Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Подачевой Р.Т., поданной ее представителем Новиковым ФИО35, на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 25 ноября 2013 года, которым ей отказано в удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения представителя истицы Новикова И.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Подачева Р.Т. обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию (далее - Департамент) о признании права на назначение ежемесячной денежной компенсации, как вдове инвалида-чернобыльца В., умершего вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы. В обоснование требований указала, что является вдовой В., признанного инвалидом второй группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и имеет право на указанную компенсацию. Однако, ответчик незаконно отказал ей в назначении компенсации ссылаясь на отсутствие причины гибели ее супруга, призванного на военные сборы, вследствие "военной травмы". Просила обязать Департамент назначить ей к выплате с " ... " ежемесячную денежную компенсацию в связи со смертью мужа в размере ... руб. с последующей индексацией указанной выплаты в установленном законодательством порядке, а также взыскать с ответчика в ее пользу в возмещение расходов на оплату услуг представителя ... руб.
В судебном заседании представитель истицы Новиков И.Е. исковые требования поддержал.
Представитель Департамента Иванова Е.П. иск не признала, указав, что причина смерти В. "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" и не является "военной травмой".
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 25.11.2013 г. в удовлетворении исковых требований Подачевой Р.Т. отказано.
В апелляционной жалобе представитель истицы Новиков И.Е. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, указав, что истица имеет право на получение указанной компенсации, поскольку причиной смерти ее мужа является заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы. Суд не учел положения приказа Министра обороны РФ от 06.05.2012 г. N 1100.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон) в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 13 настоящей статьи для инвалида 1 группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
Членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного ч. 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной ч.ч. 9, 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считается, в том числе, супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную ч.ч. 9, 10 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом (ч. 11).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч.ч. 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионной обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. N 142 (далее - Правила), ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы (далее - члены семьи).
Для назначения ежемесячной денежной компенсации заявитель подает в уполномоченный орган по месту жительства заявление с указанием места жительства либо реквизитов счета, открытого в организации (филиале, структурном подразделении) Сберегательного банка Российской Федерации, и документы, включая, копию документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, либо копия заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы, - для назначения ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 9 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (пп. "б" п.4).
Из материалов дела усматривается, что Подачева Р.Т. является вдовой умершего В., являвшегося инвалидом вследствие заболевания, полученного при выполнении работ, связанных с ликвидацией катастрофы на ЧАЭС.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 27.05.2013 г. Департамент обязан назначить истице ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с " ... " в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", как вдове инвалида следствие аварии на Чернобыльской АЭС.
" ... " истица обратилась в Департамент с заявлением о назначении ей вместо выплачиваемой ежемесячной компенсации, назначенной на основании п. 15 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежемесячной денежной компенсации на основании ч. 9 ст. 3 Федерального закона, в чем ей было отказано, поскольку причина инвалидности с формулировкой "заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" не относится к понятию "военная травма".
Формулировки причин инвалидности, которые применяются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, содержатся в п. 2 разъяснения Министерства труда и социального развития РФ от 15.04.2003 г. N 17 (далее Разъяснение), и включают в том числе: "военная травма", "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС".
Пунктом 7 Разъяснения определено, что, если инвалидность военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы, причина инвалидности определяется с формулировкой "военная травма". Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы. Факт получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справкой по форме N 16, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны РФ, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны РФ, Российского государственного военного архива.
Причина инвалидности "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" устанавливается бывшим военнослужащим на основании соответствующего заключения ВВК, если заболевание, поставленное ВВК в связь с радиационным воздействием при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дает основания для установления инвалидности (п. 10 Разъяснения).
Таким образом, действующее законодательство разграничило причины инвалидности в зависимости от вида полученного заболевания. Различие в видах заболевания и причинах инвалидности влечет нетождественные правовые последствия.
Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются специальным Законом N 1244-1, пунктом 15 ч.1 ст.14 которого предусмотрена выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, а также, в случае смерти указанных граждан, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 ч.1 ст.14 Закона N1244-1, нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.
Правовых норм, которые гарантировали бы указанной категории лиц назначение ежемесячной денежной компенсации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, и членов их семей, Закон N1244-1 не содержит.
Решением экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (далее - РосМЭЖС) установлено, что причина смерти В. связана с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно заключению Центральной военно-врачебной комиссии , заболевание В. связано с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС - "заболевание радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС".
Согласно справки о результатах медико-социальной экспертизы по вопросу смерти инвалида - причина смерти В. "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС".
Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку истицей не представлены достоверные доказательства, которые бы подтвердили установление ее мужу инвалидности вследствие военной травмы либо с формулировкой "военная травма".
Довод жалобы о том, что истица имеет право на получение указанной компенсации, основан на неправильном толковании норм материального права.
Суд обоснованно указал, что полученное В. в период военной службы заболевание, послужившее основанием для установления ему инвалидности, не дает истице права на получение ежемесячной денежной компенсации в соответствии с ч. 9 ст. 3 Федерального закона, т.к. меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам в силу вышеназванной правовой нормы распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то есть при наличии формулировки инвалидности "военная травма". На граждан, инвалидность которых обусловлена заболеванием, радиационно обусловленным, полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, данные льготы не распространяются, в связи с чем права на получение такой выплаты у истицы нет.
Довод жалобы о том, что суд не учел положения приказа Министра обороны РФ от 06.05.2012 г. N 1100, правового значения не имеет, поскольку указанный приказ утверждает Порядок выплаты в Министерстве обороны РФ единовременных пособий, предусмотренных ч.ч. 8, 12 ст. 3 Федерального закона. Тогда как, истица обратилась в суд с иском о признании за ней права на назначение ежемесячной денежной компенсации на основании ч. 9 ст. 3 Федерального закона.
Иные доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о возможности иного мнения по делу.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и применил нормы материального и процессуального права, оценил представленные сторонами доказательства, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Решение суда является законным и обоснованным, по доводам жалобы оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 25 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Подачевой Р.Т., поданную ее представителем Новиковым И.Е., - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.