Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.,
судей Савельевой Н.В., Леоновой Л.П.
при секретаре Ронгонен М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков ОАО "Сегежский ЦБК" и администрации Поповпорожского сельского поселения на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 2 декабря 2013 г. по заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ОАО "Сегежский ЦБК", администрации Поповпорожского сельского поселения о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки.
Заслушав доклад судьи Савельевой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с настоящим заявлением по тем основаниям, что прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в результате которой было установлено, что на территории Поповпорожского сельского поселения в квартале ( ... ) выдел ( ... ) Сегежского участкового лесничества расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. В соответствии с договором аренды данный участок лесного фонда находится в аренде у ОАО "Сегежский ЦБК". Ссылаясь на то, что наличие данной свалки влечет загрязнение природной среды, нарушает права и законные интересы населения, прокурор просил обязать администрацию Поповпорожского сельского поселения, ОАО "Сегежский ЦБК" ликвидировать свалку.
Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал ОАО "Сегежский ЦБК", администрацию Поповпорожского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале ( ... ) выдел ( ... ) Сегежского участкового лесничества.
С решением суда не согласен ответчик ОАО "Сегежский ЦБК", в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части привлечения к ликвидации свалки ОАО "Сегежский ЦБК", мотивируя жалобу следующими доводами. Судом неправильно применены нормы материального права и не были учтены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Договором аренды лесного участка N ( ... ) от ( ... ), которым ОАО "Сегежский ЦБК" переданы в аренду для заготовки древесины участки лесного фонда, не предусмотрена обязанность арендатора принимать меры по ликвидации своими силами и за свой счет свалок производственных и бытовых отходов, возникших не по вине арендатора. Доказательства, свидетельствующие о том, что несанкционированные свалки мусора и бытовых отходов на арендуемом обществом лесном участке образовались в результате производственной деятельности самого общества, в материалах дела отсутствуют. ОАО "Сегежский ЦБК" не имеет необходимых лицензий на вывоз мусора, не может являться уполномоченным лицом на сбор, вывоз, утилизацию бытовых отходов в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131 от 01.10.2003. Суд в решении ссылается на Лесохозяйственный регламент Сегежского лесничества, утвержденный Министерством по природопользованию и экологии РК от 28.12. 2011 N 1932, который не зарегистрирован и не опубликован в установленном законом порядке, вследствие чего на него нельзя ссылаться при разрешении споров. Спорная несанкционированная свалка находится на землях лесного фонда, появилась в результате действий жителей, проживающих на территории Поповпорожского сельского поселения, в связи с чем, ликвидация свалки должна быть возложена на администрацию Поповпорожского сельского поселения, как лица, обязанного организовать сбор и вывоз мусора в соответствии с Уставом и Федеральным законом "Об организации местного самоуправления". Общество является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
С решением не согласна администрация Поповпорожского сельского поселения, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение, мотивируя жалобу следующими доводами. Администрация Поповпорожского сельского поселения не является собственником вышеуказанного земельного участка. В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти в области лесных отношений - Министерство лесного комплекса Республики Карелия- ( ... ) заключил договор аренды лесного участка N ( ... ) с ОАО "Сегежский ЦБК". Поскольку несанкционированная свалка расположена на территории арендуемой ОАО "Сегежский ЦБК" части лесного участка, то она подлежит ликвидации силами предприятия в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса. Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Несанкционированная свалка находится на расстоянии не менее ( ... ) км от ближайшего населенного пункта, входящего в состав Поповпорожского сельского поселения (п. ( ... )), гражданами, проживающими на территории поселения, не используется. Таким образом, причинно-следственные связи возникновения места оставления мусора с жизнедеятельностью входящих в состав поселения населенных пунктов отсутствуют, в связи с чем обязанность по ликвидации свалки твердых бытовых отходов на администрацию Поповпорожского сельского поселения возложена быть не может. Надлежащим ответчиком по делу является ОАО "Сегежский ЦБК".
В возражениях на апелляционные жалобы ответчиков ГКУ РК "Сегежское центральное лесничество" полагало решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков -без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу администрации Поповпорожского сельского поселения Карельский межрайонный природоохранный прокурор полагал решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Поповпорожского сельского поселения -без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ГКУ РК "Сегежское центральное лесничество" Министерства по природопользованию и экологии РК Маркова Н.В. и Якутина С.В. полагали решение суда законным и обоснованным, просили в удовлетворении жалоб отказать.
Ответчик администрация Поповпорожского сельского поселения в суд апелляционной инстанции представителя не направил, в представленном ходатайстве просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.
Ответчик ОАО "Сегежский ЦБК" в суд апелляционной инстанции представителя не направил, извещен о времени и месте слушания дела.
Прокурор Волкова Е.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции в своем заключении полагала решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Статьей 10 Федерального закона от 4.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, проведенной прокуратурой, на территории Поповпорожского сельского поселения в квартале ( ... ) выдел ( ... ) Сегежского участкового лесничества расположена несанкционированная свалка бытовых отходов.
В соответствии с договором аренды лесного участка от ( ... ) N ( ... ), данный участок лесного фонда передан Министерством лесного комплекса Республики Карелия в аренду ОАО "Сегежский ЦБК".
Согласно части 2 статьи 55 Лесного кодекса РФ санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
В силу пунктов 2, 28, 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N414, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия. Санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. При использовании лесов не допускается: загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации; загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
Пунктом 4.4.13. вышеуказанного договора аренды предусмотрена обязанность арендатора на лесном участке, переданном в аренду осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия на лесном участке, переданном в аренду.
На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения поселений.
Учитывая вышеприведенные законоположения, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию Поповпорожского сельского поселения и ОАО "Сегежский ЦБК" обязанность по ликвидации свалки.
Доводы жалобы ОАО "Сегежский ЦБК" о том, что договором аренды лесного участка не предусмотрена обязанность арендатора принимать меры по ликвидации своими силами и за свой счет свалок, возникших не по вине арендатора, и об отсутствии доказательств вины арендатора в возникновении свалки, обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными, при этом суд правильно указал о том, что вина арендатора в возникновении свалки не имеет правового значения по настоящему делу, поскольку вышеприведенными нормами действующего законодательства предусмотрена обязанность арендатора лесного участка осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия по очистке арендованного участка леса, в том числе, и ликвидацию несанкционированных свалок производственных и бытовых отходов. По указанным основаниям не могут быть учтены и доводы о том, что ОАО "Сегежский ЦБК" не имеет необходимых лицензий на вывоз мусора.
Доводы жалобы администрации Поповпорожского сельского поселения о том, что она не является собственником вышеуказанного земельного участка, и расположенная на переданном уполномоченным собственником лицом в аренду ОАО "Сегежский ЦБК" лесном участке несанкционированная свалка подлежит ликвидации силами арендатора в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса, являются неправомерными ввиду того, что наличие собственника земельного участка, а также факт передачи лесного участка в аренду не освобождает муниципальные органы от возложенных действующим законодательством обязанностей, в том числе от обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов.
Доводы администрации Поповпорожского сельского поселения о том, что полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, и об отсутствии причинно-следственной связи возникновения места оставления мусора с жизнедеятельностью входящих в состав поселения населенных пунктов, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм вышеуказанного действующего законодательства.
Иные доводы апелляционных жалоб ответчиков не содержат в себе обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 2 декабря 2013г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.