Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Марисова А.М.,
судей: Кущ Н.Г., Величко М.Б.,
при секретаре Черновой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по заявлению Колбышевой А. Н. об оспаривании действий органа местного самоуправления
по апелляционной жалобе Колбышевой А. Н. на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 13 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Кущ Н.Г., объяснения представителя заявителя Жилко М.В. (доверенность от 22.10.2013), поддержавшей доводы жалобы, представителя заинтересованного лица Администрации Октябрьского района г.Томска Сорокину О.И. (доверенность от 09.01.2014), возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колбышева А.Н. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным распоряжение администрации Октябрьского района г. Томска N 1515 от 15.10.2013 "Об отказе во включении Колбышевой А.Н. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями", обязав администрацию Октябрьского района г. Томска включить Колбышеву А.Н. в Список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В обоснование заявленных требований указала, что обжалуемым распоряжением главы Администрации Октябрьского района г.Томска ей было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, без указания конкретного основания отказа. В письме N 6578 главы Администрации Октябрьского района было сообщено, что основания для включения заявителя в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, отсутствуют, поскольку Колбышева А.Н. состоит в браке с Колбышевым А.А. и в период брака приобретено жилое помещение.
Полагает, что данным отказом нарушено право заявителя на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законом.
В судебное заседание заявитель Колбышева А.Н. не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием ее представителя Жилко М.В.
Представитель заявителя Колбышевой А.Н. Жилко М.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования. Дополнительно пояснила, что Колбышева А.Н. является сиротой. Ранее она не обращалась с заявлением о включении ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку не знала о наличии такого права. Брачного договора у Колбышевых нет, квартира приобретена на кредитные средства супругов и находится в ипотеке.
Представитель заинтересованного лица Администрации Октябрьского района г. Томска Сорокина О.И. в судебном заседании полагала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. Пояснила, что поскольку супругом Колбышевым А.А. во время брака с заявителем была приобретена квартира, Колбышева А.Н. имеет право на 1/2 указанного жилья. Кроме того, заявитель зарегистрирована и проживает в указанной квартире, следовательно, в жилье не нуждается. Также включению в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, подлежат лица, обратившиеся за таким включением до 23 лет. Статус Колбышевой А.Н. как сироты Администрация Октябрьского района г. Томска не оспаривается, но в Список она не должна быть включена, так как ей уже более 23 лет.
Заинтересованное лицо Колбышев А.А. в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Решением Октябрьского районного суда г.Томска от 13.11.2013 на основании статей 7, 72 Конституции Российской Федерации, статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации, статей 30, 31, 51, 99, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 1, 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в удовлетворении требований Колбышевой А.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Колбышева А.Н. просит решение Октябрьского районного суда г. Томска от 13 ноября 2013 года отменить, полагая его незаконным и необоснованным. Выражает несогласие с выводом суда, о том, что заявителю отказано также по основанию достижения возраста 23 лет. Полагает, что данное основание не подлежало правовой оценке, поскольку оно не указано в ответах Администрации Октябрьского района г.Томска. Считает, что суд должен был рассматривать заявление только по основаниям, указанным в нем. Отмечает, что обязанность по реализации федерального закона лежит на соответствующих органах управления. Не согласна с выводом суда о том, что необходимым условием реализации права заявителя является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. Полагает, что основание для реализации права сохраняется до фактического обеспечения жилым помещением. Считает, что обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2006, на который сослался суд, не может быть основанием решения суда в 2013 году.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель заинтересованного лица Администрации Октябрьского района г.Томска Сорокина О.И. просила обжалуемое решение оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.327, ч.2 ст.257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в суд заявителя Колбышевой А.Н., третьего лица Колбышева А.А.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда верным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам и требованиям законодательства.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статьей 1 Закона (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") определены категории лиц, на которые Закон распространяет свое действие: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона (в ред. Закона N 15-ФЗ)с 01.01.2013 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу п. 9 ст. 8 Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения содержатся в ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ (ред. от 12.08.2013) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области".
Исходя из смысла указанных норм в их взаимосвязи следует, что лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняют право на предоставление жилого помещения при достижении возраста 23 лет в случае, если они встали (поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также внесены изменения в ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми категория детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 01.01.2013 исключена из категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 15-ФЗ указанные изменения вступили в силу с 01.01.2013.
Частью 2 ст. 4 Закона N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции родителями Зимниковой А.Н. являются З. и З. Согласно решению Асиновского народного суда Томской области от 07.02.1997 З. и З. лишены родительских прав, в том числе в отношении Зимниковой А.Н.
28.11.2009 Зимникова А.Н. вступила в брак с Колбышевым А.А., ей присвоена фамилия Колбышева (свидетельство о заключении брака от 28.11.2009 серии I-ОМ N613812).
07.10.2013 Колбышева А.Н. обратилась в Администрацию Октябрьского района г.Томска с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Распоряжением Главы Администрации Октябрьского района г.Томска от 15.10.2013 N1515 Колбышевой А.Н. отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Как следует из письма Администрации Октябрьского района г.Томска от 16.10.2013 N6578 причиной отказа явилось отсутствие оснований, предусмотренных законом, для включения в указанный список в связи с наличием жилого помещения, приобретенного на имя супруга заявителя в период брака.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно применив к возникшим правоотношениям нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что необходимым условием реализации права является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, принятие его на соответствующий учет.
Факт приобретения Колбышевым А.А. в период брака жилого помещения подтверждается выпиской из ЕГРП на объект недвижимого имущества от 25.09.2013, свидетельством о государственной регистрации от 23.01.2013 серии 70-АВ N373764, согласно которым Колбышевым А.А. на основании договора долевого участия в строительстве от 02.09.2011, договора цессии от 30.03.2012 приобретена квартира, расположенная по адресу: /__/, общей площадью /__/ кв.м.
Судом установлено, не оспаривалось заявителем, что в данном жилом помещении проживают Колбышев А.А., Колбышева А.Н. и их сын К.
В силу п. 1 ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Аналогичная норма закреплена в п. 1 ст. 33 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которой законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности, если брачным договором не установлено иное.
Согласно п. 2 ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации общим имуществом супругов являются приобретенные за счет их общих доходов движимые и недвижимые вещи, а также любое другое имущество, нажитое в браке. При этом не имеет значения, на имя кого из супругов оформлено такое имущество, а также кем из них вносились деньги при его приобретении.
Доказательств тому, что Колбышева А.Н. признавалась нуждающейся в улучшении жилищных условий, была включена в соответствующий список, предпринимала в установленном порядке какие-либо действия для постановки на учет, суду не представлено.
По мнению судебной коллегии, при таких обстоятельствах отказ Администрации Октябрьского района г.Томска во включении Колбышевой А.Н. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, является правомерным.
Также судебная коллегия находит законным и обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований также и в связи с тем, что истец впервые обратилась за реализацией своего права на получение жилого помещения в 2013 году в возрасте /__/ лет, то есть тогда, когда в соответствии с положениями ст.1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" она уже не относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достигла 23-литнего возраста, и, следовательно, не имела права на обеспечение жилым помещением в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона.
По мнению судебной коллегии, не может быть расценено в качестве обстоятельства, объективно препятствовавшего обращению заявителя за реализацией своего права на предоставление жилого помещения до достижения 23 лет, незнание закона.
Судебная коллегия также принимает во внимание то обстоятельство, что постановлением Главы Администрации Асиновского района от 26.02.1997 N186 за Зимниковй А.Н. была закреплена жилая площадь по адресу: /__/.
Данное постановление не было оспорено Колбышевой А.Н., признано утратившим силу только 18 сентября 2013 года.
Довод апеллянта о том, что за ней сохранилось право на предоставление жилого помещения вне зависимости от того, что на момент обращения с заявлением она достигла 23-летнего возраста, основан на неправильном толковании норм материального права.
Указание в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что квартира, расположенная по адресу: /__/ находится в ипотеке, не влияет на правомерность выводов суда, так как данный факт правового значения не имеет.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы правых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неверном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному рассмотрению дела, а также влекущих безусловную отмену решения суда в силу ч.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Томска от 13 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Колбышевой А. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.