Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Гасановой Д.Г., судей Галимовой Р.С. и Гомленко Н.К., при секретаре судебного заседания Шахрурамазанове К.М. рассмотрела в открытом судебном заседании от 19 февраля 2014 года дело по частной жалобе Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД на определение Советского районного суда г.Махачкалы от 04 декабря 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Министерства строительства и ЖКХ РД об отсрочке исполнения решения суда от 11 июля 2012 отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Галимовой Р.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Советского районного суда г.Махачкалы от "дата" удовлетворен иск Абдусаидовой С.У. к Министерству строительства и ЖКХ РД, постановлено обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан предоставить Абдусаидовой С. У. жилую площадь по договору социального найма, соответствующую социальным нормам во внеочередном порядке,
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РД от "дата" решение суда оставлено без изменения с редакционными изменениями в следующей редакции: "Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан предоставить Абдусаидовой С. У. жилую площадь по договору социального найма, соответствующую социальным нормам, во внеочередном порядке, за счет жилого фонда Республики Дагестан".
Министерство строительства и ЖКХ РД обратилось с заявлением об отсрочке исполнения решения суда до выделении им денег из Республиканского бюджета, указывая, что ни одного квадратного метра жилых помещений жилищного фонда РД предназначенного для предоставления гражданам по договору социального найма, поступившие в ведении министерства путем строительства и последующего введения в эксплуатацию не имеется, что до передачи им в установленном порядке жилого помещения жилищного фонда РД.
Судом постановлено указанное выше определение.
В частной жалобе Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД ставится вопрос об отмене определения суда. В жалобе указывается, что Республика Дагестан, в целях реализации пунктов 3 и 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, "дата"г. приняла Закон N "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан" (далее - Закон Республики Дагестан N 4).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата" N на Минстрой РД возложены функции уполномоченного органа по ведению сводного списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и принятию в установленном порядке решений об их предоставлении, в отношении лиц, указанных в абзацах первом-семнадцатом, двадцать первом статьи 1 Закона Республики Дагестан N 4.
Согласно абзацу 3 пункта 5 ст. 2 Закона Республики Дагестан N решение о предоставлении жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма соответствующим категория граждан уполномоченный орган - Минстрой РД принимает только по согласованию с Правительством Республики Дагестан и по мере введения в эксплуатацию, приобретения, освобождения жилых помещений данного фонда.
В соответствии с абзацем 2 ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение Закона Республики Дагестан N является расходным обязательством Республики Дагестан, реализация которого Минстроем РД, полностью финансируемым в силу пункта 9 Положения о Минстрое РД, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата" N из бюджета Республики Дагестан, невозможна без наличия жилых помещений жилищного фонда Республики Дагестан, поступивших в установленном законодательством порядке в управление (ведение) Минстроя РД. При этом данные жилые помещения должны поступить в управление (ведение) Минстроя РД путем их в установленном законодательством порядке введения в эксплуатацию, приобретения, освобождения или же путем предоставления республиканским бюджетом Республики Дагестан средств на эти цели.
В силу ст. 6 Закона Республики Дагестан от "дата" N "Об управлении государственной собственностью Республики Дагестан", Положения об учете государственного имущества Республики Дагестан и ведении реестра государственного имущества Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата" N "Об организации учета государственного имущества Республики Дагестан и ведения реестра государственного имущества Республики Дагестан", постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата"г. N "Об утверждении Порядка закрепления за пользователями объектов, построенных за счет средств федерального бюджета, поступивших в Республику Дагестан на реализацию федеральных программ, и за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан" недвижимость в жилищной сфере, находящаяся в собственности Республики Дагестан, является объектом государственной собственности Республики Дагестан, подлежащей учету в реестре государственного имущества Республики Дагестан, которая не может быть отчуждена или обременена без ее включения в реестр. Формирование жилищного фонда Республики Дагестан может осуществляется путем его строительства для республиканских нужд согласно федеральным и республиканским программам и программным мероприятиям определенными в установленном порядке подрядчиками на основании договоров с заказчиками-застройщиками. Копии подписанного акта приемки объекта в течение 3 дней направляются заказчиком-застройщиком в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Дагестан и Министерство экономики Республики Дагестан. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Дагестан совместно с другими заинтересованными министерствами, ведомствами Республики Дагестан определяет и по согласованию с Правительством Республики Дагестан закрепляет за предполагаемым пользователем завершенный строительством объект.
Вышеприведенными нормативными правовыми актами строительство и ввод в эксплуатацию объектов жилищного фонда Республики Дагестан непосредственно на Минстрой РД не возложено.
Таким образом, из указанных обязательных требований видно, что Минстрой РД может исполнить требования Закона Республики Дагестан N 4, возложенные на него функции уполномоченного органа, в случае, если имеются в натуре жилые помещения жилищного фонда Республики Дагестан, предназначенные для предоставления гражданам по договору социального найма, поступившие в ведение (управление) министерства путем их строительства и последующего введения в эксплуатацию, приобретения и освобождения.
Однако со дня вступления в силу Закона Республики Дагестан N ни одного квадратного метра жилых помещений жилищного фонда Республики Дагестан, предназначенного для предоставления гражданам по договору социального найма, в республике в эксплуатацию не введено, не приобретено и не освобождено, средства бюджета Республики Дагестан на эти цели не предоставлялись, в управление (ведение) Минстроя РД не передавалось.
Подтверждением тому служат сведения управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан от "дата"г. N 13-16. Министерства финансов Республики Дагестан от 24.09.2013г. N 04-08/32, филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Дагестан от 05.09.2013г. N 040-09-171.
Вышеизложенные обстоятельства о неисполнимости в настоящее время решения от "дата"г. констатированы вступившем в законную силу решении Кировского районного суда г.Махачкалы от 09.09.2013г.
Указанные основания в совокупности носят исключительный характер, не позволяющие, препятствующие исполнению решения суда от "дата"г.
По правилам ст.333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, находит определения суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст.434 ГПК РФ и ч.1 чт.37 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения.
В соответствии с ч.1 ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Приведенные нормы свидетельствуют о том, что предоставление отсрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда.
При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов как взыскателя, так и должника.
Отказывая в предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, суд первой инстанции пришел к выводу о несостоятельности заявленных Министерством Строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан доводов в качестве оснований для удовлетворения его ходатайства.
С учетом названных выше норм права, установленных судом обстоятельств дела, разумность сроков рассмотрения дела и исполнение решения суда, необходимость соблюдения интересов взыскателя и должника, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности доводов Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД о предоставлении отсрочки исполнения решения Советского районного суда г.Махачкалы от "дата", изложенных в частной жалобе, и полагает возможным предоставить отсрочку сроком на три месяца.
Руководствуясь ст.334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Советского районного суда г.Махачкалы от "дата" отменить.
Заявление Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о предоставлении отсрочки исполнения решения Советского районного суда г.Махачкалы от 11 июля 2012 года удовлетворить, предоставит отсрочку сроком на три месяца.
"."
"."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.