Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Шихгереева Х.И.,
судей Магадовой А.В. и Багаутдиновой Ш.М.
при секретаре судебного заседания Каппарове Д.Р.
рассмотрела в судебном заседании от 20 февраля 2014 года по апелляционной жалобе главы МО "село Зеленоморск" Ахмедова А.Б. на решение Карабудахкентского районного суда РД от 23 декабря 2013 года дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан, в защиту интересов неопределенного круга лиц к главе МО сельское поселение "село Зеленоморск" и МУП "Водолей" о признании нарушающими права и законные интересы потребителей и противоправными действий ответчика по водоснабжению населения с. Зеленоморск, возложении на них обязанности прекратить эти действия, обеспечить население доброкачественной питьевой водой и в установленный срок через средства массовой информации или иным способом довести решение суда до сведения потребителей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РД Шихгереева Х.И., объяснения Ахмедова А.Б.- главы МО "Село Зеленоморск" Карабудахкентского района, представлявшего одновременно на основании доверенности (в деле) интересы МУП "Водолей", а также директора МУП "Водолей" Саламова А.Р., просивших удовлетворить апелляционную жалобу, Абачараева О.А.- начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Каспийске, просившего отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан (далее ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Каспийске) в защиту интересов неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к главе МО сельское поселение "село Зеленоморск" Карабудахкентского района и МУП "Водолей" о признании действий ответчиков по водоснабжению населения с. Зеленоморск нарушающими права и законные интересы потребителей и противоправными, возложении на главу МО и администрацию МО "село Зеленоморск" Карабудахкентского района и МУП "Водолей" обязанности прекратить эти противоправные действия, обеспечить население качественной питьевой водой и в установленный судом срок довести решение суда через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей.
В обоснование своих требований он указал, что в соответствии со статьей 45 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения" и Постановлением Правительства РФ от 02 июня 2006 года N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга" (далее - Положения) для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется государственный социально - гигиенический мониторинг.
Согласно пункту 6 вышеуказанного Положения в целях ведения мониторинга используется данные осуществляемых федеральными органами исполнительной власти наблюдений: а) за состоянием здоровья населения; б) за факторами (включая социальные) среды обитания человека (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха).
Во исполнение вышеуказанных положений законодательства ТО Управлением Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г. Каспийске осуществляет наблюдение за состоянием водоснабжения в Карабудахкентском районе и отбор проб воды на предмет исследования соответствия ее качества требованиям санитарных норм и правил.
Из отобранных в 2012 году 2 проб воды санитарным нормам и правилам не соответствовали обе пробы, что составляет 100%.
В феврале 2012 года в связи с обращениями жителей с. Зеленоморск на плохое качество водопроводной воды в 2-х точках села были отобраны 2 пробы воды, выявлено 100% несоответствие питьевой воды требованиям Сан ПиН 2.1.4.1074- 01 " Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" по микробиологическим показателям (превышение ОМК, ОКБ), по санитарно-химическим показателям мутность воды при норме 2, 6-3, 5 составляет 11, 2 ЕМ, т. е. превышает норму в 3 раза.
В связи с этим в адрес главы МО "с. Зеленоморск" Карабудахкентского района и МУП "Водолей" выдано предписание N 1 от 06 марта 2013 года "О мерах улучшения обеспечения населения питьевой водой" из 12 пунктов с указанием срока его исполнения. Однако, это предписание не было выполнено.
За 7 месяцев 2013 года в сел. Зеленоморск Карабудахкентского района отобрано 7 проб воды, выявлено несоответствие качества воды требованиям санитарных норм и правил СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
В частности, из отобранных 7 проб водопроводной питьевой воды по микробиологическим показателям санитарным нормам и правилам не соответствовали 7 проб, что составляет 100%, по санитарно-химическим показателям -5 проб или 74 %, в отобранных 02 августа 2013 года пробах воды в с. Зеленоморск по адресам: ул. Школьная, школа, дет сад в 100 мл воды выявлены общие колиформные бактерии в количестве 4.3 единиц, тогда как по нормам эти показатели не должны обнаруживаться, общее микробное число бактерии при допустимой норме не более 50 мг/л в пробах воды составляет 65 мг/л и более, что указывает на превышение нормы в 1.44 раза, зафиксирован один случай острого кишечного заболевания.
В соответствии со статьей 19 Федерального Закона N 52 "О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства (п. 1). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам (п. 2). Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (п. 3).
Согласно части 5 статьи 4 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей", если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 (далее - Правила), предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (п. 9). Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями (п. 5). При этом, обязательным требованием к качеству услуг по водоснабжению является бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года и постоянное соответствие свойств и состава воды санитарным нормам и правилам. Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды может составить 8 часов (суммарно) в течение одного месяца и 4 часа единовременно. Отклонение состава и свойств воды санитарным нормам и правилам не допускается (Приложение N 1 к Правилам). Согласно пунктам 3.2 и 3.3 Санитарно- эпидемиологических правил СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети; безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" надежное бесперебойное снабжение водой и водоотведение население отнесено к вопросам местного значения и полномочиям органов местного самоуправления, поэтому, является обязанностью муниципального образования "село Зеленоморск" Карабудахкентского района и учрежденного им МУП "Водолей".
Жители селения Зеленоморск Карабудахкентского района неоднократно обращались в различные органы с жалобами на неудовлетворительное качество воды.
За не обеспечение качества подаваемой жителям с. Зеленоморск питьевой воды в 2012-2013 годах МО неоднократно привлекалось к административной ответственности.
Ежегодно в адрес прокуратуры Карабудахкентского района направляются письма с просьбой прокурорского реагирования в решении вопроса водоснабжения.
Вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении МО "с. Зеленоморск" и МУП "Водолей" с. Зеленоморск законных интересов неопределенного круга потребителей, так как водоснабжение жителей Зеленоморск за период с января по июль 2013 года осуществлялось с грубейшими нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства о защите прав потребителей.
В соответствии с частью 2 статьи 40 и статьей 46 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300 "О защите прав потребителей" государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает обращение федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в суд в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей о признании действий продавцов (изготовителей, исполнителей) или организаций, выполняющих функции продавцов (изготовителей), противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Решением Карабудахкентского районного суда РД от 3 сентября 2013 года в редакции решения того же суда от 23 декабря 2013 года постановлено:
"Исковые требования ТО Управление Роспотребнадзор по РД в г. Каспийске - удовлетворить.
Признать действия МО сельское поселение "село Зеленоморск" и МУП "Водолей" по водоснабжению жителей села с января 2012г. по май 2013г. с нарушением прав и законных интересов потребителей, противоправными.
Обязать МО сельское поселение " село Зеленоморск" Карабудахкентского района Республики Дагестан и МУП "Водолей" прекратить указанные действия и обеспечить население с. Зеленоморск питьевой водой, соответствующей требованиям норм и правил Сан ПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества"
В месячный срок после вступления решения в законную силу довести это решение суда через средства массовой информации до сведения потребителей".
На указанное решение суда главой МО "село Зеленоморск" Ахмедовым А.Б. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения по тем основаниям, что оно не соответствует требованиям статьи 198 ГПК РФ, в мотивированной части решения суда приведены выводы только в отношении МО "село Зеленоморск" Карабудахкентского района, в отношении же МУП "Водолей" с.Зеленоморск выводы отсутствуют и не применен ни один нормативный акт, тем не менее в резолютивной части решение принято и о признании противоправными действий МУП "Водолей" с.Зеленоморск.
Суд не принял во внимание, что МУП "Водолей" и администрация МО "село Зеленоморск" неоднократно обращались по этим вопросам во все инстанции Карабудахкентского района, Республики Дагестан, Российской Федерации, в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в ТО Управление Роспотребнадзор по РД в г. Каспийске, где говорилось о неудовлетворительном состоянии питьевой воды и принятии мер во избежание возникновения инфекционных заболеваний. В материалах дела имеются ответы на обращения в Правительство РД и необходимости принятия мер по разрешению этой проблемы.
Однако, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ТО Управление Роспотребнадзора по РД в г. Каспийске не приняли эти обращения во внимание и не установили виновных в перебоях подачи воды и ее не соответствия требованиям к качеству.
В судебном заседании Ахмедов А.Б. от имени МО "Село Зеленоморск" Карабудахкентского района и МУП "Водолей" в обоснование своей жалобы пояснил, что причиной не выполнения муниципальным образованием своих обязанностей по качественному водоснабжению населения села Зеленоморск является нехватка средств для этих целей, бюджет муниципального образования на целый год составляет всего 1.5 млн. руб., в которые входит также заработная плата должностных лиц муниципального образования, в связи с этим муниципальное образование и он лично обращались в различные органы с письмами о выделении необходимых для этих целей денежных средств, однако, такая помощь не оказана, он в какие-либо судебные органы с требованиями о выделении средств не обращался, им еще в 2006 году была разработана программа водоснабжения населения муниципального образования, эта программа была представлена на согласование и включение в программу водоснабжения населения Республики, однако, она не нашла своей поддержки в республиканских органах и органах муниципального района, в том, что проблема воды селения не решается, есть и вина органов Роспотребнадзора, поскольку они предъявляют претензии только к муниципальному образованию "Селение Зеленоморск", тогда как такие претензии следует предъявить к районному руководству и руководству республиканских органов, в настоящее время начато строительство очистных сооружений, для обеспечения функционирования этих сооружений осталось завершить строительство водовода протяженностью на 500 метров и подключить его к очистным сооружениям, однако, на это средства также не хватает, по последним известным ему сведениям такие средства выделяются и имеется надежда в том, что в ближайшее время очистные сооружения начнут функционировать.
Директор МУП "Водолей" Саламов А.Р. поддержал доводы, изложенные в объяснениях главы МО "Селение Зеленоморск" Карабудахкентского района Ахмедова А.Б., просил удовлетворить апелляционную жалобу.
Начальник ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Каспийске Абачараев О.А. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, указав, что муниципальное образование "Село Зеленоморск" является обязанным по Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечить качественное водоснабжение населения питьевой водой и водоотведение, оно не выполняет свои обязанности, каких-либо требований к органам власти либо органам местного самоуправления муниципального района им в установленном порядке не предъявлялись, в связи с чем проблема остается не решенной, муниципальное образование неправильно считает, что эта проблема должны решить органы Роспотребнадзора, каких-либо действенных мер муниципальное образование для получения необходимых средств не предпринимает, кроме того, им не разрабатываются и не согласуются с органам Роспотребнадзора ежегодные программы по вопросу водоснабжению, без чего эти органы также лишены возможности оказать помощь в решении проблемы водоснабжения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Питьевая вода согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона N 52 -ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктом 4 части 1 статьи 13 Закона Республики Дагестан "О местном самоуправлении в Республике Дагестан" организация водоснабжения населения в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения.
Эти полномочия органов местного самоуправления предусмотрены и статьей 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", вступившего в силу в этой части с 1 января 2013 года, согласно которой органы местного самоуправления обязаны организовать водоснабжение населения, в том числе принять меры по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Соответственно, этими вопросами должны заниматься в установленном порядке согласно их полномочиям органы местного самоуправления.
Лицом, наделяемым уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, согласно части 1 статьи 36 приведенного Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1 статьи 35 названного закона Республики Дагестан является глава муниципального образования.
Соответственно, вопросами организации водоснабжения населения в границах МО СП "Сельсовет Губденский" Карабудахкентского района должен заниматься глава этого муниципального образования.
Согласно частям 1,2, 4 статьи 12, 1,2, 7-10 статьи 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении":
-органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности,
-организация, осуществляющая холодное водоснабжение, наделяется статусом гарантирующей организации,
-гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации,
-организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 7 и частью 7 статьи 8 этого Федерального закона,
-органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям,
организация, осуществляющая холодное водоснабжение, после получения органом местного самоуправления уведомления о не соответствии питьевой воды (по средним уровням показателей проб после водоподготовки, отобранных в течение календарного года) нормативам качества питьевой воды, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и в срок до 1 июля очередного года согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы,
-срок согласования плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и основания для отказа в таком согласовании устанавливаются в порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, утвержденном Правительством Российской Федерации,
- на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды,
-органы местного самоуправления поселения, городского округа обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.
В соответствии с частями 1-5 статьи 25 названного Федерального закона:
организация, осуществляющая холодное водоснабжение, осуществляет производственный контроль качества питьевой воды,
производственный контроль качества питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения,
организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, разрабатывается и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, программа производственного контроля качества питьевой воды, которая согласно части 3 статьи 41 этого же закона должна содержать указание на объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы.
Как установлено материалами дела, в МО СП "Село Зеленоморск" Карабудахкентского района не обеспечено снабжение населения качественной питьевой водой, подаваемая в село вода не отвечает требованиям санитарных правил и норм, в результате чего население страдает от нехватки качественной воды, возникают инфекционные заболевания.
В суде апелляционной инстанции установлено также и то, что МО СП "Село Зеленоморск" Карабудахкентского района не выполняются и требования относительно разработки и согласования программы производственного контроля качества питьевой воды.
В связи с этим суд правильно признал бездействие главы муниципального образования противоправными и в порядке восстановления прав неопределенного круга потребителей воды в МО СП "Село Зеленоморск" Карабудахкентского района возложил на него обязанность прекратить указанные действия и обеспечить население с. Зеленоморск питьевой водой, соответствующей требованиям норм и правил СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Доводы главы МО СП "Село Зеленоморск" Карабудахкентского района Ахмедова А.Б. о том, что причиной подачи потребителям некачественной воды является отсутствие очистных сооружений и денежных средств для завершения строительства этих сооружений, не могут быть приняты во внимание, поскольку названными выше законами не предусмотрено освобождение должностных лиц органов местного самоуправления от выполнения своих обязанностей по решению вопросов местного значения по мотивам отсутствия или нехватки денежных средств для решения этих вопросов.
Доводы жалобы о том, что после возвращения дела судом апелляционной инстанции для дополнительного принятия решения относительно заявленных и рассмотренных требований к МУП "Водолей" суд первой инстанции не мотивировал решение в части требований к МУП "Водолей", не могут свидетельствовать о незаконности решения суда, поскольку обязанности МУП "Водолей", учредителем которого является само муниципальное образование, производны от обязанностей муниципального образования, в связи с чем мотивы признания бездействия этого предприятия незаконным аналогичны мотивам, по которым признаны незаконными действия самого муниципального образования. Соответственно, для разрешения требований к МУП "Водолей" не требовалось самостоятельной и другой мотивировки оснований удовлетворения заявления.
Кроме того, само МУП "Водолей" не обжаловало решение, а глава МО СП "Село Зеленоморск" Карабудахкентского района, несмотря на то, что МО СП "Село Зеленоморск" Карабудахкентского района является учредителем МУП "Водолей", не наделен полномочиями на обжалование в интересах учрежденного муниципальным образованием юридического лица решения, которое, как считает глава МО СП "Село Зеленоморск" Карабудахкентского района, нарушает права этого предприятия.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карабудахкентского районного суда от 3 сентября 2013 года (в редакции решения от 23 декабря 2013 года) оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.