Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 ноября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 ноября 2013 года Коршунов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в сумме "данные изъяты" рублей за несанкционированное самовольное строительство хозяйственных построек, расположенных в границах охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения сооружение "Мерзлотник", расположенного в "адрес".
Не согласившись с данным постановлением судьи, Коршунов А.Н. обратился в суд округа с жалобой, в которой просит о его отмене, поскольку он не является собственником домовладения, возле которого были установлены спорные объекты.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела по жалобе заявителя извещены надлежащим образом.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав показания свидетеля Муначева Э.А. об обстоятельствах выявления данного правонарушения сотрудниками Департамента культуры ЯНАО 24 июня 2013 года в ходе проведения выездной проверки, нахожу решение судьи подлежащим отмене, а производство по делу прекращению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст.49,123 Конституции РФ разбирательство дел в судах осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лицо, привлекаемое от имени государства к ответственности, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном порядке.
Соблюдение принципа презумпции невиновности в ходе производства по делам об административных правонарушениях также установлено ст.1.5 КоАП РФ.
В соответствии с п.6 ст.26.1 КоАП РФ выяснению по делу подлежат, в том числе обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В силу п.6 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с истечением сроком давности привлечения к административной ответственности.
На основании ч.1 ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ (правонарушение в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) (в редакции Федерального Закона от 29.06.2013 N 136-ФЗ, действовавшей на момент совершения данного административного правонарушения), не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
При этом, изменения, внесённые в ст. 4.5 КоАП РФ в части привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в течение одного года со дня совершения правонарушения, вступили в законную силу 8 августа 2013 года (Федеральный Закон N 96-ФЗ от 7 мая 2013 года).
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 (редакции от 19 декабря 2013 года) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Как следует из материалов дела, 24 июня 2013 года главным специалистом отдела учёта, популяризации объектов культурного наследия Департамента культуры Ямало-Ненецкого автономного округа был составлен акт осмотра технического состояния объекта культурного наследия регионального значения "Сооружение "Мерзлотник", расположенного в "адрес", из которого следует, что на момент проверки на территории данного объекта выявлен факт несанкционированного возведения гр. Коршуновым А.Н. хозяйственных построек (л.д.8-10).
В силу п.1 ч.1, ч.3 ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч.ч.1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В случаях, если после выявления административного правонарушения в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст.28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч.ч.1,2 ст.28.7 КоАП РФ).
Согласно п.72 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия и их государственную охрану, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.13 - 7.16, частью 1 статьи 19.4, частями 18 и 19 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса.
Между тем, административным органом, осуществляющим государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия и их государственную охрану, наделённым правом составления протоколов об административных правонарушениях, при непосредственным выявлении 24 июня 2013 года факта совершения Коршуновым А.Н. административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, решение о возбуждении дела об административном правонарушении, в том числе посредством проведения административного расследования для совершения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, не было принято.
Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст.28.7 настоящего Кодекса (ст.28.5 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14 КоАП РФ, в отношении Коршунова А.Н. был составлен лишь 11 октября 2013 года (л.д.1).
Таким образом, на момент вынесения 28 ноября 2013 года судьей первой инстанции постановления о привлечении Коршунова А.Н. к административной ответственности по ст.7.14 КоАП РФ срок давности привлечения его к административной ответственности (в редакции Федерального Закона от 29 июня 2013 года N 136-ФЗ, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) истёк. Однако, данные обстоятельства не были учтены судьей при вынесении обжалуемого судебного акта.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 ноября 2013 года отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Коршунова А.Н. по статье 7.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить.
Судья
Копия верна: судья суда ЯНАО Е.Г. Зотина
Копия верна: секретарь суда Н.Н. Копейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.