Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Марисова А.М.,
судей: Кущ Н.Г., Величко М.Б.,
при секретаре Черновой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске делопо заявлению Прониной И. А. о признании незаконным решения администрации Ленинского района г.Томска N11/96 от 05.08.2013 об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложении на администрацию Ленинского района г. Томска обязанности включить ее в указанный список
поапелляционной жалобе Прониной И. А. на решение Ленинского районного суда г.Томска от 11 декабря 2013 года.
Заслушав доклад судьи Величко М.Б., объяснения представителя истца Жилко М.В., настаивавшую на доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пронина И.А. обратилась в суд с заявлением, в котором с учетом последующего уточнения просила признать незаконным отказ администрации Ленинского района г.Томска N11/96 от 05.08.2013 во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязать администрацию Ленинского района г.Томска включить ее в указанный список. В обоснование заявленных требований указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В несовершеннолетнем возрасте была направлена в детское государственное учреждение. В настоящее время не обеспечена собственным жильем, вынуждена проживать с несовершеннолетними детьми в муниципальной квартире по адресу: /__/, ответственным квартиросъемщиком которой является ее отец, проходящий лечение в /__/. Состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении на общих основаниях. 24.04.2000 обращалась в администрацию с заявлением о постановке ее в льготную очередь как воспитанницы детского дома, но ей было отказано. 18.07.2013 она вновь подала заявление о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на что получила отказ, основанием которого явилось то, что на момент подачи заявления ей было более 23 лет, при этом статус ее как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не оспаривался. Данным отказом были нарушены ее права. На момент подачи заявления свое право на обеспечение жилым помещением не реализовала.
Дело рассмотрено без участия заявителя Прониной И.А., извещенной надлежащим образом.
Представитель заявителя Прониной И.А. Жилко М.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснила, что Прониной И.А. до 26 лет не было известно о своих правах. Отказ администрации в 2000 году в судебном порядке она не оспаривала. В 2013 году она вновь обратилась с таким заявлением, поскольку был введен в действие закон, позволяющий ей реализовать свое право на получение жилья.
Представитель заинтересованного лица администрации Ленинского района г.Томска Сивенкова О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что норма п.9 ст.8 Федерального закона N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" защищает имущественные права детей-сирот, достигших 23-летнего возраста, но уже состоящих на учете. Заявителем было подано заявление в 2000 году после достижения ею возраста 23 лет, поэтому она была поставлена в очередь нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями на общих основаниях, о чем вынесено решение, которое заявитель не оспаривала. Впоследствии Пронина И.А. (ранее Шишлянникова) была поставлена на учет в льготный список как /__/. Полагала, что препятствия подать заявление о постановке на учет у Прониной И.А. отсутствовали. Незнание Прониной И.А. своих прав не влечет удовлетворение ее заявления.
Решением Ленинского районного суда г.Томска от 11.12.2013 на основании ст.7, 46 Конституции Российской Федерации, ст.27 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989, ч.1 ст.4, ст.194-198, ч.1 ст.254, ст.255, 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч.1, п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.1, п.1, 9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п.22, 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2010 N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в удовлетворении заявления Прониной И.А. отказано.
В апелляционной жалобе Пронина И.А. просит данное решение отменить, принять новое об удовлетворении заявленных требований.
Указала, что судом неправильно применен закон, поскольку оставлено без внимания то, что она по достижении 18 лет не была поставлена на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей, по вине органов опеки и попечительства. Вывод суда о том, что постановка на учет имеет заявительный характер, не состоятелен. Она должна была быть обеспечена жильем в 1991 году ещё в возрасте 17 лет.
Обязанность по внеочередному обеспечению жилой площадью лиц, оставшихся без попечения родителей, должно производиться до достижения лицами данной категории 23 лет, неисполнение данной обязанности до указанного возраста не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение, в связи с чем достижение ею указанного возраста не может являться основанием для лишения её гарантированного и нереализованного права на получение жилья, по вине органов власти.
В соответствии с ч.2 ст. 257, ч.1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу при имеющейся явке.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Статьей 255 ГПК Российской Федерации установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований Прониной И.А., /__/ г.р., суд первой инстанции исходил из того, что заявитель, являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 23 лет и не вставшим до достижения этого возраста на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не имеет права на обеспечение жильем на основании ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку с достижением возраста 23 лет она утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей, и вследствие этого положения данного Федерального закона на неё не распространяются.
Оснований не соглашаться с указанным выводом суда у судебной коллегии не имеется, поскольку он подтверждается материалами дела, основан на правильном толковании и применении норм материального права.
Так, статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В силу п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР в редакции, действовавшей на момент выпуска Прониной И.А. из государственного детского учреждения и достижения совершеннолетия, граждане подлежали внеочередному обеспечению жилым помещением по окончании пребывания в государственном детском учреждении, где они находились на воспитании, если им не могла быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение. Такое право сохранено за ними как в последующей редакции данной нормы, так и Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Таким образом, утверждение апеллянта об отсутствии заявительного порядка учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, основан на неверном толковании закона.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Судом установлено, следует из материалов дела, что заявитель (Шишлянникова) Пронина И.А., /__/ года рождения, её отец - Ш. приговором Ленинского районного суда г.Томска от 10.10.1983 осужден к лишению свободы на срок 2 года 6 мес, а мать- Ш. решением Ленинского районного суда от 21.05.1985 лишена родительских прав.
Решением исполнительного комитета Ленинского районного совета народных депутатов N328 от 09.08.1985 (Шишлянникова) Пронина И.А., проживающая по /__/, оставшаяся без попечения родителей, была направлена в детский дом. Архивной справкой подтверждается, что (Шишлянникова) Пронина И.А. воспитывалась в Детском доме /__/ с /__/ по /__/, обучалась в Томском /__/, которое закончила 15.05.1991.
Также из дела видно, что Пронина И.А. имеет право пользования жилым помещением по адресу: /__/, площадью /__/ кв.м, где она зарегистрирована и нанимателем которого является её отец Ш., которому данное жилое помещение предоставлено по ордеру N111 от 15.01.1992 на семью, состоящую из 6 человек, в том числе Пронину И.А.
С заявлением о включении в список лиц, относящихся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, Пронина И.А. обратилась в администрацию Ленинского района г.Томска только 18.07.2013.
На наличие каких-либо объективных причин, препятствовавших своевременно обратиться за получением мер социальной поддержки, Пронина И.А. не сослалась.
Согласно ответу администрации Ленинского района г.Томска N11/96 от 05.08.2013 Прониной И.А. отказано в постановке на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением ею возраста 23 лет.
Поскольку вывод суда об отсутствии объективных причин, препятствующих необращению Прониной И.А. с заявлением о постановке ее на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, соответствует материалам дела, в частности пояснениям представителя заявителя о том, что Пронина И.А. после выпуска из ПТУ работала, жила самостоятельно, а апелляционная жалоба не содержит ссылок на наличие обстоятельств, его опровергающих, судебная коллегия соглашается с приведенным выводом суда первой инстанции.
Также из дела видно, что 24.04.2000 (Шишлянникова) Пронина И.А., будучи обеспеченная жильем по адресу: /__/, обращалась с заявлением в объединенную администрацию Ленинского и Октябрьского округов г.Томска о принятии ее на учет для получения жилой площади в связи с тем, что она воспитывалась в детском доме. Из ответа N710 от 25.05.2000, направленного в её адрес, следует, что решением жилищной комиссии от 16.05.2000 она включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, из материалов дела следует, что на момент, когда Пронина И.А. впервые обратилась с заявлением о включении ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ей было 26 лет.
Принятое объединенной администрацией Ленинского и Октябрьского округов г.Томска решение от 16.05.2000 о включении ее на основании указанного заявления в общий, а не в льготный список нуждающихся в предоставлении жилого помещения, ею не обжаловалось, не было признано в установленном порядке незаконным. Довод апеллянта о том, что она по достижении 18 лет не была поставлена на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей, по вине органов опеки и попечительства не основан на материалах дела.
Принимая во внимание, что на момент вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (23.12.1996) Пронина И.А. уже достигла совершеннолетия и самостоятельно реализовывала свои права и законные интересы, на какие-либо уважительные причины несвоевременной постановки на учет лиц, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в жилом помещении (ненадлежащее выполнение обязанностей по защите его прав органами опеки и попечительства либо учреждением, в котором она обучалась и воспитывалась; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке её на учет; состояние здоровья, которое объективно не позволяло ей встать на учет нуждающихся в жилом помещении), не ссылалась и доказательства их наличия в суд не представила, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания причин пропуска срока постановки Прониной И.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем. Ссылка Прониной И.А. на то, что по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в уполномоченные органы до достижения ею 23 лет не обращалась, так как ей не было известно о такой возможности, не опровергает указанный вывод.
Введенные Федеральным законом от 29.02.2012 N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изменения не касаются порядка обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку законодателем закреплена реализация такого права после достижения 23-летнего возраста только при условии обращения за предоставлением мер социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилого помещения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23- летнего возраста.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал законным решение администрации Ленинского района г.Томска N11/96 от 05.08.2013 об отказе Прониной И.А. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит ссылки на обстоятельства, влекущие отмену решения.
Руководствуясь п.1 ст.328, ст.329Гражданского процессуального кодекса РФ,судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Томска от 11 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Прониной И. А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.