Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Кургановой И.В.,
судей Луниной Т.Д., Ходаковой Л.А.,
при секретаре Сенотовой В.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации г.Тулы на решение Центрального районного суда г.Тулы от 14 ноября 2013 года по гражданскому делу по иску прокурора г. Тулы в защиту неопределенного круга лиц к администрации г. Тулы, МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства города Тулы" об обязании провести мероприятия по установке пешеходного ограждения.
Заслушав доклад судьи Луниной Т.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Тулы обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к администрации г. Тулы, МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства города Тулы" об обязании провести мероприятия по установке пешеходного ограждения и нанесению дорожной разметки.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что проверкой, проведенной прокуратурой г.Тулы совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Туле, установлено, что уполномоченными органами местного самоуправления в нарушение законодательства ненадлежащим образом исполняется обязанность по оборудованию пешеходных переходов пешеходными ограждениями, светофорами и по нанесению горизонтальной дорожной разметки по городу Туле. Указанные нарушения выражаются в следующем: в месте, выделенном для перехода пешеходов через проезжую часть, обозначенном дорожными знаками 5.19.1(2) "Пешеходный переход" на пересечении улиц "данные изъяты", на всем перекрестке отсутствуют пешеходные ограждения; в месте, выделенном для перехода пешеходов через проезжую часть, обозначенном дорожными знаками 5.19.1 (2) "Пешеходный переход" на пересечении улиц "данные изъяты", на всем перекрестке отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения; в месте, выделенном для перехода пешеходов через проезжую часть, обозначенном дорожными знаками 5.19.1 (2) "Пешеходный переход" ул. "данные изъяты", отсутствует горизонтальная разметка 1.14.1 "Зебра"; в месте, выделенном для перехода пешеходов через проезжую часть, обозначенном дорожными знаками 5.19.1 (2) "Пешеходный переход" на пересечении улиц "данные изъяты", отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 "Зебра", а также на всем перекрестке отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения.
Постановлением администрации г.Тулы от 03.10.2011 года N 2617 "Об изъятии из хозяйственного ведения МУП "Спецавтохозяйство" муниципального имущества и включении его в состав имущества казны" из хозяйственного ведения МУП "Спецавтохозяйство" изъят перечень автодорог г.Тулы, который передан в состав имущества казны муниципального образования г.Тула. В указанный перечень входят автодороги по вышеуказанным адресам.
В нарушение законодательства администрация г. Тулы и уполномоченный орган не принимают всех необходимых мер для надлежащей эксплуатации регулирования дорожного движения, в том числе по установке дорожных знаков и нанесению дорожной разметки. Указанные нарушения законодательства и правил дорожного движения могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличивают вероятность аварийной ситуации, угрожают жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе детей.
На основании изложенного, прокурор г. Тулы просил обязать администрацию города Тулы и МУ "УТСиДХ г. Тулы" провести мероприятия по нанесению дорожной разметки и ограничивающих пешеходных ограждений на пересечении улиц: "данные изъяты" а также на улице "данные изъяты" в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе судебного разбирательства старший помощник прокурора г. Тулы Пономаренко Е.В., действуя в интересах неопределенного круга лиц, представила заявление прокурора города Тулы, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Тулы совместно с ОГИБДД УМВД России по городу Туле проведена совместная проверка по указанным в заявлении адресам, в ходе которой установлено, что на улице "данные изъяты" и на пересечении улиц "данные изъяты" нанесена дорожная разметка; на пересечении улиц "данные изъяты" установлены ограничивающие пешеходные ограждения. Учитывая изложенное, прокурор города Тулы отказался от исковых требований в данной части.
Ответчик - администрация г. Тулы, извещенная о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не направила, возражений не представила.
Ответчики - Управление по транспорту и дорожному хозяйству г.Тулы, привлеченное к участию в деле определением суда, а также МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы", извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили, возражений не представили.
Представитель третьего лица УМВД России по г. Туле в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Решением Центрального районного суда г.Тулы от 14 ноября 2013 года постановлено:
исковые требования прокурора г. Тулы в защиту неопределенного круга лиц к администрации г. Тулы, МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства города Тулы", Управлению по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы, Управлению жизнеобеспечения и благоустройства администрации г.Тулы об обязании провести мероприятия по установке пешеходного ограждения, удовлетворить.
Обязать администрацию города Тула, МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы", Управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы провести мероприятия по установке ограничивающего пешеходного ограждения на перекрестках пересечения улиц "данные изъяты" и "данные изъяты" в местах, выделенных для перехода пешеходов через проезжую часть, обозначенных дорожными знаками 5.19.1 (2).
В апелляционной жалобе администрация г.Тулы ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации г. Тулы по доверенности Синдеева, возражения представителя УМВД России по г. Туле по доверенности Монахова С.С., прокурора Михалеву Л.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора. Этот вывод подробно мотивирован судом в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как следует из материалов дела, проверкой, проведенной прокуратурой города Тулы совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Туле, установлено, что уполномоченными органами местного самоуправления в нарушение законодательства ненадлежащим образом исполняется обязанность по оборудованию пешеходных переходов пешеходными ограждениями, светофорами и по нанесению горизонтальной дорожной разметки по городу Туле.
Так, в месте, выделенном для перехода пешеходов через проезжую часть, обозначенном дорожными знаками 5.19.1 (2) "Пешеходный переход" на пересечении улиц "данные изъяты", на всем перекрестке отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения; в месте, выделенном для перехода пешеходов через проезжую часть, обозначенном дорожными знаками 5.19.1 (2) "Пешеходный переход" на пересечении улиц "данные изъяты" на всем перекрестке отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения.
Постановлением администрации г. Тулы от 03.10.2011 N 2617 "Об изъятии из хозяйственного ведения МУП "Спецавтохозяйство" муниципального имущества и включении его в состав имущества казны" из хозяйственного ведения МУП "Спецавтохозяйство" изъят перечень автодорог г. Тулы, который передан в состав имущества казны муниципального образования г. Тула. В указанный перечень входят автодороги по вышеуказанным адресам.
Вышеуказанные обстоятельства объективно подтверждаются как пояснениями участвующих в деле лиц, так и письменными доказательствами, которые были предметом исследования суда первой инстанции.
При разрешении спорных правоотношений, суд правильно руководствовался положениями ст. ст. 2, 130, 132 Конституции РФ, ст. ст. 3, 5, 13, 34 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. ст. 5, 6, 12 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Приказом МВД РФ от 08.06.1999 N 410 "О совершенствовании нормативно-правого регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ", положениями ГОСТа Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", ГОСТа Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", ГОСТа Р 50597 - 93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности движения",Правилами дорожного движения РФ.
Удовлетворяя исковые требования прокурора г.Тулы об обязании провести мероприятия по установке ограничивающего пешеходного ограждения на перекрестках пересечения улиц "данные изъяты" и "данные изъяты" в местах, выделенных для перехода пешеходов через проезжую часть, обозначенных дорожными знаками 5.19.1 (2), суд, с учетом вышеизложенных правовых норм, правильно исходил из того, что отсутствие пешеходных светофоров и ограничивающих пешеходных ограждений делает фактически невозможным соблюдение требований Правил дорожного движения водителями транспортных средств на вышеуказанных участках, что, в свою очередь, ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, в том числе детей в районе детских учреждений.
Судебная коллегия не находит оснований для того, чтобы считать данный вывод суда ошибочным.
Правильным является и вывод суда о возложении провести мероприятия по установке ограничивающего пешеходного ограждения на перекрестках пересечения улиц "данные изъяты" и "данные изъяты" в местах, выделенных для перехода пешеходов через проезжую часть, обозначенных дорожными знаками 5.19.1 (2) на администрацию города Тула, МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы", Управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы.
Данный вывод суда основан на положениях Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы", Положении "Об управлении по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы", утвержденного решением Тульской городской Думы от 27.06.2012 года N 47/1010.
Так, в соответствии с постановлением администрации г. Тулы от 15.10.2010 года N 3217 "Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в городе Туле", на основании Устава МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы", утвержденного 15.08.2012 года, Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства города Тулы устанавливает дорожные знаки, пешеходные светофоры и наносит дорожную разметку в г. Туле, производит капитальный ремонт, ремонт и содержание проезжей части автомобильных дорог с движением городского пассажирского транспорта.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава МУ "УТСиДХ г. Тулы" целью деятельности Учреждения является выполнение поручений и содействие органам местного самоуправления городского округа в части выполнения планов и программ комплексного социально- экономического развития муниципального образования, осуществление управленческих и иных
функций некоммерческого характера в области транспорта, связи, телекоммуникаций и дорожного хозяйства на территории города Тулы.
Постановлением администрации г. Тулы от 30.12.2011 года N 3705 утверждено Положение об организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования город Тула".
Данное Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", решением Тульской городской Думы от 28.06.2006 года N15/260 "О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Тулы" и предусматривает отнесение к полномочиям органа местного самоуправления содержание автомобильной дороги, как комплекса работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
К работам по содержанию автомобильных дорог отнесены, в том числе: установка пешеходных светофоров и ограничивающих пешеходных ограждений, нанесение дорожной разметки.
Согласно п. 1.1. Положения "Об управлении по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы", утвержденного решением Тульской городской Думы от 27.06.2012 года N 47/1010, управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы является муниципальным казенным учреждением, отраслевым (функциональным) органом администрации города Тулы.
В соответствии с п. 2.1 вышеуказанного Положения в целях формирования и реализации единой политики в области создания условий для предоставления транспортных услуг населению, организации транспортного обслуживания населения, осуществления дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения в границах муниципального образования город Тула, управление решает, в том числе, задачи по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Тула и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Тула.
Для выполнения поставленных задач в подведомственности управления находятся муниципальные учреждения, определенные приложением (приложение к Положению), являющимся неотъемлемой частью настоящего Положения (п. 5.6). В данном Перечне указано МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы".
Источниками финансирования расходов управления по его содержанию являются средства бюджета муниципального образования город Тула. Финансирование расходов осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств (п. 7.3).
Таким образом, уполномоченными и обязанными лицами по осуществлению мероприятий по установке ограничивающих пешеходных ограждений являются: исполнительный орган местного самоуправления, являющийся распорядителем бюджетных средств, выделяемых на финансирование муниципальной программы - Администрация г. Тулы, Управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы, МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы".
Доводы жалобы о том, что судом разрешены аналогичные требования по ранее вынесенному судебному решению от 16.12.2011 г. по иску прокурора г.Тулы к администрации г.Тулы по делу N 2-4790/2011 об обязании администрации города Тулы ликвидировать разрыв пешеходного ограждения по ул. "данные изъяты" в районе пешеходного перехода на пересечении с ул. "данные изъяты" являются несостоятельными.
Так, из исследованного в суде апелляционной инстанции гражданского дела N 2-4790/2011 усматривается, что требования об установлении ограничивающего пешеходного ограждения на перекрестках пересечения улиц "данные изъяты" г.Тулы в местах, выделенных для перехода пешеходов через проезжую часть, обозначенных дорожными знаками 5.19.1 (2) прокурором заявлены не были и судом не разрешались.
Таким образом, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела. Обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения суда не содержат.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Тулы от 14 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Тулы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.