Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего -Зайнудиновой Ш.М.,
судей - Ибрагимова С.Р. и Мустафаевой З.К.,
при секретаре судебного заседания - Гаруновой И.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя управляющего ГУ-ОПФР по РД Сулейманова Н.М. на решение Ногайского районного суда РД от 19 ноября 2013 года, которым постановлено:
"Иск Мусаева З.З. удовлетворить.
Обязать Управление отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в Ногайском районе назначить Мусаеву З.З. вторую пенсию по старости с 8 января 2012 года, по достижению возраста 50 лет".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Ибрагимова С.Р., выслушав объяснения представителя ГУ-ОПФР по РД Юсупова М.Ю., просившего отменить решение суда по доводам жалобы, объяснение представителя истца Мусаева З.З. - Расулова И.Б., просившего оставить решение суда без изменения, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Мусаев З.З. обратился в суд с иском к Управлению отделения Пенсионного фонда РФ РД в Ногайском районе о досрочном назначении пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет.
В обосновании иска указал, что он в период с 3 июля по 28 октября 1988 года принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30 км. зоне отчуждения, в работах по объекту "Укрытие". С 1998 года он является инвалидом с формулировкой в справке МСЭ "увечье, получено при исполнении иных обязанностей военной службы, служебных обязанностей связанных с аварией на Чернобыльской АЭС". В настоящее время он получает пенсию по инвалидности. По достижению 50-летнего возраста 8 января 2012 года, как пострадавший вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и имеющий право на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет, он обратился в Управление отделения Пенсионного фонда РФ по РД в Ногайском районе с соответствующим заявлением. Однако в Управлении отделения Пенсионного фонда РФ по РД в Ногайском районе ему незаконно отказали в досрочном назначении пенсии по старости.
В связи с изложенным, просил суд обязать Управление отделения Пенсионного фонда РФ по РД в Ногайском районе назначить ему вторую пенсию по старости с 8 января 2012 года, по достижению возраста 50 лет.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - заместитель управляющего ГУ - ОПФ РФ по РД Сулейманов Н.М. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.
В обоснование жалобы указывает, что решение суда вынесено с нарушениями норм материального и процессуального права.
Кроме этого указывает, что назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". К моменту обращения за назначением второй пенсии по возрасту Мусаев З.З. достиг 50 лет, с 1998 г. является получателем государственной пенсии вследствие военной травмы, соответственно, право на трудовую пенсию по старости в силу приведенной правовой нормы у заявителя отсутствует.
Таким образом, правовых оснований для назначения Мусаеву З.З. второй пенсии - как трудовой пенсии по старости, предусмотренной подп.3 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", так и пенсии по старости, предусмотренной подп.2 п.2 ст.10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" - не имеется.
Определением суда апелляционной инстанции по гражданским делам ВС РД от 4 февраля 2013 года определено рассмотреть дело по правилам производства в суде первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ГУ-ОПФР по РД Юсупова М.Ю., просившего отменить решение суда по доводам жалобы, объяснение представителя истца Мусаева З.З. - Расулова И.Б., просившего оставить решение суда без изменения, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч.4 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Из решения суда следует, что суд удовлетворил иск Мусаева З.З. и обязал Управление отделения Пенсионного фонда РФ по РД в Ногайском районе назначить ему вторую пенсию по старости с 8 января 2012 года, по достижению возраста 50 лет.
Однако, как следует из апелляционной жалобы и материалов дела, при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции ОПФР РФ по РД не было привлечено к разбирательству в качестве ответчика, тогда как по заявленным истцом требованиям затрагивались права и законные интересы ОПФР РФ по РД, и именно оно является ответчиком по делу, а не Управление отделения Пенсионного фонда РФ по РД в Ногайском районе.
В силу п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является, в том числе принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с ч.5 ст.330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных ч.4 настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Поэтому, суд апелляционной инстанции определил рассмотреть дело по иску Мусаева З.З. по правилам производства в суде первой инстанции с привлечением к участию в деле в качестве ответчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по РД.
В связи с изложенным, решение суда от 19 ноября 2013 года не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
В соответствии со ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Суд апелляционной инстанции, изучив доводы искового заявления, материалы дела, выслушав участников процесса, полагает, что в удовлетворении исковых требований Мусаева З.З. следует отказать.
Как следует из материалов дела, Мусаев З.З. обратился в суд с иском к ОПФ РФ по РД об обязании ГУ-ОПФ РФ по РД назначить ему вторую пенсию по старости с 8 января 2012 года, по достижению возраста 50 лет.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Расулов И.Б. заявление Мусаева З.З. поддержал и просил его удовлетворить.
Из материалов дела видно, что Мусаев З.З. 8 января 1962 года рождения, является инвалидом второй группы вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанного с аварией на ЧАЭС, является получателем пенсии по инвалидности по ст.17.2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно искового заявления, 8 января 2012 года истец обратился в Управление отделения ПФ РФ по РД в Ногайском районе с заявлением о назначении второй досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.3 п.1 ст.28 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Управлением отделения ПФ РФ по РД в Ногайском районе истцу отказано в назначении второй досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.3 п.1 ст.28 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Не согласившись с данным отказом, истец обратился с настоящим иском.
Постановляя судебное решение, суд первой инстанции руководствовался ч.2 ст.7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", согласно которой трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Между тем в соответствии с требованиями Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд апелляционной инстанции считает, что Мусаев З.З. не относится к числу лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий, исходя из того, что в ходе судебного разбирательства установлено отсутствие у истца права на назначение трудовой пенсии по старости на момент его обращения к ответчику, поскольку на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости и обращения в суд он не достиг требуемого возраста в 55 лет при продолжительности страхового стажа 25 лет.
Несмотря на это, суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии со ст.29 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 18 июля 2006 года N 112-ФЗ) гражданам, указанным в пп.1 и 2 ч.1 ст.13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В ранее действующей редакции данной нормы за указанной категорией граждан закреплялось право на получение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Согласно п.2 названной статьи гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Подпунктом 1 п.3 ст.3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подп.1 п.2 (с применением п.3 и п.5) ст.15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
В силу ст.28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (введена Федеральным законом от 18.07.2006 г. N 112-ФЗ) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном ст.30-37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии у истца права на получение двух видов пенсии: пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости.
Из содержания подп.1 п.3 ст.3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подп.1 п.2 (с применением п.3 и п.5) ст.15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п.2 ст.4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с подп.3 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Системный анализ приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и имеет страховой стаж не менее 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что к моменту обращения, как в пенсионный орган, так и в суд с настоящим иском, о назначении второй пенсии - трудовой пенсии по старости истец не достиг соответствующего возраста, который должен составлять не менее 55 лет.
Соответственно право на трудовую пенсию по старости в соответствии с подп.3 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у истца отсутствует.
При таких обстоятельствах правовых оснований для назначения Мусаеву З.З. второй пенсии - как трудовой пенсии по старости, предусмотренной подп.3 п.1 ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не имеется.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции признает постановленное по делу решение суда первой инстанции незаконным и обоснованным, подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска Мусаева З.З.
Руководствуясь ст.328- 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Ногайского районного суда РД от 19 ноября 2013 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Мусаева З.З. об обязании ГУ-ОПФ РФ по РД назначить ему вторую пенсию по старости с 8 января 2012 года, по достижению возраста 50 лет, отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.