Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей: Бондаревой Н.А., Фоминой Е.А.,
при секретаре Горбуновой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе Валиулиной Р. А. на решение Советского районного суда г. Томска от 14 ноября 2013 года
дело по заявлению Валиулиной Р. А. о признании недействительным постановления администрации г. Томска от 13.09.2012 N 1779-3 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по /__/ на кадастровом плане территории", возложении на филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Томской области обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке.
Заслушав доклад судьи Бондаревой Н.А., объяснения Валиулиной Р.А., настаивавшей на апелляционной жалобе, возражения представителя Местной религиозной организации православного Прихода Петропавловского собора г. Томска Томской епархии Русской Православной Церкви Хлебникова В.И., считавшего решение не подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Валиулина Р.А. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать недействительным постановление администрации г. Томска от 13.09.2012 N 1779-з "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: /__/ на кадастровом плане территории", возложить на филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Томской области (далее - Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области) обязанность исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке /__/.
В обоснование требований ссылалась на то, что является собственником нежилого помещения - гаража /__/ площадью /__/ кв.м в строении, расположенном по адресу: /__/. Гараж возведен на земельном участке площадью /__/ кв.м по адресу: /__/, кадастровый номер /__/. На основании постановления администрации г. Томска от 06.10.1999 N 2439р данный земельный участок предоставлен ей в долгосрочную аренду. Проезд к данному участку осуществляется через земли общего пользования. При рассмотрении публичной кадастровой карты в сентябре 2013 года ей стало известно о том, что с двух сторон от указанного проезда образованы и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки с номерами /__/ и /__/. Полагала, что земельный участок с кадастровым номером /__/ образован с нарушением положений действующего законодательства, а размеры участка, оставленного для проезда в гараж в результате образования спорного земельного участка, недостаточны для въезда её автомобиля в гараж.
В судебном заседании Валиулина Р.А. требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица Местной религиозной организации православного Прихода Петропавловского собора г. Томска Томской епархии Русской Православной Церкви Хлебников В.И. против удовлетворения требований возражал. Пояснил, что спорный земельный участок необходим для устройства технического проезда на территории собора. Для оформления участка в собственность не обращались.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Томска в судебное заседание не явился, представив письменный отзыв, из которого следует, что оспариваемое постановление принято в соответствии с компетенцией администрации г. Томска в порядке ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации на основании ходатайства Местной религиозной организации православного Прихода Петропавловского собора г. Томска. Постановление не нарушает прав заявителя, т.к. данным актом лишь утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, права на земельный участок постановлением не предоставлялись. Требования строительных норм и правил данным постановлением также не нарушены.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области.
Обжалуемым решением суд на основании ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 36, ст. 46 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 2, ст. 13, п. 3 ст. 129, ст. 262, п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 1, п. 2 ст. 11, п. 2 ст. 15, ст. 27, п. 1, 2 ст. 28, ст. 29, п. 2-4 ст. 34, п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 249, ч. 1 ст. 254, ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 5 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 25 Устава Города Томска, принятого решением Думы Города Томска от 04.05.2010 N 1475, Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", утвержденных решением Думы Города Томска от 27.11.2007 N 687, СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", п. 1, 24, 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Валиулина Р.А. просит решение отменить, принять новое - об удовлетворении требований. Полагает, что судом неправильно истолкованы и применены нормы материального права, выводы суда не основаны на законе и не соответствуют обстоятельствам дела.
Считает, что оспариваемое постановление органа местного самоуправления не соответствует требованиям законодательства, поскольку ограничивает доступ к её гаражу через земли общего пользования - /__/ с примыканиями и пересечениями. Данным постановлением в нарушение п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации допущены вклинивание, изломанность границ, невозможность использования объекта недвижимости на смежном земельном участке, а также нарушены требования Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федеральных законов от 21.12.2001 N 178-ФЗ, от 08.11.2007 N 257-ФЗ. При принятии данного постановления не соблюдены регламентированные расчетные параметры улиц и дорог со всеми их элементами в соответствии со Строительными нормами и правилами 2.07.01-89*, которые должны учитываться при образовании земельных участков.
Указывает, что земельный участок, образованный для предоставления церкви, представляет собой примыкание к дороге по /__/, а потому относится к землям общего пользования, не подлежащим приватизации. Вывод суда о том, что ее право на доступ в гараж может быть реализовано посредством установления сервитута, является необоснованным, поскольку на момент вынесения решения суда как заявитель, так и церковь не являлись собственниками своих земельных участков и нормы об установлении сервитута в данном случае неприменимы. Настаивает, что оспариваемым постановлением нарушаются её права, так как оно является правоустанавливающим документом для осуществления государственного кадастрового учета и внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости, а также определяет условия предоставления земельного участка церкви, в связи с чем создаются ограничения для нее по доступу в гараж уже с момента принятия названного акта, а не в будущем.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель администрации г. Томска Литвина Е.С. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие неявившихся представителей администрации г. Томска ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для его отмены.
Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Валиулиной Р.А. на праве собственности принадлежит помещение гаража, расположенное по адресу: /__/. Для эксплуатации данного гаража постановлением администрации г. Томска от 06.10.1999 N 2439р Валиулиной Р.А. предоставлен земельный участок площадью /__/ кв.м по /__/ на правах долгосрочной аренды на 20 лет и заключен договор аренды сроком с 06.10.1999 по 06.10.2019. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет и имеет кадастровый номер /__/.
Судом также установлено, что земельный участок, предоставленный заявителю в аренду, граничит с земельным участком (кадастровый номер /__/), принадлежащим Местной религиозной организации православный Приход Петропавловского собора г. Томска Томской области Томской епархии Русской Православной Церкви, а также с земельным участком (кадастровый номер /__/), принадлежащим на праве собственности А.
29.12.2011 Местная религиозная организация православный Приход Петропавловского собора г. Томска Томской области Томской епархии Русской Православной церкви обратилась в администрацию г. Томска с заявлением об образовании земельного участка со стороны /__/ для организации технического проезда на территорию Петропавловского собора г. Томска ( /__/).
Комиссия по вопросам предоставления земельных участков 20.03.2012 по заявке Томского епархиального Управления приняла положительное решение о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством - для эксплуатации конфессионального объекта. Местоположение земельного участка согласовано с заместителем начальника Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска, председателем комитета землеустройства, начальником отдела транспортной, инженерной инфраструктуры и изысканий, начальником отдела землеустройства для целей, не связанных со строительством, кадастровым инженером ТГУМП " /__/".
13.09.2012 на основании ходатайства Местной религиозной организации православный Приход Петропавловского собора г. Томска Томской области Томской епархии Русской Православной Церкви, протокола заседания комиссии по вопросам предоставления земельных участков, схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, с учетом карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Томск", утвержденных решением Думы г. Томска от 27.11.2007 N 687, администрацией г. Томска принято оспариваемое постановление N 1779-3 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: /__/ на кадастровом плане территории". Установлены виды использования земельного участка "конфессиональные объекты", условия предоставления - на праве собственности за плату.
Образованный земельный участок поставлен на временный кадастровый учет с кадастровым номером /__/ на срок до 19.02.2015.
Отказывая Валиулиной Р.А. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление принято в соответствии с законом и в пределах полномочий органа местного самоуправления, при этом права либо свободы заявителя не были нарушены.
Оснований не соглашаться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает.
В п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжения земельными участками, находящимся в муниципальной собственности.
На основании ст. 25 Устава Города Томска администрация г. Томска является органом местного самоуправления, которая, в том числе, осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимся в собственности Города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: в том числе, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача правоустанавливающих документов в связи с предоставлением земельных участков для целей, не связанных со строительством: предоставление земельных участков для иных целей, не связанных со строительством", утвержденным постановлением администрации г. Томска от 29.06.2012 N 772, установлена процедура и критерии предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования г. Томск, результатом которой является подписанное Мэром Города Томска и зарегистрированное постановление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, а также выдача заявителю письма о необходимости явиться для подписания проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка, или подписанное Мэром Города Томска и зарегистрированное письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
При этом в силу п. 3.2 названного регламента предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
1) прием и регистрация документов, представленных заявителем для получения правоустанавливающего документа на земельный участок для целей, не связанных со строительством, наложение резолюции об исполнении запроса;
2) запрос недостающих для предоставления муниципальной услуги документов в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
3) рассмотрение запроса заявителя и документов комиссией по вопросам предоставления земельных участков;
4) подготовка проекта схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории (далее по тексту настоящего регламента - схема расположения земельного участка) и проекта постановления администрации Города Томска об утверждении схемы расположения земельного участка (о приведении вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с возможными видами его использования) либо письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги;
5) согласование проекта постановления администрации Города Томска об утверждении схемы расположения земельного участка (о приведении вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с возможными видами его использования) либо письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги;
6) опубликование сообщения о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подготовка заключения по результатам опубликования и выдача (направление) заявителю схемы расположения земельного участка либо письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги;
7) подготовка проекта постановления администрации Города Томска о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, или письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги;
8) согласование, подписание, регистрация проекта постановления администрации Города Томска о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, либо согласование, подписание и регистрация письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги;
9) выдача или направление утвержденного проекта постановления администрации Города Томска о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, заявителю и направление утвержденного постановления с документами в Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска для подготовки договора купли-продажи или аренды земельного участка либо выдача (направление) письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги;
10) прием и регистрация документов о предоставлении земельного участка в Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, подготовленных Департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, направление на рассмотрение;
11) рассмотрение поступивших документов, подготовка проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка;
12) подписание и регистрация проекта договора купли-продажи или аренды и письма о необходимости явиться для подписания проекта договора;
13) выдача (направление) заявителю письма о необходимости явиться для подписания проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка, подписанного Департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, представляющим интересы муниципального образования "Город Томск".
Из анализа указанных положений следует, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является первоначальным этапом при решении вопроса о возможности предоставления участка какому-либо лицу, с последующим проведением землеустроительных работ и работ по постановке земельного участка на кадастровый учет, в целях его формирования как объекта гражданских правоотношений, с соблюдением процедуры, предусмотренной действующим законодательством.
При таких данных судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый ненормативный акт не может нарушать прав заявителя как землепользователя другого земельного участка, поскольку не порождает каких-либо прав у лица, испрашиваемого земельный участок, вопрос о возможности предоставления которого в конкретных границах решается впоследствии и не рассматривается законодателем в качестве оснований возникновения, изменения или прекращения существующих прав на землю.
Согласно ст. 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, нарушение прав и свобод заявителя является необходимым основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным решения органа местного самоуправления. Отсутствие таких нарушений исключает удовлетворение требований заявителя.
В ходе рассмотрения дела совокупность условий, необходимых для признания незаконным оспариваемого постановления, не установлена. В силу чего суд пришел к обоснованному выводу о том, что ненормативный акт, принятый администрацией г. Томска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не влечет для заявителя неблагоприятных правовых последствий в виде нарушения прав и охраняемых законом интересов, и об отказе в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемым постановлением создаются ограничения по доступу в гараж, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку доказательств нарушения конкретных, а не предполагаемых прав материалы дела не содержат, так же как и наличия каких-либо негативных последствий для заявителя в результате принятия оспариваемого постановления и постановкой земельного участка на временный кадастровый учет.
Кроме того, как следует из кадастровой выписки, земельный участок с кадастровым номером /__/ в настоящее время снят с кадастрового учета, в связи с чем он не является объектом, права на который могут быть впоследствии предоставлены какому-либо лицу. Что также свидетельствует об отсутствии нарушения прав заявителя.
Остальные доводы апелляционной жалобы, опровергающие выводы суда, не могут повлиять на постановленное судом решение и не свидетельствуют о наличии оснований к его отмене.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Томска от 14 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Валиулиной Р. А.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.