Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Басангова И.В.,
судей
Шихановой О.Г. и Дорджиева Б.Д.,
при секретаре Мукаеве Э.В.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тихонова А.И. к Федеральному казенному учреждению "Центр Управления в кризисных ситуациях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия" (далее - ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по РК), Федеральному казенному учреждению "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России"), Южному филиалу Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Южный филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России") о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в списках очередников на получение жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя ответчика Южного филиала Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" Лопатиной Л.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 8 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Дорджиева Б.Д., возражения представителя истца Тихонова А.И. - Спириной Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тихонов А.И. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 22 июня 1994 года был принят командиром отделения пожарной части - 4 отряда государственной противопожарной службы, 21 ноября 2000 года был поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения с составом семьи 4 человека. 30 июня 2012 года вышел на пенсию, до настоящего времени его жилищные условия не изменились, он со своей семьей, проживает в съемной квартире по адресу: г. Элиста, ул. ***, д. ***. Решением комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Южного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" N 14 от 21 июня 2013 года ему отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий со дня подачи рапорта, т.е. с 21 ноября 2000 года. С данным решением не согласен, считает, что он с семьей правомерно поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Просил суд признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Южного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы жилищного обеспечения МЧС России" N 14 от 21 июня 2013 года в части отказа в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня подачи рапорта с 21 ноября 2000 года; обязать восстановить в очереди на получение жилья с 21 ноября 2000 года.
В судебном заседании Тихонов А.И. исковые требования поддержал, пояснив, что с момента постановки на учет по настоящее время проживает с членами семьи в квартире по договору найма. В собственности жилья не имеет.
Представитель ответчика - ФКУ "Центр Управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия" Чудляев О.Н. оставил удовлетворение заявленных требований на усмотрение суда.
Представители ответчиков ФКУ "Управление государственной экспертизы жилищного обеспечения МЧС России", Южного филиала ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства в суд не явились.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Решением Элистинского городского суда от 8 ноября 2013 года исковое заявление Тихонова А.И. удовлетворено. Решение комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Южного филиала Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" от 21 июня 2013 года в части отказа прапорщику внутренней службы Тихонову А.И. в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня подачи первоначального рапорта от 21 ноября 2000 года, признано незаконным.
На Южный филиал Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" возложена обязанность восстановить Тихонова А.И. с членами его семьи в списках очередников на получение жилых помещений Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" со дня подачи первоначального рапорта, с 21 ноября 2000 года.
В апелляционной жалобе представитель представителя ответчика Южного филиала Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" Лопатина Л.А. просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, мотивируя тем, что на момент постановки Тихонова А.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, действовал Жилищный кодекс РСФСР, который прописывал учетную норму площади жилого помещения на 1 человека 6 кв.м. и менее для принятия на учет как нуждающегося. Между тем, Тихонов А.И. был зарегистрирован на жилой площади *** кв.м, где на 1 человека приходилось более 6 кв.м, что свидетельствует о неправомерной постановке на учет. Кроме того, должность Тихонова А.И. финансировалась из средств республиканского бюджета, а Южный филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" занимается ведением учета и распределением жилых помещений между сотрудниками противопожарной службы Государственной противопожарной службы, из средств федерального бюджета, следовательно, обеспечение истца жилым помещением в Южном филиале ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" невозможно.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя исковые требования Тихонова А.И., суд исходил из того, что Тихонов А.И., вставший на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством приобрел право на улучшение жилищных условий, с учетом состава семьи из 4 человек. Тихонов А.И., после преобразования Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сохранил право состоять на жилищном учете. Он, как сотрудник МЧС России, приобрел право на обеспечение жильем с момента постановки на учет - 21 ноября 2000 года и не утратил его впоследствии.
С такими выводами суда следует согласиться.
В соответствии со ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений или до выявления предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.
Ст. 56 Жилищного кодекса РФ дан исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с жилищного учета.
В силу п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в случаях выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
31 января 2002 года Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий за N 44 и Министерством внутренних дел за N 84 был издан приказ "О порядке обеспечения жилой площадью личного состава государственной противопожарной службы", согласно которому личный состав ГПС МЧС России с 1 января 2003 года подлежал постановке в список очередников МЧС России с учетом времени его нахождения в очереди на получение жилой площади в МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. На них распространен порядок распределения жилой площади в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Тихонов А.И. 22 июня 1994 года был принят командиром отделения пожарной части - 4 отряда государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Калмыкия.
Согласно протоколу жилищно-бытовой комиссии управления государственной пожарной службы Министерства внутренних дел Республики Калмыкия N 9 от 16 декабря 2000 года Тихонов А.И. поставлен на учет для улучшения жилищных условий с составом семьи 4 человека с 21 ноября 2000 года.
Судом установлено, что на момент подачи рапорта о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, Тихонов А.И. был зарегистрирован по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, пер. ***, дом ***, в жилом помещении, которое принадлежит на праве собственности сестре супруги (Б-й В.П.), право на указанное жилье он не приобрел.
Оспариваемым решением комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Южного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" N 14 от 21 июня 2013 года Тихонову А.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании ст. 54 Жилищного кодекса РФ: "в связи с отсутствием протокола постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по Республике Калмыкия в структуре МЧС России; на момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий заявитель был зарегистрирован на жилой площади, принадлежащей на праве собственности матери супруги заявителя, жилой площадью *** кв.м., на одного человека приходилось *** кв.м., что в три раза превышало учетную норму, следовательно, Тихонов А.И. был неправомерно поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий".
Между тем решение комиссии противоречит фактическим обстоятельствам дела. В материалах дела (л. 42) имеется протокол N9 от 16 декабря 2000 года жилищно-бытовой комиссии УГПС Министерства внутренних дел Республики Калмыкия, из которого следует, что старший пожарный ПЧ-16 ТС Тихонов поставлен на учет для улучшения жилищных условий со дня подачи рапорта с 21 ноября 2000 года с составом семьи 4 человека. На момент постановки на учет Тихонов А.И. был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: г. Элиста, пер. ***, д. ***, принадлежащем на праве собственности не матери, а сестре жены Б-ой В.П., право на данное жилое помещение Тихонов А.И. не прибрел, другого жилья в собственности либо в пользовании не имеет, а потому не мог быть снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Ссылка в жалобе на то, что на момент постановки истца на учет его должность финансировалась из республиканского бюджета, а Южный филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" занимается ведением учета и распределением жилых помещений между сотрудниками противопожарной службы Государственной противопожарной службы из средств федерального бюджета, поэтому обеспечение Тихонова А.И. жилым помещением в Южном филиале ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения России" невозможно, не может служить основание для отмены состоявшегося по делу судебного решения, поскольку указанное обстоятельство не было положено в основу решения комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Южного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" N 14 от 21 июня 2013 года об отказе Тихонову А.И. в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких данных оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 08 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Южного филиала Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" Лопатиной Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Басангов
Судьи О.Г. Шиханова
Б.Д. Дорджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.