Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Руденко Н.В..,
судей Ивановой М.Ю., Гузенковой Н.В.,
при секретаре Михайлове Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гагаринского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Гагарин Смоленской области, Администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области, Администрации Смоленской области, Администрации муниципального образования "Никольское сельское поселение" Смоленской области, Областному Государственному казенному учреждению "Управление капитального строительства" Смоленской области о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта,
по апелляционной жалобе ответчика Администрации муниципального образования город Гагарин Смоленской области на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 11 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Ивановой М.Ю., объяснения представителя ответчика администрации муниципального образования город Гагарин Смоленской области Иволгиной Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Поповой Е.В., полагавшей оставить решение без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гагаринский межрайонный прокурор Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованием к Администрации МО город Гагарин Смоленской области о возложении обязанности по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, бесхозяйного путепровода через железную дорогу "данные изъяты", прилегающего с одной стороны к улично-дорожной сети "данные изъяты", с другой - являющегося продолжением автодороги "данные изъяты" В обоснование заявленных требований прокурор указал, что данный путепровод был введен в эксплуатацию в 1985 году, при этом Гагаринскому управлению дорожного строительства и благоустройства давалось указание принять его на свой баланс, однако данное обязательство исполнено не было. Правопреемник Гагаринского управления дорожного строительства и благоустройства - "данные изъяты" в муниципальную собственность указанный путепровод не передавало. Данный объект не является муниципальной собственностью, в реестре федерального имущества не числится, до настоящего времени собственник его не определен. По причине бездействия органов местного самоуправления контроль за состоянием объекта не осуществляется, он находится в неудовлетворительном состоянии, что создает опасность для граждан, может привести к возникновению аварийных ситуаций с причинением ущерба, нарушению жизнедеятельности и гибели людей.
Заместитель прокурора Виноградова О.Н. в судебном заседании иск поддерживала.
Представитель ответчика Администрации МО "город Гагарин" Смоленской области - Пузиков А.Ю. требования не признавал ввиду необоснованности, указав, что путепровод не является бесхозяйным, а находится в собственности Смоленской области.
В качестве соответчиков по делу привлечены Администрация МО "Гагаринский район" Смоленской области, Администрация Смоленской области, Областное Государственное казенное учреждение "Управление капитального строительства" Смоленской области, представители которых в суд не явились, извещались надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Представитель Администрации Смоленской области в письменных возражениях указывал на то, что Администрация Смоленской области является ненадлежащим ответчиком.
Администрация МО "Гагаринский район" Смоленской области возражений относительно иска не представила.
Представитель ОГКУ "Управление капитального строительства" Смоленской области в отзыве на иск ссылался на то, что путепровод должен обслуживаться Администрацией МО г.Гагарин.
Представитель привлеченной в качестве соответчика администрации МО "Никольское сельское поселение" Гагаринского района Смоленской области Говрашков Е.Н. в судебном заседании оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Привлеченный в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчиков Департамент Смоленской области по промышленности, транспорту, дорожному хозяйству явку своего представителя в суд не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве указал на то, что путепровод к "данные изъяты" должен быть включен в баланс МУП "Дорожник" на праве хозяйственного ведения.
Решением Гагаринского районного суда Смоленской области от 11.10.2013 исковые требования Гагаринского межрайонного прокурора Смоленской области удовлетворены, постановлено обязать Администрацию МО город Гагарин Смоленской области обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет бесхозяйного путепровода, расположенного через железную дорогу "данные изъяты"
В апелляционной жалобе Администрация МО город Гагарин Смоленской области просит решение отменить и принять новое решение, ссылаясь на несогласие с выводом суда о признании спорного путепровода бесхозяйным имуществом, поскольку его собственником в силу Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является Смоленская область, что подтверждается актом Государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 30.09.1985, согласно которому заказчиком строительства путепровода выступало Управление капитального строительства Смоленского облисполкома, а также Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Смоленской области, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 06.08.2010 N 457, в который включен участок дороги от Москвы до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест) - Гагарин протяженностью 4,30 км, с расположенным на нем спорным путепроводом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Таким образом, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника. Признание вещи бесхозяйной влечет возникновение у соответствующего муниципального образования право на приобретение ее в собственность.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривалось, что в 1985 году за счет средств федерального бюджета построен путепровод через дорогу "данные изъяты"
Согласно акту государственной приемочной комиссии путепровод был введен в эксплуатацию 30.09.1985.
Указанный акт утвержден решением исполнительного комитета Гагаринского городского Совета народных депутатов от 03.10.1985 N, при этом на Гагаринское Управление дорожного строительства и благоустройства возложена обязанность принять путепровод на свой баланс.
В 1992 году Гагаринское Управление дорожного строительства и благоустройства было реорганизовано в Муниципальное предприятие "данные изъяты" а с 13.08.2003 - Муниципальное унитарное предприятие "данные изъяты" В 2007 году на основании решения Арбитражного суда Смоленской области от 17.03.2006 "данные изъяты" признано несостоятельным (банкротом), что подтверждается исторической справкой к документальному фонду "данные изъяты" от 28.05.2013.
Постановлением Главы муниципального образования город Гагарин Смоленской области N94 от 09.07.2010 муниципальное образование Гагаринское городское поселение приняло в муниципальную собственность имущество, принадлежащее "данные изъяты" на праве хозяйственного ведения. Путепровод в перечне к данному постановлению не значится, также путепровод не был закреплен за "данные изъяты" и по распоряжению администрации Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области N3-6 от 26.01.2006.
Путепровод протяженностью 499, 7 погонных метра (с проходами 1284 погонных метра), с одной стороны прилегает к уличной дорожной сети города Гагарин, с другой стороны является продолжением автодороги "Подъезд к г.Гагарин".
В результате проведения ООО "Землемер" работ по определению фактического положения путепровода относительно границ города установлено, что в границах -населенного пункта г.Гагарин Смоленской области находится 563 погонных метра данного инженерного сооружения, на территории МО Гагаринского городское поселение, то есть за территорией населенного пункта г.Гагарин Смоленской области - 537 метров.
Разрешая спор, удовлетворяя иск прокурора и возлагая на Администрацию МО г.Гагарин обязанность по обращению в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке его на учет как бесхозяйного, суд первой инстанции руководствовался нормами ст.225 ГК РФ, ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов и обеспечение безопасности дорожного движения отнесено к вопросам местного значения, ст.ст.3,12,21,24 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", гарантирующими права граждан на безопасные условия движения по дорогам, и исходил из того, что спорный путепровод не является муниципальной собственностью, в реестре муниципального имущества и федерального имущества не состоит, на балансе МО "Гагаринский район" и МО город Гагарин Смоленской области не числится, то есть собственника данный объект не имеет, что создает трудности в его содержании, обслуживании и может привести к возникновению аварийных ситуаций с причинением ущерба, создает опасность для граждан, нарушению жизнедеятельности и гибели людей.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами, ввиду несоответствия установленным по делу обстоятельствам и представленным в их подтверждение доказательствам, неправильного применения норм материального права, учитывая следующее.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту- Закон).
Согласно п. 1 ст. 3 Закона автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы.
В соответствии с п. 3 ст. 3 вышеназванного Закона путепровод является искусственным дорожным сооружением, т.е. сооружением, предназначенным для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона.
Согласно Методическим рекомендация по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, принятым и введенным в действие Письмом Росавтодора от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис, искусственные дорожные сооружения являются конструктивными элементами дороги.
Из буквального толкования ч.1 ст.5, ч. 1, 8, 10 ст.6 Закона в их системной взаимосвязи следует, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности (включенные в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог не общего пользования федерального значения), собственности субъектов Российской Федерации (включённые в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования регионального или межмуниципального значения), в собственности физических или юридических лиц. Автомобильные дороги, не включённые в указанные перечни и не находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, а также не находящиеся в собственности физических или юридических лиц, находятся в муниципальной собственности - поселений, городских округов либо муниципальных районов (в зависимости от места нахождения).
В обоснование возражений относительно иска и в апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации МО г.Гагарин указывала на то, что путепровод является частью автомобильной дороги "Беларусь"- от Москвы до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест) - Гагарин протяженностью 4,30 км, которая включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Смоленской области, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 06.08.2010 N 457, следовательно, дорога, включая спорный путепровод, находится в собственности субъекта Российской Федерации Смоленской области.
Достоверных, неоспоримых, убедительных доказательств опровергающих приведенные утверждения представителя ответчика о том, что путепровод входит в состав вышеуказанной автодороги регионального и межмуниципального значения, прокурором не представлено.
Кроме того, спорный путепровод обеспечивает использование указанной автомобильной дороги, в силу ст.134 ГК РФ является его принадлежностью, должен следовать ее судьбе и не может рассматриваться как самостоятельный объект недвижимости, подлежащий постановке на учет как бесхозяйное имущество, поскольку является собственностью Смоленской области.
Таким образом, поскольку спорный путепровод имеет собственника, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения иска и возложения на Администрацию МО г.Гагарин обязанности по обращению в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке его на учет как бесхозяйного.
То обстоятельство, что большая часть путепровода расположена в административных границах МО город Гагарин и прилегает к уличной сети г.Гагарин, вопреки доводам прокурора, не свидетельствует об отнесении его к искусственным дорожным сооружениям автодороги местного значения, обязанность по постановке на учет и содержанию которой возложена на администрацию городского поселения.
Учитывая изложенное, на основании п.2,3,4 ч.1 ст.328 ГПК РФ решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в иске Гагаринскому межрайонному прокурору Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Гагарин Смоленской области, Администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области, Администрации Смоленской области, Администрации муниципального образования "Никольское сельское поселение" Смоленской области, Областному Государственному казенному учреждению "Управление капитального строительства" Смоленской области о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта.
Руководствуясь п.2 ст. 328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 11 октября 2013 отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Гагаринскому межрайонному прокурору Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования город Гагарин Смоленской области, Администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области, Администрации Смоленской области, Администрации муниципального образования "Никольское сельское поселение" Смоленской области, Областному Государственному казенному учреждению "Управление капитального строительства" Смоленской области о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.