Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Фатеевой Л.В.,
при секретаре Князевой С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области на решение Алексинского городского суда Тульской области от 24 октября 2013 года по иску Саламатина В.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области о перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Саламатин В.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области о перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости.
В обоснование иска указал, что 22 июля 2013 года обратился в Управление Пенсионного фонда (ГУ) в городе Алексин и Алексинском районе с заявлением о перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости с повышенным районным коэффициентом 1,8, однако ему было отказано, поскольку продолжительность его работы на оперативной точке "Харасавей" менее одного месяца.
Пояснил, что согласно приказу N от ДД.ММ.ГГГГ Управления гражданской авиации Ухтинское Авиапредприятие 233 летный отряд, выполнял авиационные работы на оперативной точке "Харасавей" в должности командира вертолета МИ-8 с 16.04.1986 года по 02.05.1986 года с установленным районным коэффициентом 1,8, что подтверждается справкой N6.2\25-123, выданной 19.06.2013 года Ухтинской отдельной авиационной эскадрильей ОАО "Комиавиатранс" "Аэропорт Ухта".
Полагал, что в нарушении пп.2,3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перерасчет страховой части пенсии был произведен с учетом выполнения им работ только в г.Ухта с применением повышенного коэффициента в размере 1,4 без учета выполнения работ на оперативной точке "Харасавей".
При этом, с 1.04.1986 года по 16.04.1986 года он работал в г.Ухта с установленным районным коэффициентом 1,3, а с 16.04.1986 года по 02.05.1986 года на оперативной точке "Харасавей" с установленным районным коэффициентом 1,8, в совокупности работа им в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям выполнялась в течение полного одного месяца при различных коэффициентах. Для перерасчета страховой части трудовой пенсии должен быть применен последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, то есть коэффициент 1,8.
Просил суд обязать ответчика пересчитать его пенсию с 01.01.2002 года с учетом коэффициента 1,9.
В судебном заседании истец Саламатин В.И. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области по доверенности Ларионова В.Б. заявленные Саламатиным В.И. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Решением Алексинского городского суда Тульской области от 24 октября 2013 года исковые требования Саламатина В.И. удовлетворены.
Суд обязал Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в городе Алексин и Алексинском района произвести Саламатину В.И. 01.01.2002 года перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости с установлением повышенного отношения заработков размере 1,9.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в городе Алексин и Алексинском района в бюджет муниципального образования Алексинский район государственную пошлину в размере " ... ".
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Алексин и Алексинском районе Тульской области просит решение суда изменить в части указания даты перерасчета трудовой пенсии с 1 августа 2013 года с учетом обращения истца 22 июля 2013 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в городе Алексин и Алексинском района Тульской области по доверенности Филатовой Е.Н., возражения истца Саламатина В.И., судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установил суд первой инстанции, 22 июля 2013 года Саламатин В.И. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в городе Алексин и Алексинском района Тульской области с заявлением о перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости, однако ему было отказано, поскольку продолжительность его работы на оперативной точке "Харасавей" менее одного месяца.
Полагая, что имеет право на перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости истец обратился в суд с данным заявлением.
Согласно подпункта 6 п.1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ установлено, что в связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле, одним из показателей которой является расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 2 статьи 30 указанного Закона.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, для определения расчетного размера трудовой пенсии учитывается, среди прочего, среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 года N 22 утверждено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Разъяснение "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей" от 22 апреля 2003 года N 3.
В силу пункта 4 Разъяснения N 3 от 22 апреля 2003 года лицам, по состоянию на 1 января 2002 г. проживающим за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также за пределами территории Российской Федерации, повышенное отношение заработков определяется на основании сведений о заработке за периоды, предусмотренные пунктом 2 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 г., т.е. за 2000 - 2001 гг. либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г., включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом в состав заработка, приходящегося на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
В случаях, когда представлен заработок с различными по размеру районными коэффициентами, для определения размера повышенного отношения заработков учитывается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом, когда в справке о заработке отсутствуют сведения о размере начисленного районного коэффициента, по желанию лица, подтвержденного письменным заявлением, повышенное отношение заработков устанавливается на основании сведений о размере непроизводственного районного коэффициента, установленного в том районе Крайнего Севера и приравненной к нему местности, где протекала трудовая деятельность лица, продолжительностью не менее одного полного месяца.
В том случае, если трудовая деятельность не менее указанной продолжительности имела место в нескольких районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то в учитываемом периоде принимается во внимание размер непроизводственного районного коэффициента по району или местности последней работы, приходящийся на этот период.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что для применения повышенного отношения заработков трудовая деятельность лица, продолжительностью не менее одного полного месяца может протекать как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, либо и в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, но не менее в совокупности одного полного месяца.
При различных по размеру районных коэффициентах для определения размера повышенного отношения заработков принимается во внимание последний по времени получения районный коэффициент.
Из материалов дела видно, что с 01.05.1993 года Саламатину В.И. назначена пенсия, в связи с работой в гражданской авиации в соответствии со ст.79 Закона РФ от 20.11.1990 года N340-1 "О государственных пенсиях в РФ".
Приходя к выводу об удовлетворении исковых требований Саламатина В.И., суд первой инстанции исследовал трудовую книжку истца, приказа N36 Управления Гражданской Авиации Ухтинского Авиапредприятия 233 летный отряд от 25.03.1986 года "О закреплении экипажей вертолетов МИ-8,МИ-2 по оперативным точкам на апрель 1986 года", справку N N, выданную 19.06.2013 года Ухтинской отдельной авиационной эскадрильей ОАО "Комиавиатранс" "Аэропорт Ухта", справку о заработной плате Саламатина В.И. и расшифровку к ней N103, ответ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алексин и Алексинском районе от 09.08.2013 года N N
Саламатин В.И. в период с 16 апреля по 02 мая 1986 года выполнял трудовые обязанности на оперативной точке "Харасавей", которая находится на полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономной округе.
Ямало-Ненецкий автономный округ относится к районам Крайнего Севера, перечень которых утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 01.01.1983 года N12.
В обоснование своей правовой позиции истец указал, что в апреле 1986 года работал как в районах Крайнего Севера ( оперативная точка "Харасавей"), так и в приравненной к ним местности (г.Ухта), с различными районными коэффициентами 1,8 и 1,3 соответственно продолжительностью в совокупности не менее одного месяца, при этом последним по времени периодом выполнения работ является оперативная точка "Харасавей" с районным коэффициентом 1,8.
Таким образом, анализ установленных по делу обстоятельств в совокупности с пояснениями сторон по существу заявленных исковых требований, суд первой инстанции обоснованно указал, что истец Саламатин В.И. имеет право на применение повышенного отношения заработка, а именно в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер повышенного отношения заработков для истца составляет 1,9.
На основании ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) Саламатину В.И. должен быть произведен с 01 января 2002 года с установлением повышенного отношения заработков размере 1,9, с момента когда у него возникло право.
Также суд обоснованно указал, что в соответствии с положениями ст. 103 ГПК государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных требований.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллеги признает несостоятельными, поскольку они были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, не подтверждаются материалами гражданского дела и иными письменными доказательствами в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены судебного решения. Данные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда и основаны на неправильном толковании и понимании норм материального права.
Правовых оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алексинского городского суда Тульской области от 24 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Алексин и Алексинском районе Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.