Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - Пазовой Н.М.
судей - Жернового Е.И. и Шомахова Р.Х.
при секретаре - Байсиеве Т.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хатажуков В.Н., председателя Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения "За права человека" о признании предостережения о недопустимости нарушения закона от 05.11.2013 года N 27-13-13 заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики старшего советника юстиции в адрес председателя Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения "За права человека" незаконным и необоснованным, обязании заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики отозвать оспариваемое предостережение,
по апелляционному представлению Прокурора отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, на решение Нальчикского городского суда КБР от 18 декабря 2013 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., объяснения прокурора Барсагова А.М., поддержавшего доводы апелляционного представления, председателя Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения "За права человека" Хатажукова В.Н., представителя заявителя Глухова А.В., представителя Управления Минюста РФ по КБР Догучаева А.Ю., возражавших против удовлетворения апелляционного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики.
УСТАНОВИЛА:
Председатель Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения "За права человека" (далее Региональное отделение ООД "За права человека") Хатажуков В.Н. обратился в суд с заявлением о признании внесенного заместителем прокурора Кабардино-Балкарской Республики в адрес Регионального отделения ООД "За права человека" предостережения незаконным и необоснованным и обязании заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики отозвать оспариваемое предостережение.
С указанным предостережением он не согласен, так считает, что оно вынесено в нарушение требований законодательства, а также не соответствует фактическим данным, по следующим причинам:
Региональное отделение ООД "За права человека" не занимается и не планирует заниматься политической деятельностью в понимании п.6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Оспариваемое предостережение не отвечает требованиям законодательства:
отсутствие права внесения предостережений в адрес руководителя общественного объединения;
отсутствие достоверных сведений о готовящемся противоправном деянии;
нарушение процедуры проведения проверки, предшествующей вынесению предостережения.
В подтверждение того, что Региональное отделение ООД "За права человека" не занимается политической деятельностью прямо указано в оспариваемом предостережении.
Не соответствующими действительности, по мнению заявителя, являются утверждения, что организационно-распорядительными документами РО ПЦ "За права человека" декларируются цели и задачи, направленные на участие в политической деятельности, в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение ими государственной политики, а также формирование общественного мнения в указанных целях.
Государственная политика в Российской Федерации направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина. Данные права не просто провозглашаются государством, но и гарантируются через устойчивый и четко выработанный механизм защиты нарушенных прав.
Анализ уставных целей и проектные задачи свидетельствуют, что организация занимается деятельностью по защите прав и свобод человека, распространением сведений о фактах нарушения, гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека. Указанная деятельность, в том числе способствует реализации права граждан на получение информации.
Как следствие деятельность возглавляемой им организации фактически направлена на содействие в реализации общегосударственной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина и не направлена на изменение государственной политики и на формирование общественного мнения в указанных целях.
Вывод о том, что политическая деятельность, в том числе осуществляется путем участия его в деятельности Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики, по мнению заявителя, более чем безосновательны, так как в соответствии с поставленными законом целями и задачами перед Общественной палатой КБР, указанный институт гражданского общества не может влиять на проводимую государственную политику. Кроме того, в состав Общественной палаты КБР входит 54 члена, принятие решений (резолюций и прочего) возможно лишь большинством голосов, а как следствие 1 член Палаты не имеет возможности влиять на принятие того или иного решения.
В связи с этим, доводы о возможном участии в политической деятельности, изложенные в оспариваемом предостережении, по мнению заявителя, не имеют под собой фактической основы, а основаны лишь на ошибочном субъективном мнении автора предостережения.
Заместитель прокурора Кабардино-Балкарской Республики, по мнению заявителя, неправильно истолковал нормы материального права, изложенные в статье 25.1 Федерального закона "О прокуратуре" и вышел за рамки представленных ему указанной статьей федерального закона полномочий.
Статья 25.1 выделяет двух отдельных субъектов: должностных лиц и руководителей общественных объединений.
Таким образом, законодателем под должностными лицами понимаются лица, замещающие должности в министерствах, госкомитетах, федеральных органах исполнительной власти и т.д., а руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, закон выделил в отдельный субъект.
В соответствии с вышеприведенными нормативными актами, по мнению заявителя, предостережение прокурор вправе был внести руководителю некоммерческой организации только в случае наличия сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности.
Оспариваемое предостережение по своему содержанию не соответствует требованиям, предъявляемым статьей 25.1 Федерального закона "О Прокуратуре" и Указанию Генеральной прокуратуры РФ от 6 июля 1999г. А 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" (далее - Указание ГП РФ).
В соответствии со ст. 25.1 Федерального закона "О прокуратуре" прокурор (его заместитель) в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях вправе внести предостережение.
В оспариваемом предостережении отсутствуют какие-либо сведения, свидетельствующие о готовящемся совершении им противоправном деянии.
Проверка в отношении него как руководителя некоммерческой организации не проводилась, объяснения от него не и получены.
В судебном заседании заявитель Хатажуков В.Н. и его представители - Глухов А.В. и Шокуев З.М, в порядке ст. 39 ГПК изменили исковые требования, просив суд признать предостережение о недопустимости нарушения закона от 05.11.2013 года N 27-13-13 заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики в адрес председателя Регионального отделения ООД "За права человека" незаконным и необоснованным и обязать заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики отозвать оспариваемое предостережение.
Представитель заинтересованного лица - прокуратуры КБР - Барсагов А.М., требования не признал, считая требования не обоснованными, просил в их удовлетворении отказать, мотивируя тем, что заместитель прокурора КБР после всесторонней проверки Регионального отделения ООД "За права человека" и отобрания объяснения у Хатажукова В.Н. вынес предостережение при наличии для этого достаточных оснований, в том числе, учитывая, что 26.09.2012г. Региональным отделением ООД "За права человека" заключено грантовое соглашение N 2012-1038 с Национальным Фондом США в Поддержку Демократии - МЮ (США) о предоставлении Центру денежных средств (17 000 долларов США в октябре 2012 года, 12 500 долларов США в феврале 2013 года, 12 500 долларов США в мае 2013 года и 8000 долларов США в августе 2013 года) на выполнение в период с октября 2012 по сентябрь 2013 года проекта - "Защита прав человека в Кабардино-Балкарии".
По имеющимся сведениям в текущем периоде 2013 года РО ПЦ "За права человека" профинансировано указанной иностранной организацией на сумму 670 000 рублей. Всего за данный период с октября 2012г. 1070000 рублей.
Анализ мероприятий, предусмотренных проектом - "Защита прав человека в Кабардино-Балкарии", а также цели, на которые расходуются данные средства, свидетельствует о том, что Центром используются предоставляемые NED (США) денежные средства на осуществление мониторинга активности экстремистских организаций в регионе и деятельности судов, поощрение судебных и иных реформ, которые способствуют продвижению прав человека и демократии, распространение сведений о репрессиях сталинской эпохи в КБР, а также анализ ситуации в сфере соблюдения прав человека в регионе.
В рамках проекта Центру надлежало организовывать меры по вовлечению религиозных групп в социальные дискуссии, информированию населения республики о неотложных социальных вопросах, созданию сети пресс-центров на территории КБР для отслеживания фактов нарушения прав человека в отдаленных селах и пригородах города Нальчика, оказанию помощи Национальному Фонду в поддержку демократии (США) в составлении регистрационных документов.
Заведомо признавая деятельность правоохранительных органов республики незаконной в связи с применением пыток, похищениями людей и незаконными задержаниями по признаку отношения: к религии, Центром запланировано предание гласности подобным фактам путем широкого использования СМИ, проведения публичных мероприятий.
Хатажуков В.Н., являясь членом Общественной палаты КБР и членом комиссии общественной палаты, имеет возможность влиять на деятельность органов государственной власти республики.
Оба условия признания некоммерческой организации иностранным агентом -получение денежных средств из иностранного государства и занятие политической деятельностью имеют место, что было достаточно для вынесения предостережения руководителю Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра -Региональное отделение Общероссийского общественного движения "За права человека".
Заинтересованное лицо - заместитель прокурора КБР - Махов А.Л., надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд по правилам п. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие заинтересованного лица.
Представитель заинтересованного лица - Управления Министерства юстиции РФ по КБР - Догучаев А.Ю., выразил мнение, что политическая деятельность это активное поведение граждан, но доказательств политической деятельности Хатажукова В.Н. или Регионального отделения ООД "За права человека" суду не представлено. Предостережение было вынесено без достаточных на то оснований. Региональное отделение ООД "За права человека" все предписания законодательства выполняют, в том числе, вовремя сдают отчеты и представляют в Управление необходимую информацию. Принимая участие в некоторых мероприятиях, проводимых Центром, он никакой политической деятельности не наблюдал, не говоря уже, об экстремистской деятельности.
Представитель заинтересованного лица - Управления Министерства юстиции РФ по КБР - Бесланеева М.Р., поддержала позицию Догучаева А.И.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 18 декабря 2013г. постановлено:
Удовлетворить заявленные Хатажуков В.Н. требования.
Признать предостережение о недопустимости нарушения закона от 05.11.2013 года N 27-13-13 заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики старшего советника юстиции в адрес председателя Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения "За права человека" незаконным и необоснованным.
Обязать заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики отозвать оспариваемое предостережение.
Не согласившись с решением Нальчикского городского суда КБР от 18 декабря 2013 г. представитель прокуратуры КБР подал апелляционную жалобу, в которой просит, решение Нальчикского городского суда КБР отменить и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении заявления председателя Регионального отделения ООД "За права человека" Хатажукова В.Н. о признании незаконным и необоснованным предостережения заместителя прокурора КБР от 05.11.2013 N27-13-13.
В апелляционном представление указанно, что судебное решение является незаконным, не основанным на исследованных материалах дела и представленных доказательствах, не мотивированно и подлежит отмене по следующим основаниям.
05.11.2013 заместителем прокурора КБР в рамках реализации надзорных полномочий и в соответствии со ст.ст.22, 25.1 ФЗ "О прокуратуре РФ" председателю Регионального отделения ООД "За права человека" Хатажукову В.Н. объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона (ст.ст.2, 13.1, 32 ФЗ от 12.01.1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Основанием к принятию указанной меры реагирования явились результаты надзорной проверки, свидетельствующие о наличии ряда специальных признаков, свидетельствующих об источниках зарубежного финансирования указанной организации, а также характере ее деятельности, носящей возможный (вероятный) политический характер.
05.11.2013 в рамках реализации поручения Президента Российской Федерации и соответствующих указаний Генерального прокурора России, прокуратурой республики, совместно с МВД по КБР, Управлением ФСБ России по КБР и МТУ Росфинмониторингом РФ в СКФО, проведены проверки деятельности отдельных некоммерческих организаций, содержащих признаки иностранного агента (п.6 ст.2 ФЗ от 12.01.1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Целью указанных проверок явилась необходимость анализа деятельности некоммерческих объединений, финансируемых из-за рубежа, в том числе, в целях недопущения вмешательства иностранных государств во внутреннюю политику страны и осуществления подрывной деятельности (направленной на изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, финансирование либо иное содействие в организации, подготовке и осуществлении подобных действий), отнесенной законодательством к одним из ключевых признаков экстремизма (п.п.1, 13 ч.1 ст.1 ФЗ от 25.07.2002 N114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности").
В ходе проверки была проанализирована деятельность Регионального отделениея ООД "За права человека"
В деятельности указанной организации был установлен ряд характерных признаков, а именно - зарубежное финансирование и возможный (вероятный) характер осуществления политической деятельности.
В частности, уставная и фактическая деятельность организации были связаны с реализацией мероприятий, финансируемых из зарубежных источников и затрагивающих общественно-политическую сферу правоотношений в республике.
26.09.2012 для реализации поставленных целей, РО ПЦ "За права человека" с Национальным Фондом в Поддержку Демократии - NED (США) заключено грантовое соглашение о предоставлении денежных средств (17000 долларов США (октябрь 2012); 12500 долларов США (февраль 2013); 12 500 долларов США (май 2013) и 8000 долларов США (август 2013).
Таким образом, результатами проверки прокуратурой республики были получены достаточные и объективные сведения о характере проводимых и планируемых Центром мероприятиях, источниках их финансирования, реальных возможностях участия в политических процессах (деятельности) либо оказания соответствующего влияния, а также о признаках, предусмотренных законодательством о противодействии экстремистской деятельности, в частности, предусмотренных п.п.1, 12, 13 ч.1 ст.1 ФЗ от 25.07.2002 N114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
Указанным обстоятельствам судом не дана надлежащая правовая оценка.
Кроме этого, в нарушение ст.255 ГПК РФ судом не указано, какие именно (конкретные) права и законные интересы нарушены при вынесении обжалуемого предостережения, какие именно препятствия (конкретные) созданы указанным актом прокурорского реагирования при осуществлении заявителем своих прав и свобод, какая обязанность возложена на последнего и в чем выражена ее незаконность.
Таким образом, предостережение заместителя прокурора КБР от 05.11.2013 N27-13-13 соответствует требованиям закона, вынесено уполномоченным должностным лицом с соблюдением необходимой процедуры и при наличии предусмотренных законом объективных и достаточных оснований.
Не согласившись с доводами указанными в апелляционной жалобе председатель Регионального отделения ООД "За права человека" Хатажуков В.Н. подал возражение, в котором просит апелляционное представление Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики оставить без удовлетворения, а Решение Нальчикского городского суда от 18.12.2013 года без изменения.
Проверив материалы дела в соответствии с правилами ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части и в пределах указываемых в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 21, ч. 2 ст. 22, ст. 25.1 Федерального закона от 17 января N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении надзора за соблюдением и исполнением Конституции Российской Федерации и законов наделен правом направлять должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
Согласно ст. 25.1 Федерального закона в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
Согласно п. 1.2 Указания Генеральной прокуратуры РФ "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" от 06 июня 1999 года N 39/7 основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда охраняемым законом правам и свободам граждан. Вынесению предостережения в обязательном порядке должна предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Однако, как верно указано судом первой инстанции, сведений о готовящихся противоправных деяниях со стороны Регионального отделение ООД "За права человека" в прокуратуре КБР не имеется.
В силу ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
Председатель ООД "За права человека" не отрицает факт получения денежных средств от иностранной организации Национального Фонда в поддержку демократии NED (США). Однако основанием для признания организации иностранным агентом может являться только факт физического участия в политической акции. Но предостережение заместителя прокурора не содержит подтверждения того, что Региональным отделением ООД "За права человека" осуществлялись политические акции. Положения Устава Общероссийского общественного движения "За права человека" значения не имеют, поскольку должен быть доказан сам факт осуществления политической деятельности.
В апелляционной жалобе указывается, что Прокуратурой республики, совместно с МВД по КБР, Управлением ФСБ России по КБР и МТУ Росфинмониторингом РФ в СКФО, проведены проверки деятельности отдельных некоммерческих организаций, содержащих признаки иностранного агента.
Однако данное утверждение противоречит оспариваемому предостережению заместителя прокурора КБР Махова А.Л. и материалам гражданского дела. В предостережении указывается: "Фактов прямого участия РО ПЦ "За права человека" в политической деятельности, в том числе управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, финансировании и участии в публичных мероприятиях с целью свободного выражения и формирования мнений по вопросам политической жизни страны и внешней политики, а также в реализации мер, направленных на формирование мнения граждан в целях изменения государственной политики по тем или иным вопросам, не установлено". Не представлены также материалы проверки деятельности РО ООД "За права человека", если таковые имелись.
Представитель Управления Минюста РФ по КБР Догучаев А.Ю. в суде апелляционной инстанции подтвердил, что в ходе проверки деятельности Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения "За права человека" нарушения не выявлены.
Экстремистская деятельность предполагает совершение активных действий, целью которых является насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, то есть силовое свержение действующей государственной власти, а также достижение других целей, указанных в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (в ред. от 29.04.2008 г.) при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения.
В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.
Материалами дела не подтверждается тот факт, что Прокуратура КБР располагает сведениями о готовящихся противоправных действиях председателем ООД "За права человека" Хатажуковым В.Н., содержащих признаки экстремистской деятельности. В предостережении указывается на "наличие возможных признаков экстремизма", а не на наличие достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях.
В апелляционном представлении утверждается, что судом не указано, какие права и законные интересы председателя ООД "За права человека" Хатажукова В.Н. нарушены при вынесении оспариваемого предостережения, какие именно препятствия созданы к осуществлению его деятельности. Указанные обстоятельства в силу положений п. 4 ст. 258 ГПК РФ являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С доводом прокурора согласиться нельзя.
По смыслу статей 255, 258 ГПК РФ, незаконным могут быть признаны такие решения, действия (бездействие), которые нарушают права и свободы заявителя, создают препятствия к осуществлению им его прав и свобод, незаконно возлагают на него какую-либо обязанность.
В самом предостережении указывается, что Хатажуков В.Н., являясь членом Общественной палаты КБР, участвует в общественной жизни республики. Существование предостережения прокурора, в котором указывается на признаки экстремизма в деятельности председателя ООД "За права человека" Хатажукова В.Н., может отрицательно повлиять на его репутацию среди населения республики и на дальнейшую работу в Общественной палате КБР.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 327-1 -329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 18 декабря 2013 г. оставить без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора КБР - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.М. Пазова
Судьи: Е.И. Жерновой
Р.Х. Шомахов
Копия верна: Е.И. Жерновой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.