Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Шихгереева Х.И.,
судей Сидоренко М.И. и Гаджиева Б.Г.
при секретаре судебного заседания Каппарове Д.Р.
рассмотрела в судебном заседании от 6 марта 2014 года по представлению Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора
на определение Дербентского городского суда от 6 декабря 2013 года об отсрочке исполнения решения Дербентского городского суда от 31 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Шихгереева Х.И., объяснения Наврузов Х.Г.- представителя Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора, просившего удовлетворить представление прокурора, руководителя Дербентского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан Омарова А.М., поддержавшего доводы представления, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации городского округа "город Дербент", муниципальному унитарному предприятию "Дербентсервис", обществу с ограниченной ответственностью "Полигон" о признании незаконным бездействия администрации городского округа "город Дербент", выразившегося в непринятии мер по организации утилизации и переработке твердых бытовых отходов на территории городского округа "г. Дербент", и о приостановлении деятельности муниципального унитарного предприятия "Дербентсервис" и общества с ограниченной ответственностью "Полигон".
Решением Дербентского городского суда от 31 июля 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 10 октября 2013 года, постановлено:
"Иск Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в
интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа "город Дербент", которое заключается в непринятии мер по организации, утилизации и переработке твердых бытовых отходов на территории городского округа "г. Дербент", в том числе:
организации полигона твердых бытовых отходов, образуемых на
территории городского округа "г.Дербент" Республики Дагестан, как объекта
гражданских правоотношений в соответствии с экологическими и санитарно-
эпидемиологическими требованиями с получением положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию, санитарно-эпидемиологического заключения и решения органа Роспотребнадзора об установлении санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса полигона твердых бытовых отходов, внесенного в государственный реестр объектов размещения отходов;
организации эксплуатации полигона муниципальным унитарным
предприятием "Дербентсервис" и обществом с ограниченной
ответственностью "Полигон" в соответствии с экологическими и санитарно-
эпидемиологическими требованиями с получением разрешительной документации на осуществление деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду, на основании разработанного регламента и режима работ, инструкции по приему бытовых отходов;
организации разработки и утверждения в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
определении порядка сбора отходов на территории ГО "г.Дербент", предусматривающего их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие) в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
организовать деятельность по утилизации и переработке твердых бытовых отходов, образуемых в границах городского округа "г.Дербент", в соответствии с действующим законодательством, в том числе:
в срок до 01.01.2014 обеспечить разработку и принятие программы nо утилизации и переработке твердых бытовых отходов, образуемых на территории городского округа "г. Дербент", с указанием источников финансирования и сроков реализации программных мероприятий;
в срок до 01.01.2014 организовать полигон бытовых отходов, образуемых на территории Городского округа "г.Дербент" Республики Дагестан, в качестве объекта гражданских правоотношений в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями с получением положительного заключения государственной экологической экспертизы, санитарно-эпидемиологического заключения, решения органа Роспотребнадзора об установлении санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса полигона, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов:
в срок до 01: 01. 2014 определить порядок сбора отходов на территории
ГО "г.Дербент", предусматривающего их разделение на виды (пищевых
отходы, текстиль, бумага и другие) в соответствии с экологическими,
санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей среды и
здоровья человека.
Обязать муниципальное унитарное предприятие "Дербентсервис" и общество с ограниченной ответственностью "Полигон" приостановить
осуществляемую с нарушением требований законодательства об охране
окружающей среды деятельность по размещению бытовых отходов на
свалке, расположенной на земельном участке площадью 44801 м2 с
кадастровым номером 05;07:000073:1406 из земель сельскохозяйственного
назначения, по адресу: Россия, Республика Дагестан, Дербентский район,
Джалганское сельское поселение, связанную с негативным воздействием на
окружающую среду, до организации ее в качестве полигона бытовых
отходов, образуемых на территории городского округа, "г.Дербент"
Республики Дагестан, в соответствии с экологическими и санитарно-
эпидемиологическими требованиями с получением положительного
заключения государственной экологической экспертизы проектной
документации, санитарно-эпидемиологического заключения и решения
органа Роспотребнадзора об утверждении санитарно-защитной зоны для
имущественного комплекса полигона твердых бытовых отходов;
оборудования его в соответствии с экологическими и санитарно-
эпидемиологическими требованиями; ввода его в эксплуатацию; внесения
его в государственный реестр объектов размещения отходов; получения
указанными предприятиями разрешительной документации на деятельность,
связанную с негативным воздействием на окружающую среду:
утвержденных нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух санитарным правилам;
разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух;
утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов;
лицензии на размещение отходов I - IV классов опасности;
свидетельств (сертификатов) работников на право работы с отходами 1-1V класса опасности;
паспортов отходов I - IV класса опасности.
экспертизы, санитарно-эпидемиологического заключения, решения
органа Роспотребнадзора об установлении санитарно-защитной зоны для
имущественного комплекса полигона, внесенный в государственный реестр
объектов размещения отходов.".
Администрация ГО "город Дербент" и ООО Полигон" обратились в суд с заявлениями об отсрочке исполнения названного решения суда соответственно сроком на два года и сроком на 6 месяцев.
В обоснование своего заявления Администрация ГО "город Дербент" указала, что в бюджете ГО "город Дербент" на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годы средства на организацию и размещение полигона по переработке твердых бытовых отходов не предусмотрены, бюджет ГО "город Дербент" на 2014 года и на плановый период 2015-2016 годы не принят, он будет принят в ближайшее время, но этим бюджетом будут определены только макроэкономические показатели планирования бюджета, а именно, доходная часть, при формировании бюджета в окончательном варианте администрация ГО "город Дербент" при наличии необходимых финансовых возможностей включить в бюджет расходы на организацию и размещение полигона по переработке твердых бытовых отходов, исполнение решения требует также строительства завода по переработке твердых бытовых отходов, получения положительного заключения о соответствии проектной документации по строительству полигона и завода санитарно-эпидемиологическим и экологическим нормам, принятия органом Роспотребнадзора решения по вопросу об установлении санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса полигона твердых бытовых отходов, на выполнение этих мероприятий требуется определенный длительный период времени, а приостановление деятельности МУП "Денрбентсервис" и ограничения в использовании действующего полигона ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое состояние ГО "город Дербент", изложенное указывает на наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, что в соответствии со статьей 434 ГПК РФ является основанием для отсрочки исполнения решения суда,
ООО "Полигон" в обоснование своего заявления указало, что организация и размещение твердых бытовых отходов в другом месте связано с получением соответствующего земельного участка под полигон для переработки твердых бытовых отходов, вынесением соответствующего решения уполномоченных органов по этому вопросу, переводом участка в категорию земель промышленности, получением положительного заключения о соответствии проектной документации по строительству полигона санитарно-эпидемиологическим и экологическим нормам, иных разрешительных документов, лицензии, паспортов на размещение соответствующих отходов, для выполнения этих действий требуется определенный длительный период, а приостановление деятельности действующего полигона и его закрытие на этот период создает угрозу санитарно-эпидемиологической обстановке в ГО "город Дербент.
Определением Дербентского городского суда от 6 декабря 2013 года постановлено:
"Заявление Администрации ГО "город Дербент" и генерального директора ООО "Полигон" Бабаева М.Б. об отсрочке исполнения решения суда от 31.07.2013 г.- удовлетворить.
Отсрочить исполнение решенияДербентского городского суда от 31 июля 2013 года по делу по иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора к администрации городского округа "город Дербент", муниципальному унитарному предприятию "Дербентсервис", обществу с ограниченной ответственностью "Полигон" о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий и приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды на 2 (два) года, т.е. до 06.12.2015 года включительно.".
В представлении Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ставится вопрос об отмене определения суда, принятии решения об отказе в удовлетворении заявлений об отсрочке исполнения решения суда по тем основаниям, что по смыслу статьи 434 ГПК РФ основанием для отсрочки исполнения решения суда должны служить конкретные, исключительные обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что имущественное положение сторон не позволяет исполнить решение суда в установленный срок, а также о наличии связанных с этим серьезных препятствий к совершению исполнительных действий, при этом решение об отсрочке исполнения решения суда должно быть справедливым и адекватным? обеспечивать баланс прав и законных интересов не только заявителей, но и других лиц, учитывать права и законные интересы этих лиц, суд же не выяснил права и законные интересы других лиц, которые затрагиваются отсрочкой исполнения решения суда, суд сослался на отсутствие у должников финансовых возможностей, тогда как этот вопрос в судебном заседании не исследовался, суд в этой части только привел доводы должников, размещение твердых бытовых отходов с соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения не может связываться с финансовыми возможностями муниципального образования, которое обязано изыскать такие возможности и решить вопрос с соблюдением этих требований, кроме того, деятельность по вывозу твердых бытовых отходов является коммерческой и осуществляется за счет средств собственника отходов, судом не проверялись возможности размещения отходов из ГО "город Дербент" на других полигонах, в то же время в ходе разбирательства дела по существу было установлено наличие реальной угрозы негативного воздействия деятельности действующего полигона на окружающую среду и здоровье проживающих и находящихся в близлежащем селе людей, в случае продолжения этой деятельности указанная угроза сохраняется, определение суда об отсрочке исполнения решения суда по существу не мотивировано, сама по себе ссылка на не проверенные доводы заявителей не может быть признана такой мотивировкой, кроме того, заявления об отсрочке исполнения решений рассмотрены с нарушением требований гражданского процессуального законодательства о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени рассмотрения заявлений администрации ГО "город Дербент" и ООО "Полигон" Махачкалинская межрайонная природоохранная прокуратура не была надлежаще извещена.
С учетом доводов представления Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора о том, что заявление об отсрочке исполнения решения суда было рассмотрено без надлежащего извещения прокуратуры, что согласно статье 330 ГПК РФ является основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, определением от 4 февраля 2014 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Представители администрации МО "город Дербент", МУП "Дербентсервис" и ООО "Полигон", надлежаще извещенные о времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщили, об отложении разбирательства дела на другой срок не просили, в связи с чем на основании стате1 327 и 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель Прокуратуры РД поддержал представление и просил удовлетворить его по основаниям, указанным в нем.
Омаров А.М.- руководитель Дербентского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан поддержал представление прокурора и просил отменить определение по основаниям, которые указаны в представлении прокурора и объяснениях представителя прокуратуры Республики Дагестан. Кроме того, он указал, что вопрос об организации и размещении нового полигона для твердых бытовых отходов, вывозимых из г. Дербента, возбужден достаточно давно, однако, администрация г. Дербента не предпринимает действия по ускорению решения этого вопроса, нет гарантий, что она изыщет средства и в течение того периода, на который судом отсрочено исполнение решение суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, Судебная коллегия находит определение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решение Дербентского городского суда от 31 июля 2013 года было обжаловано в апелляционном порядке и апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 10 октября 2013 года было оставлено без изменения, в связи с чем в силу требований статьи 335 ГПК РФ оно с 10 октября 2013 года вступило в законную силу и, поэтому обязательно для всех органов, организаций и должностных лиц и подлежит исполнению в установленном порядке.
Согласно статье 203 ГПК РФ заявления об отсрочке исполнения решения суда рассматриваются в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению поставленного перед судом вопроса.
Заявления администрации ГО "город Дербент" и ООО "Полигон" об отсрочке исполнения решения суда судом рассмотрены с нарушением требований приведенной нормы процессуального закона.
Как это следует из материалов дела, Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор, который являлся истцом по делу, не был надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения заявления администрации МО ГО "город Дербент" и ООО "Полигон", в деле такие сведения отсутствуют.
В деле отсутствуют также данные о том, что указанный прокурор извещался о поступлении в суд названных заявлений, а также о том, что эти заявления вручались представителю прокуратуры.
Это привело к тому, что Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор был лишен возможности представить свои возражения на указанные заявления и реализовать иные права лица, участвующего в деле.
Законодательство предусматривает возможность отсрочки исполнения вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии со статьей 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения. Такие заявления стороны рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 203 ГПК РФ.
Согласно статье 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда.
Как это видно из решения суда, требования прокурора и вынесенное по ним решение по существу направлены на приостановление осуществляемой с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды как связанной с негативным воздействием на окружающую среду, здоровье и жизнь людей деятельности муниципального унитарного предприятия "Дербентсервис" и общества с ограниченной ответственностью "Полигон" по размещению бытовых отходов на свалке, расположенной на земельном участке площадью 44801 м2 с кадастровым номером 05;07:000073:1406 из земель сельскохозяйственного назначения, по адресу: Россия, Республика Дагестан, Дербентский район, Джалганское сельское поселение.
Соответственно, рассматривая заявления администрации МО ГО "город Дербент" и ООО "Полигон" об отсрочке исполнения указанного решения суда, суд должен был выяснить предусмотренные статьей 434 ГПК РФ обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного постановления о приостановлении указанной выше деятельности муниципального унитарного предприятия "Дербентсервис" и общества с ограниченной ответственностью "Полигон".
Однако, суд не выяснил и не привел в определении суда обстоятельства, которые судом признаны препятствующими в исполнении решения суда, и заявления удовлетворил только разъясняя то, что представляет собой по смыслу закона отсрочка исполнения решения суда, другой мотивировки отсрочки исполнения решения суда определение суда не содержит.
Между тем, согласно статьям 225 и 434 ГПК РФ определение суда об отсрочке исполнения решения должно быть мотивированным с точки зрения обстоятельств, указанных в статье 434 ГПК РФ, и оценки доводов заявлений.
Таким образом, определение суда не соответствует требованиям закона и подлежит отмене.
Суд апелляционной инстанции согласно статье 334 ГПК РФ, отменяя определение суда первой инстанции, должен разрешить вопрос по существу.
Заявляя об отсрочке исполнения решения суда, администрация МО ГО "город Дербент" и ООО "Полигон" ссылаются на отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств, необходимых для организации и размещения полигона по переработке твердых бытовых отходов, а также на необходимость длительного периода времени для выполнения мероприятий, необходимых для организации и размещения указанного полигона.
Однако, как правильно указано в представлении прокуратуры, размещение твердых бытовых отходов с соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения не может связываться с финансовыми возможностями муниципального образования, которое обязано изыскать такие возможности и решить вопрос с соблюдением этих требований. Кроме того, из объяснений руководителя Дербентского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан Омарова А.М. следует, что вопрос об организации и размещении полигона для твердых бытовых отходов, вывозимых с территории МО ГО "город Дербент", длительное время не находит решения из-за бездействия администрации ГО "город Дербент".
С учетом этого Судебная коллегия приходит к выводу о том, что отсрочка исполнения решения суда не дает гарантий тому, что администрация ГО "город Дербент" предпримет достаточные эффективные меры для разрешения указанного вопроса.
Кроме того, указанные обстоятельства не могут признаваться препятствиями к исполнению решения суда, они лишь свидетельствуют лишь о бездействии органа местного самоуправления в решении проблемы организации и размещения полигона для твердых бытовых отходов.
В силу изложенных обстоятельств Судебная коллегия находит определение суда не соответствующим требованиям закона и фактическим обстоятельствам, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявлений.
Руководствуясь статьей 334 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Представление Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Определение Дербентского городского суда от 6 декабря 2013 года отменить.
В удовлетворении заявлений администрации МО ГО "город Дербент" и ООО "Полигон" об отсрочке исполнения решения Дербентского городского суда от 31 июля 2013 года отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.