Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу "данные изъяты" Негосударственного образовательного учреждения "данные изъяты" Степанова В.Д. на постановление судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении Негосударственного образовательного учреждения "данные изъяты"
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 октября 2013 года Негосударственное образовательное учреждение "данные изъяты" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей за осуществление образовательной деятельности с грубым нарушением требований и условий лицензии.
Не согласившись с данным постановлением, "данные изъяты" Негосударственного образовательного учреждения "данные изъяты" Степанов В.Д. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит отменить постановление судьи, считая его незаконным.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения "данные изъяты" Негосударственного образовательного учреждения "данные изъяты" Степанова В.Д., защитника Мресова Г.С., поддержавших доводы жалобы, представителя Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики Королевой Т.Н., возражавшей против доводов жалобы, допросив свидетеля ФИО5., прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП Российской Федерации жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 2 статьи 30.3 КоАП Российской Федерации в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу.
Копия постановления судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 октября 2013 года направлена в адрес Негосударственного образовательного учреждения "данные изъяты" 14 октября 2013 года.
Согласно расписке копия указанного постановления получена "данные изъяты" Негосударственного образовательного учреждения "данные изъяты" Степановым В.Д. в районном суде 20 декабря 2013 года (л.д. 84).
Жалоба "данные изъяты" Негосударственного образовательного учреждения "данные изъяты" Степанова В.Д. поступила в суд 23 декабря 2013 года.
Таким образом, оснований полагать, что директором Негосударственного образовательного учреждения "данные изъяты" Степановым В.Д. срок обжалования постановления судьи пропущен, не имеется.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что в "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении Негосударственного образовательного учреждения "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", установлено, что в нарушение п.п. "г" п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174 в учреждении осуществляют образовательную деятельность педагогические работники, образовательный ценз которых не соответствует квалификационным характеристикам соответствующих должностей, установленных Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н.
К осуществлению образовательной деятельности по реализуемой в соответствии с лицензией образовательной программе "Водитель транспортных средств категории "данные изъяты" допущены "данные изъяты" ФИО1., ФИО2., ФИО3., ФИО4 не имеющие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования в областях, соответствующих профилям обучения.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения относится подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 мая 2008 года N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" должность "мастер производственного обучения" относится к группе должностей педагогических работников.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" определены требования к квалификации по должности "мастер производственного обучения", согласно которым мастер производственного обучения обязан иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
Привлечение педагогических работников к осуществлению образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам образовательный ценз которых не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования является нарушением подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174.
В соответствии с п.п. "г" п. 5 Положения одним из лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
Согласно пункту 6 Положения осуществление лицензиатом образовательной деятельности с нарушением (грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Грубым нарушением лицензионных требований и условий является нарушение лицензионных требований и условий, установленных подпунктом "г" пункта 5 Положения.
В ходе проверки было установлено, что "данные изъяты" ФИО1., ФИО2., ФИО3., ФИО4 не имеют высшего (среднего) профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогика".
Таким образом, ООО "данные изъяты" осуществляет образовательную деятельность, не связанную с извлечением прибыли с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией на право ведения образовательной деятельности, что нарушает право обучающихся и работников на обеспечение учреждением охраны жизни и здоровья обучающихся, приводит к неисполнению педагогическими работниками обязанности принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с обучающимися.
Судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что "Негосударственным образовательным учреждением " "данные изъяты" грубо нарушает Положение о лицензировании образовательной деятельности, поэтому действия юридического лица правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вина юридического лица в совершении административного правонарушения объективно подтверждается письменными доказательствами: протоколом об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ, списком состава "данные изъяты" вождению автомобиля по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, трудовыми договорами, актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ, расписанием занятий учебной группы N "данные изъяты" подготовки водителей транспортных средств категории "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ и другими доказательствами.
Довод жалобы о том, что "данные изъяты" ФИО1., ФИО2., ФИО3 имеют свидетельства о прохождении курса обучения в объеме "данные изъяты" часов, ФИО4 имеет удостоверение о прохождении курса обучения в объеме "данные изъяты" часов, не влечет удовлетворение жалобы, поскольку свидетельство является документом о повышении квалификации, и не подменяет документы о наличии высшего профессионального образования или среднего профессионального образования в областях, соответствующих профилям обучения.
Ссылка в жалобе на то, что "данные изъяты" допущены к работе на основании п. 9 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" отклоняется.
Согласно п. 9 указанного Приказа, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Аттестационная комиссия призвана коллегиально рассматривать возможность приема на работу лиц, квалификация которых не соответствует требованиям квалификационных характеристик, и выносить соответствующую рекомендацию для работодателя.
Приложенный к жалобе протокол собрания аттестационной комиссии НОУ "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому слушали заявления ФИО1., ФИО2., ФИО3., ФИО4., работавших в НОУ "данные изъяты" "данные изъяты", о принятии их на должность "данные изъяты", свидетельствует о том, что при приеме на работу указанных лиц, рекомендация аттестационной комиссией не выдавалась. Кроме того, протокол собрания аттестационной комиссии подписан работодателем (председателем собрания) "данные изъяты" НОУ ФИО5., которому аттестационная комиссия дает рекомендацию о возможности приема на работу лиц, квалификация которых не соответствует требованиям квалификационных характеристик.
При составлении протокола об административном правонарушении Степанов В.Д. указал, что с правонарушением согласен. При этом рекомендацию аттестационной комиссии о назначении на должность "данные изъяты" ПО ФИО1., ФИО2., ФИО3., ФИО4., не отвечающих установленным квалификационным требованиям, не представлял.
Представление протокола собрания аттестационной комиссии, подтверждающего проведение аттестации мастеров производственного обучения уже после приема их на работу и проведения проверки, не является основанием для освобождения от административной ответственности.
Довод жалобы об освобождении учреждения от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, был предметом проверки суда первой инстанции, ему дана надлежащая и мотивированная оценка, в правильности которой оснований сомневаться не имеется.
Остальные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы суда, не свидетельствуют о незаконности принятого по делу постановления, в связи с чем подлежат отклонению как несостоятельные.
Существенных нарушений норм процессуального права при привлечении Негосударственного образовательного учреждения "данные изъяты" к административной ответственности не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении Негосударственного образовательного учреждения "данные изъяты" оставить без изменения, жалобу "данные изъяты" Негосударственного образовательного учреждения "данные изъяты" Степанова В.Д. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.