Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Алиевой Э.З.
судей Устаевой Н.Х. и Абдуллаева М.К.
при секретаре "."
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оруджева М. О. к Прокуратуре Республики Дагестан об отмене приказа прокурора Республики Дагестан от "дата" как незаконного и необоснованного в его отношении о снижении доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе до 3% должностного оклада по апелляционной жалобе истца по делу на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 1 ноября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Оруджева М. О. к Прокуратуре Республики Дагестан об отмене приказа прокурора Республики Дагестан от "дата" N 55-н о снижении доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе до 3% должностного оклада как незаконного и необоснованного, отказать".
Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., объяснения адвоката Салмановой Т.М. в интересах Оруджева М.О., просившей отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, возражения представителя Прокуратуры РД Багомаева А., просившего оставить решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Оруджев М.О. обратился в суд с иском к Прокуратуре Республики Дагестан об отмене приказа прокурора Республики Дагестан от "дата" N "." в отношении него как незаконного и необоснованного, сославшись в обоснование иска на то, что указанным приказом прокурора Республики Дагестан за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей при организации и осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства при реализации региональных адресных программ капитального ремонта жилых домов и переселения граждан из аварийного и ветхого жилья ему снижен размер доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе с даты подписания приказа и до 31 декабря 2013 г. в размере 3% должностного оклада.
Ни Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", ни Трудовой кодекс Российской Федерации не предполагают применение мер дисциплинарной ответственности без учета характера и степени тяжести совершенного проступка.
Основанием для привлечения сотрудника прокуратуры к дисциплинарной ответственности является совершение им дисциплинарного проступка.
Факт совершения им дисциплинарного поступка не установлен, мер дисциплинарного взыскания в отношении него не применено.
Без установления его вины ответчиком применено наказание за проступок, которого он не совершал.
В отношении него применено дисциплинарное наказание, не предусмотренное федеральными законами Российской Федерации, а именно ст. 41.7 Федерального закона "О прокуратуре РФ", ст. 192 Трудового кодекса РФ.
Законодатель определил, что доплата за сложность, напряженность и высокие достижения в службе устанавливается в размере до 50% должностного оклада в соответствии с решением руководителя органа или учреждения прокуратуры с учетом объема работы и результатов службы каждого прокурорского работника.
Факты упущений в работе недостоверны, какими - либо доказательствами не подтверждаются.
В силу п. 9 ст. 41.7, п. 1 ст. 42 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" доплата за сложность, напряженность и высокие достижения в службе не выплачивается в случае отстранения от должности работника, совершившего проступок, а также за время отстранения от должности на период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела.
Данные случаи невыплаты причитающегося прокурорскому работнику денежного содержания специально оговорены в Законе.
Как следует из приказа, он лишен установленной на основании закона доплаты, составляющего денежное содержание, предусмотренного п. 1 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
В приказе прокурора республики он наказан за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей при организации надзора за рассмотрением сообщений о преступлениях в сфере реализации региональных адресных программ капитального ремонта жилых домов и переселения граждан из аварийного и ветхого жилья, расследовании уголовных дел и осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца - адвокат Салманова Т.М. просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 40 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований указанного Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются этим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 47.1 указанного Федерального закона за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; понижение в классном чине; лишение нагрудного знака "За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации"; лишение нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации"; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение из органов прокуратуры.
Согласно ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада; доплат за классный чин, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 50 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе (в размере до 50 процентов должностного оклада); процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации"; премий по итогам службы за квартал и год; других выплат, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом доплата за сложность, напряженность и высокие достижения в службе устанавливается в соответствии с решением руководителя органа или учреждения прокуратуры с учетом объема работы и результатов службы каждого прокурорского работника.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался указанными нормами материального права и пришел к выводу о том, что снижение доплаты за особые условия службы и доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе не относится к мерам дисциплинарного взыскания, поэтому доводы истца о том, что должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, основаны не неправильном толковании закона.
Порядок установления и выплаты доплаты за особые условия службы и доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе прокурорским работникам утвержден Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. N 771-к "О введении в действие положения о порядке установления и выплаты прокурорским работникам доплаты за особые условия службы и доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе"
Согласно п. 4 Положения о порядке установления и выплаты прокурорским работникам доплаты за особые условия службы и доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, утвержденного Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. N 771-к, размер доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в труде устанавливается с учетом интенсивности труда прокурорского работника, его профессионализма и инициативности, значимости участка служебной деятельности, уровня сложности, объема, качества и своевременности выполняемой работы.
Пунктом 5 данного Положения предусмотрено, что доплата может быть установлена в размере до 50 процентов должностного оклада работника. Конкретный размер доплаты указывается в приказе руководителя органа или учреждения прокуратуры в процентах к должностному окладу работника.
На основании п. 9 Положения доплата устанавливается не более чем на один календарный год и выплачивается только за фактически отработанное время. О назначении доплаты, прекращении ее выплаты или изменении размера издается приказ с указанием причин принятого решения.
В случаях изменений условий труда либо результатов служебной деятельности прокурорского работника по решению правомочного прокурора выплата доплаты может быть прекращена или изменен ее размер, независимо от срока, на который была установлена доплата.
Судом установлено, что приказом Прокурора Республики Дагестан от "дата" N "дата" в числе других, прокурору Советского района г. Махачкала на период до 31 декабря 2013 года снижена доплата за сложность, напряженность и высокие достижения в службе до 3% должностного оклада.
Исследовав фактические обстоятельства дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у работодателя имелось достаточно оснований для применения в отношении Оруджева М.О. указанной меры как снижение истцу доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе.
С учетом изложенного, суд первой инстанции не установил оснований для признания приказа прокурора Республики Дагестан о снижении доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе до 3% должностного оклада незаконным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328 -329 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 1 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.