Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Марисова А.М.,
судей Величко М.Б., Кущ Н.Г.,
при секретаре Мочаловой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по заявлению Мельниковой Е. Н. о признании незаконным решения Администрации Томского района Томской области об отказе в образовании и предоставлении в собственность земельного участка для садоводства
по апелляционной жалобе представителя Администрации Томского района Томской области Мережкиной С. А. на решение Советского районного суда г. Томска от 10 декабря 2013 года.
Заслушав доклад судьи Величко М.Б., пояснения представителя Администрации Томского района Томской области Мережкиной С.А., настаивавшей на доводах апелляционной жалобы и дополнениях к ней, представителей Мельниковой Е.Н. Мельникова О.О. и Лаптева Д.Б., возражавших против данных доводов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мельникова Е.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации Томского района об отказе в образовании и предоставлении в собственность земельного участка по адресу: /__/, площадью /__/ кв.м, для садоводства, оформленное письмом N02-33/2739 от 12.11.2013.
В обоснование заявленных требований указала, что 04.10.2013 обратилась в Администрацию Томского района с заявлением об образовании и предоставлении ей в собственность указанного земельного участка для садоводства. Письмом N02-33/2739 от 12.11.2013 Администрация Томского района отказала в удовлетворении её заявления, указав, что спорный земельный участок расположен на территории санитарно-защитной зоны газораспределительной станции, где размещение садоводства недопустимо. Считает отказ незаконным и необоснованным.
Дело рассмотрено судом в отсутствие Мельниковой Е.Н. и представителя Администрации Томского района Томской области.
Представители заявителя - Лаптев Д.Б., Мельников О.О. в судебном заседании просили заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным заявителем.
Из отзыва Администрации Томского района Томской области следует, что испрашиваемый Мельниковой Е.Н. земельный участок не мог быть предоставлен для садоводства в связи с тем, что находится на территории санитарно-защитной охранной зоны.
Решением Советского районного суда г. Томска от 10 декабря 2013 года на основании ст. 12, ч.2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N2 от 10.02.2009 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", п.6 постановления Пленума Верховного Суда N6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда N8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", ст.13, Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 29, 69, 70, п.1 ст. 28, ч.2 ст. 11, ч.4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 14, 41, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.245, 258, ч.1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подп. 5 п.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 N191-ФЗ (в редакции от 29.06.2012) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" признано незаконным решение Администрации Томского района Томской области об отказе в образовании земельного участка для садоводства, расположенного по адресу: /__/, площадью /__/ кв.м.; на Администрацию Томского района Томской области возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение по заявлению Мельниковой Е.Н. от 04 октября 2013 года N4327-з.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Томского района Томской области Мережкина С.А. просит решение суда отменить.
Указывает, на необоснованность вывода суда об отсутствии документального подтверждения наличия в месте нахождения испрашиваемого заявителем земельного участка санитарно-защитной зоны. Наличие данной зоны подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением и проектом организации санитарно-защитной зоны.
Выражает также несогласие с выводом суда о том, что письмо, подписанное первым заместителем Главы района - начальником Управления по социально-экономическому развитию села К., подписано не уполномоченным на то лицом. Согласно п. 9 ст. 27 Устава муниципального образования "Томский район" в случае отсутствия Главы Томского района или невозможности исполнения им должностных обязанностей (командировка, отпуск, болезнь, иные причины) его полномочия осуществляет первый заместитель Главы Томского района либо иное лицо, уполномоченное распоряжением Администрации Томского района. Вопрос о полномочиях Первого заместителя Главы района - начальника Управления по социально - экономическому развитию села К. ни в заявлении об оспаривании решения, ни на стадии подготовки дела к судебному разбирательству судом не ставился.
Считает, что суд в целях правильного рассмотрения и разрешения дела при наличии сомнений вправе самостоятельно истребовать доказательства по своей инициативе.
Указывает, что Администрация Томского района Томской области в соответствии с п.п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит освобождению от уплаты госпошлины, поэтому возложение судебных расходов на Администрацию Томского района Томской области считает необоснованным.
В возражениях на апелляционную жалобу Мельникова Е.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней и возражения на них, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15.04.1998 N 66-ФЗ (далее ? Федеральный закон N66-ФЗ) граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.
В силу п. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ). В соответствии с п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
По смыслу п. 4 ст. 28 ЗК РФ гражданин имеет право на получение земельного участка в собственность, если отсутствуют установленные законом запреты: изъятие земельного участка из оборота, установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельного участка, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд; при этом земельный участок должен быть предназначен для испрашиваемых целей и свободен от прав третьих лиц.
В соответствии со ст. 35, 37 Устава муниципального образования "Томский район", утвержденного решением Думы Томского района от 29.09.2011 N82 (в ред. от 30.05.2013), Администрация Томского района Томской области является органом местного самоуправления, который, в том числе, осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования "Томский район", а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п. 9 ст. 27 Устава муниципального образования "Томский район" в случае отсутствия Главы Томского района или невозможности исполнения им должностных обязанностей (командировка, отпуск, болезнь, иные причины) его полномочия осуществляет первый заместитель Главы Томского района.
Удовлетворяя заявление Мельниковой Е.Н. в части признания незаконным решения Администрации Томского района Томской области об отказе в образовании земельного участка для садоводства, суд пришел к выводу, что Администрацией Томского района Томской области не доказано наличие ограничений, препятствующих предоставлению земельного участка для садоводства, поскольку не представлено доказательств утверждения проекта санитарно-защитной зоны газораспределительной станции магистрального газопровода /__/.
Вместе с тем такой вывод суда сделан при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, не основан на нормах материального права и противоречит материалам дела.
Так, судом установлено и следует из материалов дела, что ответом Администрации Томского района Томской области N02-33/2739 от 12.11.2013 Мельниковой Е.Н. отказано в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: /__/ площадью /__/ кв.м со ссылкой на то, что данная территория является санитарно-защитной зоной (СЗЗ) действующей газораспределительной станции (далее- ГРС) магистрального газопровода /__/ (п.п. 2.5 и 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03).
Согласно ч. 2 ст. 85 ЗК Российской Федерации градостроительные регламенты территориальных зон устанавливаются Правилами землепользования и застройки.
Градостроительный регламент является актом, определяющим правовой статус земельных участков, входящих в состав конкретной территориальной зоны. Им устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков, а также ограничения использования земельных участков. Предоставление земельных участков органами государственной власти, органами местного самоуправления должно производиться с учетом допускаемых градостроительным регламентом видов разрешенного использования.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (пункт 1); при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков должны соблюдаться санитарные правила (пункт 2).
В соответствии с ч. 3 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК Российской Федерации) границы зон с особыми условиями использования территорий, к которым согласно ч. 4 ст. 1 ГрК Российской Федерации относятся и санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
В ч. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК Российской Федерации) указано, что в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
В силу п. 5 ст. 85 ЗК Российской Федерации порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется, в том числе, органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.
В подп. 1 п. 6 ст. 90 ЗК Российской Федерации указано, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки, в том числе, для: размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов. Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Из дела видно, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится с северной стороны от газораспределительной станции магистрального газопровода /__/ в пределах 300 м от неё.
Указанное обстоятельство участниками сомнению не подвергнуто, подтверждается схемой расположения земельного участка, представленной Мельниковой Е.Н. на утверждение в Администрацию Томского района Томской области, пояснениями представителя Мельниковой Е.Н. Мельникова О.О. в суде апелляционной инстанции о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в 280 м от указанной станции.
В силу п. п. 2.1 - 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к данным санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых названными санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух, который должен быть подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная)- на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
В соответствии с требованиями п. 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 газораспределительная станция магистральных газопроводов является объектом III класса опасности, санитарно-защитная зона в отношении указанного промышленного объекта, относящегося к III классу опасности, предусматривается равной 300 м (далее- нормативная СЗЗ). Согласно п. 5.1 СанПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в указанной санитарно-защитной зоне не допускается размещать территории, в том числе, садоводческих товариществ или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания.
В силу п. 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха и измерений.
Ссылаясь на нарушение права на предоставление земельного участка в целях использования для садоводства, Мельникова Е.Н. не представила доказательства возможности осуществления садоводческой деятельности с учетом требований санитарных норм и правил, в частности СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель.
При разрешении вопроса об определении на местности названной СЗЗ учитываются нормы градостроительного законодательства. Санитарно-защитная зона - одна из разновидностей зон с особыми условиями использования территорий (п. 4 ст. 1 ГрК РФ), которые отражаются в документах территориального планирования вне зависимости от того, разработаны ли проекты СЗЗ эксплуатирующей организацией или нет (п. 3.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, ч. 5 ст. 30 ГрК РФ).
Таким образом, к обязанностям органов местного самоуправления в силу ч. 5 ст. 30 ГрК Российской Федерации, ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ в этом случае относится лишь отображение на карте градостроительного зонирования данной зоны с особыми условиями использования. При отсутствии утвержденных уполномоченными органами границ СЗЗ за основу берется санитарная классификация предприятий, установленная санитарными нормами и правилами.
В части ч. 1 ст. 56 ЗК Российской Федерации указано, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Генеральный план территории муниципального образования "Заречное сельское поселение, утвержденный постановлением Администрации Заречного сельского поселения N150 от 14.08.2006, в соответствии с п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ относит спорный земельный участок к санитарно-защитной зоне.
Таким образом, ограничение прав на землю установлено вышеуказанным федеральным законодательством, ссылка Администрации Томского района Томской области на упомянутую санитарно-защитную зону, обозначенную на генеральном плане территории Заречного сельского поселения, обоснована.
Учитывая, что спорный земельный участок расположен в пределах СЗЗ, определенной действующими санитарными нормами и правилами (300 м), его предоставление Мельниковой Е.Н. в целях осуществления садоводства противоречит закону.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения - об отказе в удовлетворении заявления Мельниковой Е.Н.
Руководствуясь п.2 ст.328, ст.329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 10 декабря 2013 года отменить, принять новое.
Заявление Мельниковой Е. Н. о признании незаконным решения Администрации Томского района Томской области об отказе в образовании и предоставлении в собственность земельного участка по адресу: /__/, площадью /__/ кв.м, для садоводства, оформленное письмом N02-33/2739 от 12.11.2013, оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.