зубаровской С.В.,
судей: Козловой А.А. и Мацкив Л.Ю.,
при секретаре: Соломахиной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Смоленской области на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 24 октября 2013 года,
заслушав доклад судьи Зубаровской С.В., возражения представителя Н.А.Б. по доверенности Н.Л.С., полагавшего решение суда правильным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными,
УСТАНОВИЛА:
Н.А.Б. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения начальника Центра социального обеспечения Военного комиссариата Смоленской области (далее - Военкомат), в обоснование указав, что является членом семьи военнослужащего Н.К.С., умершего (дата) вследствие военной травмы; с 2006г. получает пенсию по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны РФ в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу ... ". После вступления в силу ФЗ от 07.11.2011г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ей с 01.01.2012г., как члену семьи умершего военнослужащего, выплачивалась ежемесячная денежная компенсация, которая прекращена с 01.10.2013г. решением Военкомата. Данное решение считала незаконным, просила его отменить, обязать Военкомат возобновить спорную выплату с 01.10.2013г. Одновременно просила взыскать с Военкомата причинённый моральный вред в сумме "данные изъяты" (л.д. 2-4).
Представитель Военкомата Г. заявленные требования не признал по тем основаниям, что Н.А.Б. не имеет права на получение ежемесячной компенсации, выплачиваемой члену семьи умершего военнослужащего, поскольку заболевание, явившееся следствием смерти Н.К.С., получено им при исполнении военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, что подтверждено заключением военно-врачебной комиссии. На момент смерти Н.К.С. не являлся инвалидом вследствие военной травмы, поэтому законных оснований для выплаты спорной компенсации не имеется. Данная компенсация были назначена Н.А.Б. ошибочно, Военкомат устранил допущенную ошибку, поэтому права Н.А.Б. действиями Военкомата не нарушены.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 24 октября 2013 года требования Н.А.Б. удовлетворены частично: на Военкомат возложена обязанность по возобновлению выплаты Н.А.Б. ежемесячной денежной компенсации с 01.10.2013г.
В апелляционной жалобе Военкомат просит отменить решение в части удовлетворённых требований и принять в этой части новое решение - об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя Военкомата, который, будучи надлежащим образом извещен о явке, в заседание судебной коллегии не явился.
Заслушав представителя заявительницы, проверив законность и обоснованность решения с учётом доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 9 ст. 3 ФЗ от 07.11.2011г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - ФЗ N 306) в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путём деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида 1 группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
При установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причинённого его здоровью, в размере 14000 руб. - инвалиду 1 группы (ч. 13 ст. 3 ФЗ N 306).
Из материалов дела следует, что Н.А.Б. является матерью военнослужащего Н.К.С.
(дата) Н.К.С. умер.
Из копии приказа начальника ФГУ ВНИИ ГО ЧС МЧС России от 20.01.2006г. N 4 следует, что полковник Н.К.С. был исключён из списков личного состава института с 15.01.2006г. в связи со смертью, которая связана с исполнением обязанностей военной службы.
Заключением Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны РФ от 24.03.2006г. N 16-И установлено, что заболевание Н.К.С., приведшее к его смерти, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
С 01.02.2006г. Н.А.Б. является получателем пенсии по случаю потери кормильца бессрочно, в соответствии со ст. 28 Закона РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-1).
С 01.01.2012г. Н.А.Б. назначена и выплачивалась ежемесячная денежная компенсация, как члену семьи умершего военнослужащего, предусмотренная ч. 9 ст. 3 ФЗ N 306.
С 01.10.2012г. выплата указанной компенсации Н.А.Б. прекращена на основании решения Военкомата, о чём ей сообщено письмом в сентябре 2013г. (день не указан) N 54493.
Удовлетворяя заявленное Н.А.Б. требование и возлагая на Военкомат обязанность по возобновлению выплаты ежемесячной денежной компенсации, суд, сославшись на нормы ст. 3 ФЗ N 306 и ст. 8 Закона N 4468-1, указав, что, поскольку развившееся заболевание и смерть кормильца связаны с воздействием радиационных факторов при исполнении им обязанностей военной службы, то есть смерть является последствием военной травмы, то на Н.А.Б. распространяются положения ФЗ N306 о выплате ежемесячной денежной компенсации.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он сделан при неправильном толковании норм материального права и без учёта всех обстоятельств по делу.
В зависимости от обстоятельств наступления инвалидности (смерти, гибели), предусмотренных законодательством РФ, от которых зависит уровень пенсионного обеспечения, выплата компенсаций и предоставление различных льгот, действующее законодательство определяет формулировки причин инвалидности, а также заключений о причинной связи увечий, заболеваний.
Пунктом 41 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого Постановлением Правительства от 25.02.2003г. N 123 (в действующей редакции), предусмотрено, что военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками:
- "военная травма";
- "заболевание получено в период военной службы";
- "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" - если заболевание получено освидетельствуемым в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
- "общее заболевание".
В соответствии с п. 7 Разъяснения Минтруда РФ от 15.04.2003г. N 1, утверждённого Постановлением Минтруда РФ от 15.04.2003г. N 17, причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы (далее - бывшим военнослужащим), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы
В соответствии с п. 12 указанных Разъяснений причина инвалидности с формулировкой "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, законодатель разграничил инвалидность, наступившую вследствие военной травмы, и инвалидность, связанную с катастрофой на Чернобыльской АЭС, равно как разграничил и причинную связь увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих.
Юридическим фактом, с которым ФЗ N 306 связывает право членов семьи умершего военнослужащего на меры социальной поддержки, в силу положений ч.8 и ч. 9 ст. 3 данного закона является наступление смерти именно вследствие военной травмы.
Вместе с тем, материалами дела не подтверждается, что заболевание Н.К.С., в результате которого наступила его смерть, было получено при исполнении обязанностей военной службы и квалифицируется как "военная травма".
Инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы, а также членам их семей устанавливаются иные дополнительные социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены специальным Законом РФ N 1244-1 от 15.05.1991г., регулирующим отношения с чернобыльской катастрофой.
Анализ положений ФЗ N 306 и норм Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 13 данного закона, утверждённых Постановлением Правительства РФ 22.02.2012г. N 142 указывает на то, что Н.А.Б. не отнесена к числу лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, установленных ФЗ N 306. Данный закон не содержит норм, приравнивающих права членов семьи военнослужащих, умерших вследствие заболевания, радиационно обусловленного, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, к членам семей военнослужащих, умерших вследствие военной травмы, и не подлежит расширительному толкованию относительно круга лиц, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки.
При таких обстоятельствах решение суда в части возложения на Военкомат обязанности по возобновлению Н.А.Б. выплаты ежемесячной денежной компенсации с 01.10.2013г. нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит в этой части отмене по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, с вынесением нового решения - об отказе в удовлетворении заявления Н.А.Б. в этой части.
Руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, Судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 24 октября 2013 года в части возложения на Военкомат обязанности по возобновлению Н.А.Б. выплаты ежемесячной денежной компенсации с 01.10.2013г. отменить и принять в этой части новое решение, которым:
Н.А.Б. в удовлетворении заявления об оспаривании решения начальника Центра социального обеспечения Военного комиссариата Смоленской области - отказать.
В остальной части это решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.