Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Ялбаковой Э.В.,
судей - Шинжиной С.А., Имансакиповой А.О.,
при секретаре - В. Е.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Е.В.Н. на решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 25 ноября 2013 года, которым
исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Республики Алтай, муниципального образования "Чемальский район" удовлетворены.
На индивидуального предпринимателя Е.В.Н. возложена обязанность в срок 1 месяц с даты вступления решения суда в законную силу произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2013 года, согласовать его с Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2013 года в пользу Российской Федерации, Республики Алтай, муниципального образования "Чемальский район"; организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов путем ведения форм, предусмотренных Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N721.
На индивидуального предпринимателя Е.В.Н. возложена обязанность в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу подтвердить отнесение образующихся в результате деятельности отходов к конкретному классу опасности путем разработки паспорта отходов, удостоверяющего принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности по форме, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 02.12.2002 N785 "Об утверждении паспорта опасного отхода"; получить свидетельство о классе опасности отходов для окружающей природной среды по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 N570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов"; провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух путем подготовки документа, систематизирующего сведения о наличии источников выделения и источников выбросов, распределении данных источников по территории, качественной и количественной характеристике выбросов, параметрах выбросов газовоздушной смеси из источников выбросов, параметрам источников выбросов, об оснащенности источников выбросов газоочистительными установками; разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить в Министерстве лесного хозяйства Республики Алтай разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; организовать осуществление производственного контроля за охраной окружающего воздуха.
Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О., апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, Республики Алтай, муниципального образования "Чемальский район" к индивидуальному предпринимателю Е. В.Н. о возложении обязанности в срок 1 месяц с даты вступления решения суда в законную силу произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2013 года, согласовать его с Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2013 года в пользу Российской Федерации, Республики Алтай, муниципального образования "Чемальский район"; организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов путем ведения форм, предусмотренных Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N721; обязать в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу подтвердить отнесение образующихся в результате деятельности отходов к конкретному классу опасности путем разработки паспорта отходов, удостоверяющего принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности по форме, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 02.12.2002 N785 "Об утверждении паспорта опасного отхода"; получить свидетельство о классе опасности отходов для окружающей природной среды по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 N570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов"; провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух путем подготовки документа, систематизирующего сведения о наличии источников выделения и источников выбросов, распределении данных источников по территории, качественной и количественной характеристике выбросов, параметрах выбросов газовоздушной смеси из источников выбросов, параметрах источников выбросов, об оснащенности источников выбросов газоочистительными установками; разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить в Министерстве лесного хозяйства Республики Алтай разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; организовать осуществление производственного контроля за охраной окружающего воздуха. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что ИП Е. В.Н. осуществляет предпринимательскую деятельность по розничной торговле по адресу: "адрес". При этом ответчиком эксплуатируется стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - твердотопливная котельная. Кроме того, от предпринимательской деятельности образуются твердые бытовые отходы. Однако ответчиком плата за негативное воздействие на окружающую среду за 3 кварталы 2013 года не внесена; инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведена; проект нормативов предельно допустимых выбросов у него отсутствует, как и разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ; в установленном порядке не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов; не подтверждено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности, не получено свидетельство о классе опасности отхода; не разработаны паспорта отходов. Выявленными нарушениями требований в области охраны окружающей среды ответчик нарушает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также гарантированное государством право граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Судом вынесено указанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит индивидуальный предприниматель Е. В.Н., указывая, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду может быть возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные ФЗ "Об охране окружающей среды". На основании ст.ст. 12, 19 ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Деятельность по размещению отходов, в установленном законом смысле, материалами дела не подтверждается. Для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих веществ необходимо установить, что его количество и концентрация превысили установленные нормативы. Выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе не свидетельствует о выбросе вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения. Природоохранной прокуратурой не производились отборы проб, инструментальные замеры, лабораторные исследования, а также не представлено доказательств, подтверждающих выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора К. Л.В., полагавшую необходимым оставить решение без изменения, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч. 1 ст. ст. 327.1 ГПК РФ, апелляционная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, обязаны проводить инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в установленном порядке.
Согласно п.1 ст. 14 ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела, ИП Е. В.Н. осуществляет предпринимательскую деятельность по розничной торговле по адресу: "адрес"
"дата" заместителем Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора М. А.С. была проведена проверка соблюдения законодательства индивидуальным предпринимателем Е. В.Н. В ходе проверки установлено, что ИП Е. В.Н. эксплуатирует стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - твердотопливную котельную, от предпринимательской деятельности образуются твердые бытовые отходы. Между тем, разрешение на выброс вредных (загрязняющих веществ) отсутствует, производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду не проводятся.
При таких обстоятельствах, поскольку предпринимательская деятельность ИП Е. В.Н. оказывает негативное воздействие на окружающую среду, судом первой инстанции на основании Федерального закона "Об охране окружающей среды", ФЗ "Об отходах производства и потребления", ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" обоснованно удовлетворены исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора.
Довод жалобы о том, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду может быть возложена только в том случае, если воздействие на окружающую среду подпадает под виды негативного воздействия, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, ответчик такой деятельностью не занимается, основан, по мнению апелляционной коллегии, на неправильном толковании норм материального права.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Понятие входящего в состав установленного названной правовой нормой такого вида негативного воздействия на окружающую среду как размещение отходов производства и потребления дано в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и определяется как хранение и захоронение остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товаров (продукции), утративших свои потребительские свойства.
При этом, как следует из положений п.п. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", право собственности на образовавшиеся в результате такого производства или потребления отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались, и может быть приобретено другим лицом лишь на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Исходя из того, что ответчиком не представлены доказательства передачи права собственности на отходы третьим лицам, оснований для освобождения его от внесения соответствующей платы и ее расчета не имеется.
Довод жалобы о том, что прокуратурой не производились отборы проб, инструментальные замеры, лабораторные исследования, а также не представлено доказательств, подтверждающих выброс вредных веществ в атмосферный воздух, является несостоятельным, поскольку основанием для вынесения решения суда стало уклонение ответчика от проведения обязательной в силу закона инвентаризации вредных выбросов с учетом наличия их источника, а не сам факт таких выбросов.
Таким образом, обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом первой инстанции полно и правильно, выводы, изложенные в решении, основаны на исследованных и оцененных в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ доказательствах, нарушения норм материального и процессуального права не допущено, законных оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 25 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Е.В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий - Э.В. Ялбакова
Судьи - С.А. Шинжина, А.О. Имансакипова
Копия верна: судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.