Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей Фоминой Е.А., Бондаревой Н.А.,
при секретаре Кошкина Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по апелляционной жалобе представителя Манушкова Н. В. - Лунина Г. В. на решение Советского районного суда г.Томска от 18 ноября 2013 года
по заявлению Манушкова Н. В. об оспаривании решения органа местного самоуправления
Заслушав доклад судьи Фоминой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Манушков Н.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации Новиковского сельского поселения Асиновского района Томской области N320 от 30.08.2013 об отказе во включении его в список детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Новиковского сельского поселения, обязании устранить допущенное нарушение, путем включения в указанный список.
В обоснование требований указал, что решением администрации Новиковского сельского поселения Асиновского района Томской области N320 от 30.08.2013 ему отказано во включении в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории Томской области, в связи с тем, что Манушков Н.В. имеет возможность принять наследство, открывшееся после смерти родителей. Полагает, что оспариваемое решение принято без учета заключения органа опеки и попечительства администрации Асиновского района, согласно которому проживание Манушкова Н.В. в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
В судебное заседание заявитель Манушков Н.В., его представители Лунин Г.В., Манушков И.В. требования поддержали по основаниям изложенным в заявлении.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации Новиковского сельского поселения Асиновского района Томской области.
Обжалуемым решением суд на основании ст.39, 46 Конституции Российской Федерации, ст.27 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989, ст.249, 254, 255, 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1, 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N2 "О практике рассмотрении судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", ст.5 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.51, 72, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 N28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области", п.2, 6 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений, утвержденных постановлением администрации Томской области от 29.12.2012 N562а, ст.98, 100, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), заявление Манушкова Н.В. удовлетворил, признал незаконным решение администрации Новиковского сельского поселения Асиновского района Томской области N320 от 30.08.2013 об отказе во включении его в список детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Новиковского сельского поселения; обязал администрацию Новиковского сельского поселения Асиновского района Томской области устранить допущенное нарушение путем принятия решения в соответствии с требованиями законодательства.
В апелляционной жалобе представитель заявителя Лунин Г.В. просит решение изменить, возложив на администрацию Новиковского сельского поселения Асиновского района Томской области обязанность устранить допущенное нарушение путем включения Манушкова Н.В. в список детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Новиковского сельского поселения. Указывает, что возложенная на администрацию Новиковского сельского поселения обязанность по принятию решения в соответствии с требованиями законодательства не в полной мере обеспечивает восстановление его нарушенного права на включение в список. Считает, что поскольку оспариваемое решение признано незаконным, отсутствует необходимость в принятии и оформлении администрацией другого решения по поставленному вопросу.
В возражениях относительно апелляционной жалобы глава Новиковского сельского поселения П. полагает апелляционную жалобу Манушкова Н.В., подлежащей удовлетворению.
В судебное заседание при рассмотрении дела в апелляционной инстанции стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным в силу ст. 327 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения не нашла.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В силу положений ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, регулирующих данные правоотношения.
При этом по смыслу положений ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации факт законности оспариваемых решений, действий (бездействия) должны доказать орган или лицо, чьи решение, действия (бездействие) обжалуются. Заявитель не освобождается от обязанности доказать факт нарушения его прав и свобод в результате этих решений и действий (бездействия).
Исходя из положений глав 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел данной категории подлежат выяснению следующие обстоятельства: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статьей 1 указанного Федерального закона определены категории лиц, на которые он распространяет свое действие: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 02.07.2013 N185-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и гигиенического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-03 "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" (в ред. от 15.08.2013 N148-03) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 6 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей жилых помещений, утв. Постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 N562а (в ред. от 24.04.2013 N182а), специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот на территории поселения, городского округа Томской области, в список которого включено лицо из числа детей-сирот. В случае если проживание лиц из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным, специализированные жилые помещения предоставляются в пределах территории муниципального района, городского округа Томской области, на территории которых находится ранее занимаемое жилое помещение.
Согласно ч.2 Порядка принятия заявления и иных документов, необходимых для принятия решения о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, утвержденного постановлением администрации Томской области от 29.11.2012 N558а, для включения в Список заявление о включении в Список по форме, утвержденной настоящим постановлением, и иные документы направляются в органы местного самоуправления поселений, городских округов Томской области, наделенные государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также лиц из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - уполномоченный орган), законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, самостоятельно, а в случаях, установленных федеральным законодательством, - органами опеки и попечительства.
Документами, необходимыми для принятия решения о включении в Список, являются документы, указанные в Перечне документов, необходимых для принятия решения о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, утвержденном настоящим постановлением (ч.4 указанного Порядка).
Судом первой инстанции установлено, что родителями Манушкова Н.В., /__/ года рождения, являются М., М.
Мать М. умерла /__/, отец М. решением Асиновского городского суда Томской области от /__/ лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних детей Манушкова Н.В. и Манушкова И.В.
Постановлением Главы администрации Асиновского района Томской области N790 от 29.09.1995 Манушков Н.В., /__/ года рождения, был помещен в дошкольный детский дом на полное государственное обеспечение.
Согласно справке заместителя Главы администрации Асиновского района от 12.02.2013 N106 Манушков Н.В.относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Манушков Н.В. состоит на регистрационном учете по адресу: /__/ с 24.03.2009 по настоящее время, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги от 12.02.2013 N89.
29.08.2013 Манушков Н.В. обратился с заявлением в администрацию Новиковского сельского поселения Асиновского района о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории Томской области.
Ответом администрации Новиковского сельского поселения Асиновского района Томской области 30.08.2013, выраженным в письме N320 от 30.08.2013, Манушкову Н.В. отказано во включении в список детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Новиковского сельского поселения. При этом, указано на то, что договором N77 на безвозмездную передачу квартир (домов) в собственность граждан, собственниками жилого помещения по адресу: /__/ являются: М. - 1/4 доля, М. ? 1/4 доля, Манушков Н.В. - 1/4 доля; Манушков И.В. 1/4 доля. В приватизированной квартире согласно выписке из похозяйственной книги от 29.08.2013 N 532 Манушков Н.В. имеет постоянную регистрацию с 24.03.2009 по настоящее время. Манушковым Н.В. приняты меры по фактическому принятию наследства, оставшегося после смерти родителей. Манушкову Н.В. было предложено обратиться в суд за признанием его принявшим наследство, состоящего, в том числе, и из квартиры. Также указано, что исходя из установленной Решением Совета Новиковского сельского поселения от 06.05.2006 N56 учетной нормы 10.0 кв.м на одного проживающего человека, площадь квартиры /__/ кв. м, при условии принятия Манушковым Н.В. и его братом Манушковым И.В. наследства, будет соответствовать установленным требованиям.
Разрешая заявление, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемое заявителем решение об отказе во включении Манушкова Н.В. в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, вынесено администрацией Новиковского сельского поселения Асиновского района Томской области без установления всех обстоятельств, положенных в основание отказа, а именно когда Манушков Н.В. принял наследство, оставшееся после смерти родителей, какими доказательствами подтверждается данное обстоятельство, в связи с чем обоснованно признал оспариваемый отказ незаконным.
В соответствии с разъяснениями в абзаце 3 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению.
Таким образом, указание в решении суда на принятие мер по восстановлению нарушенного права не является безусловной обязанностью суда в случае признания незаконным решения органа местного самоуправления, данное условие должно быть соблюдено лишь в необходимых случаях.
С учетом конкретных обстоятельств по делу, признание судом отказа Новиковского сельского поселения Асиновского района Томской области N320 от 30.08.2013 незаконным и возложение на администрацию обязанности устранить допущенное нарушение путем принятия решения в соответствии с требованиями законодательства судебная коллегия полагает достаточным, в связи с чем довод апелляционной жалобы об обратном не влечет изменение решения в обжалуемой части.
При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Томска от 18 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя представителя Манушкова Н. В. - Лунина Г. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.