Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей: Емельяновой Ю.С., Небера Ю.А.,
при секретаре Беликовой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Утюк С. С. к Администрации ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным постановления Главы Администрации ЗАТО Северск о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности восстановить в очереди по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты постановки на указанный учет
по апелляционной жалобе Утюк С. С. на решение Северского городского суда Томской области от 13 декабря 2013 года.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения Утюк С.С., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Утюк С.С. обратился в суд с иском к администрации ЗАТО Северск о признании незаконным постановления Главы Администрации ЗАТО Северск от 04.10.2013 N 2530, которым он снят с учета нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности восстановить его в очереди на получение жилья с 06.05.2003.
В обоснование заявленных требований указал, что 06.05.2003 он был признан нуждающимся и принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по ЗАТО Северск, /__/, числился в списке очередников как обеспеченный жилой площадью менее установленной нормы на одного человека. Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 04.10.2013 N 2530 снят с учета в связи с утратой оснований, которые давали право на получение жилого помещения по договору социального найма. Указанное постановление считал незаконным, поскольку жилищная комиссия ЗАТО Северск не учла его право на улучшение жилищных условий. По ранее действовавшему законодательству снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производилось, в частности, в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляла не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 42 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Томской области от 26.02.1985 N59), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения. Согласно п. 42 Правил предоставляемое жилое помещение для граждан, проживающих не в г. Томске, а в иных населенных пунктах области, к каковым относится он, не могло быть менее 9 кв. метров жилой площади на человека. Исходя из жилой площади занимаемой им и братом квартиры по адресу: /__/, на дату принятия решения о снятии его с учета на каждого проживающего в квартире лица приходилось /__/ кв.м. ( /__//2чел.), что менее действовавшей ранее указанной нормы предоставления. Поскольку он не достиг уровня жилищной обеспеченности по норме предоставления, соответственно, не утратил право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании истец Утюк С.С. исковые требования поддержал по заявленным основаниям.
Представитель ответчика администрации ЗАТО Северск Томской области Тур Е.Г. в судебном заседании иск не признала.
Решением Северского городского суда Томской области от 13.12.2013 на основании ч.1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, ст. 40, 41 Конституции Российской Федерации, ст. 55, п.2 ч.1 ст. 51, ч. 4,5 ст. 50, ч.1,3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.5 Федерального закона от 29.12.2004 N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 28, 29 ЖК РСФСР Утюк С.С. отказано в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе Утюк С.С. просит решение суда отменить, иск удовлетворить. Считает, что судом неверно применен материальный закон. При определении уровня его обеспеченности жилым помещением суд принял за основу существующие учетные нормы общей площади жилого помещения, в то время как необходимо было исходить из нормы предоставления, предусмотренной Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Томской области от 26.02.1985 N 59. Поскольку в занимаемом им жилом помещении на одного проживающего приходится менее 9 кв.м жилой площади, он продолжает оставаться нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ч.3 ст. 167, ч.1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие представителя ответчика Администрации ЗАТО Северск Томской области, извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, представившего заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с п.1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно ст ... 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (п.2 ст. 6 Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, Утюк С.С., проживающий по адресу: /__/, состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании постановления Главы Администрации ЗАТО Северск от 06.06.2003 N 2128 с 06.05.2003. Основанием для постановки истца на учет явилась обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, установленного подп. "а" п. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Томской области, утвержденных решением исполкома Томского областного Совета народных депутатов от 26.02.1985 N 59, согласно которому нуждающимся в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, установленного облисполкомом (7 квадратных метров и менее).
Как следует из справки МУП " /__/" от 2004 года (л.д. 20), в квартире по адресу: /__/ зарегистрированы Утюк С.С., /__/ года рождения, А., /__/ года рождения, У.., /__/ года рождения, У.., /__/ года рождения. Общая площадь жилого помещения составляет /__/ кв.м, жилая - /__/ кв.м.
Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 04.10.2013 N 2530 Утюк С.С. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании того, что в однокомнатной квартире по адресу: /__/ проживают два человека, т.е. утрачены основания, которые до введения в действие ЖК РФ давали право Утюку С.С. на получение жилого помещения по договору социального найма, на основании ст.6 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Отказывая истцу в удовлетворении иска, суд пришел к выводу о том, что на момент снятия с учета 04.10.2013 Утюк С.С. не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого члена семьи заявителя размер общей площади жилого помещения составлял более учетной нормы площади жилого помещения, определяющий уровень обеспеченности граждан и дающий право состоять в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма. При этом суд исходил из учетной нормы для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет для улучшения жилищных условий, предусмотренной решением Собрания народных представителей ЗАТО Северск от 09.06.2005 N 73/7, составляющей 12 кв.м общей площади на одного человека.
Данный вывод суда первой инстанции является неверным.
По смыслу ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Утюк С.С., поставленный на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, мог быть снят с данного учета либо по основаниям, предусмотренным пп. 1,3 - 6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
В соответствии со ст. 38 ЖК РСФСР норма жилой площади устанавливается в размере двенадцати квадратных метров на одного человека.
Указанным нормам корреспондировали положения действовавших на 01.03.2005 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Томской области, принятых решением исполкома Томского областного Совета народных депутатов от 26.02.1985 N 59.
Пунктом 4 данных Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7 кв.м и менее.
В свою очередь, согласно п. 20 Правил снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производилось, в частности, в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляла не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (п. 42 Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Пунктом 42 Правил предусматривалось, что предоставляемое жилое помещение для граждан, проживающих не в г. Томске, а иных населенных пунктах области, к каковым относится и истец, не могло быть менее 9 кв.м и не более 12 кв.м, кроме случаев, предусмотренных законом.
Исходя из жилой площади занимаемой истцом квартиры по адресу: /__/ кв.м, на дату принятия решения о снятии его с учета на каждого из проживающих в данной квартире лиц приходилось по /__/ кв.м ( /__/ кв.м : 2 чел.), что менее действовавшей ранее нормы предоставления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что Утюк С.С. не достиг уровня жилищной обеспеченности по норме предоставления, соответственно, не утратил право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Оценка жилищных прав истца, приведенная в решении суда первой инстанции, ошибочна, поскольку суд исходил из учетной нормы для определения уровня обеспеченности граждан в целях принятия на учет, утвержденной Решением Собрания народных представителей ЗАТО Северск от 09.06.2005 N 73/7 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" в размере 12 кв.м общей площади на одного человека, в то время как необходимо было руководствоваться нормами, имевшими место до 01.03.2005. С учетом изложенного постановленное судом решение нельзя признать законным, оно подлежит отмене в порядке п.1.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ.
Принимая по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, судебная коллегия исходит из того, что Утюк С.С. не имеет права на иное жилье, кроме указанного им при постановке на учет, доля приходящейся на него жилой площади составляет менее нормы предоставления (9 кв.м жилой площади на человека), предусмотренной Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Томской области от 26.02.1985 N 59, а потому он продолжает оставаться нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Соответственно, у Администрации не имелось оснований для снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановление Главы Администрации ЗАТО Северск от 04.10.2013 N 2530 в части снятия Утюк С.С. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий вынесено незаконно, истец подлежит восстановлению в списках нуждающихся в жилье с момента постановки на учет - с 06.05.2003.
Неправомерное исключение из такого списка ведет к нарушению жилищных прав Утюк С.С., лишившегося тем самым возможности улучшить свои жилищные условия при наличии на это предусмотренных законом оснований, возникших в 2003 году и не изменившихся до настоящего времени.
Руководствуясь ч. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Северского городского суда Томской области от 13 декабря 2013 года отменить, принять новое решение, которым исковые требования Утюк С. С. удовлетворить.
Признать незаконным постановление Главы Администрации ЗАТО Северск от 04.10.2013 N 2530 о снятии Утюка С. С. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Возложить на Администрацию ЗАТО Северск Томской области обязанность восстановить Утюка С. С. в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты постановки на учет с 06.05.2003.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.