судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей Емельяновой Ю.С., Небера Ю.А.,
при секретаре Беликовой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Бурыхиной Т. М., Афанасьевой А. И. к открытому акционерному обществу "Томскэнергосбыт", обществу с ограниченной ответственностью "Горсети" о признании незаконной установку общедомового прибора учета электроэнергии, перерасчете платы за электроэнергию, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Бурыхиной Т. М., Афанасьевой А. И. на решение Кировского районного суда г. Томска от 04 декабря 2013 года.
Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.С., объяснения Бурыхиной Т.М., поддержавшей апелляционную жалобу, объяснения представителя ОАО "Томскэнергосбыт" Мухарьямова Р.Ф. и представителя ООО "Горсети" Курбетьевой М.П., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бурыхина Т.М., Афанасьева А.И. обратились в суд с иском к ОАО "Томскэнергосбыт", ООО "Горсети", в котором, с учетом увеличения исковых требований, просили: признать незаконной установку ООО "Горсети" общедомового прибора учета электроэнергии по адресу: /__; обязать ОАО "Томскэнергосбыт" произвести перерасчет платы за электроэнергию, начисленной истцам за период с 01.08.11 по 31.08.13 без учета показаний общедомового прибора учета электроэнергии; обязать ОАО "Томскэнергосбыт" произвести перерасчет потребителю Бурыхиной Т.М. платы за электроэнергию, начисленной за период с 06.06.06 по 31.03.12 с учетом фактически зарегистрированных 2 жильцов, наличия 3-х комнат и общей площади в размере /__ кв.м; взыскать с ответчиков в пользу Бурыхиной Т.М. компенсацию морального вреда в размере /__ руб., судебные расходы в размере /__ руб.
В обоснование заявленных требований указали, что являются жильцами многоквартирного дома, расположенного по адресу: /__. Ответчик ОАО "Томскэнергосбыт", являясь поставщиком электрической энергии в данный дом, ежемесячно выставляет счета за электроэнергию. С августа 2011 года начисления на общедомовые нужды стали значительно выше, поскольку расчет стал производиться на основании показаний общедомового прибора учета, установка которого произведена без согласия собственников дома, в собственность данный прибор собственникам многоквартирного дома также не передавался. Данный прибор был установлен за счет ООО "Горсети" и является собственностью последнего. Полагают, что установка прибора произошла с нарушением действующего законодательства. В этой связи обязанность оплачивать указанные в счетах суммы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, у них отсутствует. Электроэнергия, фактически потребляемая каждым из истцов для собственных бытовых нужд, оплачивается ими своевременно и в полном объеме. Кроме того, ОАО "Томскэнергосбыт" в счет-квитанциях на оплату электроэнергии по /__(потребитель Бурыхина Т.М.) до марта 2012 года необоснованно указывал сведения о количестве зарегистрированных в квартире жильцов (четыре вместо двух), количестве комнат и площади помещения, в связи с чем Бурыхина Т.М. просила произвести перерасчет платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды с 06.06.2006 по 31.03.2012.
Истцы Бурыхина Т.М., Афанасьева А.И. в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО "Томскэнергосбыт" Мухарьямов Р.Ф., представитель ООО "Горсети" Курбетьева М.П. исковые требования не признали.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц - представителей администрации Ленинского района г.Томска и ООО "УК "Ленинский массив".
Суд на основании ст. 153, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), ст. 438, 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 N 307, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 в удовлетворении иска Бурыхиной Т.М. и Афанасьевой А.И. отказал.
В апелляционной жалобе Бурыхина Т.М., Афанасьева А.И. просят решение суда отменить, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Выражают несогласие с отзывом на иск администрации Ленинского района г. Томска в в части того, что установка общедомового прибора учета электроэнергии по /__ произошла в рамках программы "Капитальный ремонт жилищного фонда" на 2013 - 2015 годы, утвержденной постановлением администрации г. Томска N 811 от 10.07.2012, а также, что собственники многоквартирного дома по /__ приняли решение о проведении выборочного капитального ремонта электроснабжения дома и во исполнение данного решения была проведена замена общедомового прибора учета, указывая, что данные обстоятельства какими-либо объективными доказательствами не подтверждены.
Полагают неверным вывод суда о том, что на установку и замену общедомового прибора учета электроэнергии, принадлежащего энергосбытовой организации, не требуется обязательного согласия собственников помещений многоквартирного дома. Считают, что установка общедомового прибора учета электроэнергии была произведена с нарушением требований действующего законодательства, суд неверно применил нормы Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Анализируя нормы данного закона, указывают, что обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, собственники вправе в установленные законом сроки принимать решение об установке данных приборов, участвовать в комиссии при вводе их в эксплуатацию. В этой связи считают, что расчет ОАО "Томскэнергосбыт" платы за электрическую энергию, начисляемой с учетом показаний общедомового прибора учета, установленного с нарушением предусмотренного законом порядка, неправомерен.
Выражают несогласие с выводом суда об отказе Бурыхиной Т.М. в перерасчете платы за электроэнергию за период 06.06.2006 по 01.10.2013 с учетом фактически зарегистрированных жильцов, применении судом срока исковой давности. Полагают, что из решения суда не ясно, на какой именно период суд распространяет срок исковой давности и на каком основании суд отказывает в удовлетворении требования о проведении перерасчета за остальной период.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ОАО "Томскэнергосбыт" Мухарьямов Р.Ф., представитель ООО "Горсети" Курбетьева М.П. считают решение суда законным и обоснованным, жалобу - не подлежащей удовлетворению.
На основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие Афанасьевой А.И., извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Отказывая истцам в удовлетворении иска в части требований о признании незаконной установки ООО "Горсети" общедомового прибора учета электроэнергии по адресу: /__, возложении на ОАО "Томскэнергосбыт" обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию, начисленной истцам за период с 01.08.11 по 31.08.13 без учета показаний общедомового прибора учета электроэнергии, суд первой инстанции исходил из того, что замена общедомового прибора учета произведена в соответствии с требованиями действующего законодательства, начисление потребителям коммунальной услуги платы за электроснабжение с учетом показаний общедомового прибора учета является правомерным.
Указанные выводы суда судебная коллегия считает верными, так как они соответствуют как установленным по делу обстоятельствам, так и требованиям закона, правильно примененного к возникшим правоотношениям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Бурыхина Т.М. является собственником квартиры /__/ в многоквартирном доме, расположенном по /__, Афанасьева А.И. - нанимателем жилого помещения N в этом же доме. В занимаемых истцами квартирах установлены индивидуальные приборы учета электроэнергии.
ОАО "Томскэнергосбыт" является ресурсоснабжающей организацией, а также производит расчет платы за потребленную электроэнергию.
17.02.2011 на траверсе, на стене жилого дома /__/ по /__, ООО "Горсети" за счет собственных средств в рамках городской программы модернизации электроучета взамен снятого счетчика установлен общедомовой прибор учета РиМ 614.01 N767819. Приемка указанного прибора в эксплуатацию оформлена актом приемки электроучета от 17.02.2011, составленным с участием ООО "Горсети" и ООО "УК " /__", являвшейся на тот момент управляющей организацией. Актом от 17.02.2011, подписанным ООО "Горсети" и ООО "УК " /__", установлена граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон: на траверсе, установленной на стене жилого дома по адресу: /__
Показания установленного 17.02.2011 прибора электроучета используются ответчиком ОАО "Томскэнергосбыт" для определения объемов потребления электроэнергии в доме и расчета размера платы за электроснабжение, что не оспаривалось ответчиками в ходе рассмотрения дела.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за электроснабжение (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Спорным по настоящему делу является период с 01.08.11 по 31.08.13.
На момент возникновения спорных правоотношений действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, которые регулировали, в том числе, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Абзац 2 пункта 7 Правил содержал специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме, предусматривающие плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объема электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Пункт 22 названных Правил предусматривал, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета расчет размера платы производился в порядке, установленном пунктом 19 Правил, т.е. по нормативу потребления. С 01.09.2012 Правила утратили силу (за исключением положений, касающихся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 01.01.2015) в связи с введением в действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды. Согласно п. 44 Правил, в первоначальной редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам; объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11,12,13,14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Частью 5 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до 01 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч.9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5-6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Как следует из ч. 10 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, до 01.07.2010 организации, указанные в ч.9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
В силу ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (в редакции закона от 23.11.2009) до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. После 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частью 5 настоящей статьи объектов в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Проанализировав вышеуказанные нормы, суд первой инстанции верно указал, что действующим законодательством не предусмотрено обязательное согласие собственников помещений многоквартирного дома на замену приборов учета электрической энергии, оформленное в виде соответствующего решения.
Доводы апелляционной жалобы об обратном направлены на иное токование норм материального права, а потому судебной коллегией отклоняются.
Несогласие апеллянта с возражениями, изложенными в отзыве на иск администрацией Ленинского района г. Томска, согласно которым общедомовой прибор учета установлен на основании решения общего собрания собственников многоквартирного дома, основанием для отмены решения суда не является, поскольку данные обстоятельства судом не установлены и в основу изложенных в решении выводов не положены.
Отказывая Бурыхиной Т.М. в удовлетворении требований о возложении на ОАО "Томскэнергосбыт" обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию, начисленной за период с 06.06.06 по 31.03.12 с учетом фактически зарегистрированных 2 жильцов, наличия 3-х комнат и общей площади помещения, взыскании с ответчиков в пользу Бурыхиной Т.М. компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, что в части спорного периода перерасчет ответчиком был произведен, а в остальной части оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку истцом пропущен срок исковой давности, о применении которого заявил представитель ответчика в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции.
Оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 196 ГК РФ).
В силу п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
П. 2 ст. 155 ЖК РФ предусматривалось, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ данный пункт изложен в следующей редакции: плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 N 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
В связи с изложенным срок исковой давности по требованию о перерасчете платы за потребленную электроэнергию за период с 06.06.2006 и до 23.10.2010 (три года, предшествующие обращению истца в суд) истцом Бурыхиной Т.М. пропущен. При этом суд первой инстанции верно учел, что истец не заявил о восстановлении пропущенного срока и доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока исковой давности, не представил.
Учитывая, что ОАО "Томскэнергосбыт" произвело перерасчет платы за потребленную электроэнергию за период с февраля 2009 года по февраль 2012 года, что следует из представленной ответчиком справки (л.д. 222), при этом в счет-квитанции за март 2012 года количество зарегистрированных в квартире указано верно - 2 чел. (л.д. 35), суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения требования о производстве перерасчета за остальной период.
Указание судом первой инстанции общей суммы произведенного перерасчета (1220,20 руб.), которая также включает в себя перерасчет в связи с выявленным самовольным подключением квартир N 2, 3, 5, на правильность выводов суда не влияет.
В связи с тем, что судом первой инстанции не установлено нарушение прав Бурыхиной Т.М., верным является вывод суда первой инстанции об отсутствии предусмотренных законом оснований для компенсации истцу морального вреда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно отказано Бурыхиной Т.М. в производстве перерасчета, сводятся к переоценке доказательств, оспариванию обоснованности выводов суда об установленных обстоятельствах, тогда как оснований для таковой не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Томска от 04 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бурыхиной Т. М., Афанасьевой А. И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.