Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Руди О.В.,
судей Мурованной М.В., Кребеля М.В.,
при секретаре Аплиной А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе истца Тарлаганова Э. В. на решение Ленинского районного суда г. Томска от 25.11.2013
дело по иску Тарлаганова Э. В. к администрации Ленинского района г. Томска о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях и включении в указанный список с момента обращения.
Заслушав доклад судьи Мурованной М.В., объяснения истца Тарлаганова Э.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации Ленинского района г. Томска Сивенковой О.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тарлаганов Э.В. обратился в суд с иском к администрации Ленинского района г.Томска, в котором просил признать незаконным решение комиссии по вопросам опеки и попечительства администрации Ленинского района г. Томска от 05.08.2013 N 7 об отказе в включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях и включить его в данный список с даты подачи заявления. В обоснование указал, что его мать Т. лишена родительских прав решением Тегульдетского районного суда Томской области от 20.11.1978, а сведения об его отце внесены в запись о рождении на основании заявления матери. Согласно решению Тегульдетского районного совета народных депутатов он воспитывался в детском доме, жилое помещение за ним никогда не закреплялось. С 2003 года до настоящего времени он проживает в жилом помещении, предоставленном на основании договора социального найма Г. 26.07.2013 он обратился в отдел опеки и попечительства администрации Ленинского района г. Томска с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, однако комиссия приняла решение об отказе, поскольку он достиг возраста 23 лет. Считал данное решение противоречащим действующему законодательству.
В судебном заседании истец Тарлаганов Э.В. исковые требования поддержал, дополнительно пояснив, что в 2009 году он уже обращался с подобным заявлением в администрацию Октябрьского района г. Томска, однако ему также было отказано в связи с достижением возраста 23 лет. Полагал, что согласно действующему законодательству он вправе обратиться с соответствующим заявлением и по достижении указанного возраста.
Представитель ответчика администрации Ленинского района г. Томска Сивенкова О.А. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что истцу следовало обратиться с заявлением до достижения им возраста 23 лет.
Обжалуемым решением на основании ст. 27 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989, ст. 7 Конституции Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 1, 3, 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец Тарлаганов Э.В. просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, указав, что до достижения совершеннолетнего возраста он относился к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, право на обеспечение жилыми помещениями за которыми сохраняется до фактического обеспечения их жильем, то есть непосредственного предоставления пригодного для проживания жилого помещения. Однако до настоящего времени его законное право на получение жилого помещения на территории Томской области не реализовано. При этом судом первой инстанции не установлены причины его несвоевременной постановки на учет, которые могут быть признаны уважительными и послужить основанием для судебной защиты его права на обеспечение жильем.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для его отмены не нашла.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Тарлаганова Э.В., суд первой инстанции исходил из того, что истец, являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 23 лет и не вставшим до достижения этого возраста на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не имеет права на обеспечение жильем на основании ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку с достижением возраста 23 лет он утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей, и вследствие этого положения данного Федерального закона на него не распространяются.
Оснований не соглашаться с указанным выводом суда у судебной коллегии не имеется, поскольку он подтверждается материалами дела, основан на правильном толковании и применении норм материального права.
Так, статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В силу п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР в редакции, действовавшей на момент выпуска истца из государственного детского учреждения и достижения им совершеннолетия, граждане подлежали внеочередному обеспечению жилым помещением по окончании пребывания в государственном детском учреждении, где они находились на воспитании, если им не могла быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение. Такое право сохранено за ними как в последующей редакции данной нормы, так и Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, как правильно указано в апелляционной жалобе истца, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В таких случаях необходимо выяснять конкретные причины, в силу которых такое лицо своевременно не было поставлено на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Тарлаганов Э.В. родился /__/, его матерью является Т., отцом - Т.
Согласно выписке из решения Тегульдетского народного суда Тегульдетского района Томской области от 20.11.1978 Т. лишена родительских прав в отношении своего сына Тарлаганова Э.В., /__/ года рождения.
Из архивной справки /__/ N 392/10-12 от 30.09.2003, сообщения /__/ от 14.02.2013 N 465 следует, что истец воспитывался в детском доме /__/ (путевка /__/.), в /__/ (путевка /__/) по 30.08.1994.
Представитель ответчика Сивенкова О.А. в ходе судебного разбирательства не оспаривала, что истец относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждался в обеспечении жилым помещением.
Как следует из материалов дела, 26.07.2013 Тарлаганов Э.В. обратился в отдел опеки и попечительства администрации Ленинского района г. Томска с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Решением комиссии по вопросам опеки и попечительства Ленинского района г. Томска от 05.08.2013 N 7 в постановке на учет истцу отказано, так как в связи с достижением возраста 23 лет к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ он не относится.
При этом из сообщения администрации Октябрьского района г. Томска от 08.07.2009 N 37 усматривается, что 07.07.2009 истец уже обращался с аналогичным заявлением, которое также было оставлено без удовлетворения в связи с непредставлением им документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, и достижением им возраста 23 лет.
Из объяснений истца в суде апелляционной инстанции следует, что до 2009 года он по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в уполномоченные органы не обращался, так как ему не было известно о такой возможности.
Вместе с тем, принимая во внимание, что на момент вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (23.12.1996) истец уже достиг совершеннолетия и самостоятельно реализовывал свои права и законные интересы, на какие-либо уважительные причины несвоевременной постановки на учет лиц, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в жилом помещении (ненадлежащее выполнение обязанностей по защите его прав органами опеки и попечительства либо учреждением, в котором он обучался и воспитывался; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке его на учет; состояние здоровья, которое объективно не позволяло ему встать на учет нуждающихся в жилом помещении; отказ в постановке на учет до достижения возраста 23 лет из-за отсутствия всех необходимых документов; незаконное снятие с учета либо др.), не ссылался и доказательства их наличия в суд не представил, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания причин пропуска срока постановки истца Тарлаганова Э.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем.
Поскольку до достижения 23-летнего возраста истец не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не был поставлен до указанного возраста на учет нуждающихся в жилье и по заявлению опекуна либо попечителя, на момент обращения в отдел опеки и попечительства администрации Ленинского района г. Томска с заявлением о включении его в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ не относился к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достиг 23-летнего возраста, суд верно пришел к выводу об отказе в удовлетворения исковых требований.
При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Томска от 25.11.2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тарлаганова Э. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.