Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Шихгереева Х.И.,
судей Магадовой А.В. и Гаджиева Б.Г.,
при секретаре Шуаеве Д.А.,
рассмотрела апелляционную жалобу представителя истца Муртазалиева М.А. по доверенности Мусаевой К.О.,
на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 17 декабря 2013 года, которым постановлено:
"Отказать в удовлетворении исковых требований Муртазалиева М. А. к УФСИН России по РД о признании незаконным отказ во включении в список нуждающихся в жилье; восстановлении нарушенного права на обеспечение жильем; обязании включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий; признании права на получение Государственного жилищного сертификата и его выдаче".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Магадовой А.В., объяснение представителя УФСИН России по Республике Дагестан по доверенности от 16.01. 2014 года N 5/ТО/13-270 Дашдемирова В.В., об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муртазалиев М.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Дагестан (УФСИН России по РД) о признании незаконным отказ во включении в список нуждающихся в жилье; восстановлении нарушенного права на обеспечение жильем; обязании включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий; признании права на получение Государственного жилищного сертификата и его выдаче.
В обоснование иска указано, что уволен из органов уголовно-исполнительной системы Республики Дагестан приказом начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по РД - УФСИН России по РД от 13 июня 2012 г. N 291-лс, в соответствии со ст. 58 п. "б" ч. 1 (по достижении предельного возраста) Положения о службе в ОВД с 15 июня 2012 г.
Его выслуга лет по состоянию на 15 июня 2012г. составляет: в календарном исчислении - 23 года 00 месяцев 08 дней; в льготном исчислении - 31 год 09 месяцев 18 дней; для выплаты выходного пособия - 20 лет 09 месяцев 06 дней. Должности, на которых он работал, содержались за счет средств федерального бюджета. Календарная выслуга лет составляет 23 года 00 месяцев 08 дней, то есть более 10 лет.
Он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) и с 11 мая 1994г. по настоящее время состоит на учете в Администрации MP " "адрес"" РД. По настоящее время он и члены его семьи жильем не обеспечены, жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеют, социальные выплаты на улучшение жилищных условий также не получали.
Он обратился в УФСИН России по РД с заявлением с приложением требуемых документов о включении его в состав участников Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", т.к. относится к категории "сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более" (пп "а" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов) и признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и состоит на учете в Администрации MP " "адрес"" РД с 11 мая 1994г. Учетное дело N 57. Однако письмом Управления Федеральной службы исполнения наказаний по РД - УФСИН России по РД от 24 сентября 2013 г. N 5/ТО/4-7177 за подписью начальника Даххаева М.М. ему в удовлетворении заявления отказано и поданные документы возвращены.
При этом УФСИН России по РД свой отказ мотивировал следующим: "Федеральная служба исполнения наказаний с 2005 г. решает жилищные проблемы только тех работников и пенсионеров УИС, которые встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в учреждениях и органах УИС до указанной даты, т.е. до 1 марта 2005 г. В связи с тем, что Вы были признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления (в администрации муниципального района " "адрес"" РД), в разряд получателей государственного жилищного сертификата Вы не попадаете".
С указанными действиями и решением УФСИН России по РД он не согласен, считает их незаконными по тем основаниям, что ни он, ни члены его семьи какого-либо жилья не имеют, являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, следовательно, обладают правом на получение ГЖС.
В судебном заседании представитель истца, по доверенности, адвокат Мусаева К.О. поддержала требования своего доверителя, просила их удовлетворить в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика, по доверенности, Дашдемиров В.В. иск не признал и пояснил, что согласно Постановлению Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых опросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в котором указано, что для участия в подпрограмме, граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление (рапорт) об участии в подпрограмме.
В соответствии с п.3 приказа ФСИН России от 4 июня 2007 года N 287 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "жилище" на 2011-2015 годы" в уголовно-исполнительной системе, в котором указано, что для участия в подпрограмме сотрудники УИС, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу.
Однако, истец в очереди на получение ГЖС в УФСИН России по РД не состоит, в связи с чем, действия УФСИН России по РД по отказу Муртазалиеву М.А. во включении его в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, считает правомерными и просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Муртазалиева М.А. по доверенности Мусаева К.О. просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований истца, а именно:
признать незаконными действия и решение Управления Федеральной службы исполнения наказаний по РД - УФСИН России по РД, изложенные в письме Управления Федеральной службы исполнения наказаний по РД - УФСИН России по РД от 24 сентября 2013 г. N 5/ТО/4-7177 за подписью начальника Даххаева М.М., выразившиеся в отказе включить его как нуждающегося в улучшении жилищных условий в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Восстановить нарушенное право истца на обеспечение жилым помещением посредством включения его как нуждающегося в улучшении жилищных условий в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" и получения государственного жилищного сертификата.
Обязать ответчика Управление Федеральной службы исполнения наказаний по РД - УФСИН России по РД восстановить право истца на получение жилого помещения:
- обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по РД - УФСИН России по РД включить истца в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы",
Признать за истцом право на получение государственного жилищного сертификата, обязав Управление Федеральной службы исполнения наказаний по РД - УФСИН России по РД предоставить ему государственный жилищный сертификат на состав семьи из 8 человек во исполнение подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
В обоснование жалобы указано, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального права, что выразилось в неприменении закона, подлежащего применению.
Так, в нарушение требований пункта 7 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и пункта 21 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" заявление истца совместно с органом по учету и распределению жилья органа не рассмотрено.
Согласно Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
В письме Управления Федеральной службы исполнения наказаний по РД - УФСИН России по РД от 24 сентября 2013 г. N 5/ТО/4-7177 ни одно из указанных оснований не содержится, т.е. ему отказано в удовлетворении его заявления в отсутствие законных оснований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец уволен из органов уголовно-исполнительной системы Республики Дагестан приказом начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по РД - УФСИН России по Республики Дагестан от 13 июня 2012 г. N 291-лс, в соответствии со ст.58 п. "б" ч. 1 (по достижении предельного возраста) Положения о службе в ОВД с 15 июня 2012 г. Его выслуга лет по состоянию на 15 июня 2012г. составляет: в календарном исчислении - 23 года 00 месяцев 08 дней; в льготном исчислении - 31 год 09 месяцев 18 дней; для выплаты выходного пособия - 20 лет 09 месяцев 06 дней. Должности, на которых он работал, содержались за счет средств федерального бюджета. Календарная выслуга лет составляет 23 года 00 месяцев 08 дней, то есть более 10 лет.
Как установлено судом, до 1 марта 2005 года Муртазалиев М.А. к ответчику по месту службы с рапортом о постановке на жилищный учет не обращался.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется в порядке, предусмотренном ЖК Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам) социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жильце помещений по договорам социального найма.
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет, но по месту своего жительства.
Истец в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял, учетное жилищное дело по месту прохождения службы на истца не заводилось.
Таким образом, по состоянию на 1 марта 2005 года Муртазалиев М.А. в числе нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы не учитывался.
После указанной даты, с которой вступил в действие ЖК Российской Федерации, полномочия по постановке сотрудников уголовно-исполнительной системы на очередь на обеспечение жильем у ответчика отсутствовали.
Это следует из системного толкования положений ст. 49 и 52 ЖК РФ, которые в общем определяют категории лиц, обладающих правом на предоставление жилых помещений по договору социального найма, а также регламентируют условия и порядок принятия на учет данных граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В частности ч. 3 ст. 52 ЖК Российской Федерации предусматривает, что соответствующее решение принимается органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Исходя из этого постановка Муртазалиева М.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в настоящее время не может быть осуществлена по месту службы в связи с отсутствием к этому законных оснований.
Данный вывод полностью согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 551-О-О, в силу которого, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев. По смыслу ст. 57 ЖК РФ, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Данная норма направлена на реализацию предписаний статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также на защиту интересов граждан, имеющих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нескольким основаниям, и потому не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 года утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации N 133 от 18 февраля 2013 года).
Согласно п. 5 указанных Правил, право на участие в подпрограмме имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 года одним из условий, определяющих право гражданина участвовать в подпрограмме, является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 9 Правил сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы).
Пунктом 19 Постановления Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 года определено, что для участия в подпрограмме граждане подают заявление (рапорт) об участии в подпрограмме в в/ч, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В уголовно-исполнительной системе РФ порядок организации работы по включению в подпрограмму и выдаче сертификатов регламентирован приказом ФСИН России от 16 мая 2012 г. N 267 об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "жилище" на 2011-2015 годы" в уголовно-исполнительной системе, в котором указано, что для участия в подпрограмме сотрудники УИС, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
В соответствии с п.3 приказа для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин-участник подпрограммы для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), указанные в абзаце шестом подпункта "а" пункта 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС, указанные в абзаце седьмом подпункта "а" пункта 5 Правил, члены семей сотрудников УИС, погибших (умерших) в период прохождения службы, указанные в абзаце девятом подпункта "а" пункта 5 Правил, подают заявление (рапорт) об участии в подпрограмме согласно приложению N 1 к Правилам по месту постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, а граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее также - поселки), указанные в подпункте "б" пункта 5 Правил, в учреждение УИС по месту расположения поселка.
На основании утвержденного Правительством Российской Федерации графика выпуска и распределения сертификатов, выделенных на реализацию подпрограммы на планируемый год для УИС, ФСИН России в соответствии с представленными сводными списками и в пределах лимитов бюджетных средств готовит предложения по их распределению среди территориальных органов и образовательных учреждений УИС и в установленном порядке представляет на утверждение директору ФСИН России. Утвержденные контрольные цифры доводятся до территориальных органов и образовательных учреждений УИС. Распределение объемов финансирования, определенных для территориальных органов и образовательных учреждений УИС, осуществляется пропорционально количеству граждан - участников подпрограммы, указанному в утвержденных сводных списках. Территориальный орган, образовательное учреждение УИС в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, действующего на момент получения контрольных цифр, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году и сводный список граждан, включенных в резерв на получение сертификатов в этом же году.
То, что истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления - в администрации муниципального района " "адрес"" - в разряд получателей государственного жилищного сертификата истец не попадает.
Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа УФСИН России по РД истцу во включении в список участников подпрограммы на предоставление государственного жилищного сертификата, поскольку суд обоснованно исходил из того, что истец не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в федеральном органе исполнительной власти по месту прохождения службы, вследствие чего, правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, не обладает.
Таким образом, решение суда первой инстанции апелляционная коллегия считает законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы апелляционная коллегия не усматривает. Нарушений норм ГПК РФ, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, апелляционная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 17 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Муртазалиева М.А. по доверенности Мусаевой К.О. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.