Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.,
судей Душнюк Н.В., Стыцюн С.А.
при секретаре Мариной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 декабря 2013 г. по исковому заявлению Никитина Игоря Владимировича к Министерству внутренних дел по Республике Карелия о возложении обязанности присвоить звание "Ветеран боевых действий".
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иск заявлен по тем основаниям, что с ( ... ) истец проходил службу в ( ... ) РОВД МВД по Республике Карелия, с ( ... ) является пенсионером. В период прохождения службы с ( ... ) по ( ... ) истец был направлен в служебную командировку для выполнения служебно-боевых задач на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на наличие у него нагрудного знака "Участник боевых действий", истец просил признать его ветераном боевых действий и выдать соответствующее удостоверение.
Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что в указанный в исковом заявлении период находился в служебной командировке и выполнял служебно-боевые задачи в составе временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Иным сотрудникам, находившимся в командировке вместе с ним, испрашиваемый статус был присвоен.
В возражениях относительно апелляционной жалобы ответчик полагает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене. Доказательств непосредственного участия истца в контртеррористических мероприятиях на территории Северо-Кавказского региона им не представлено. В соответствии с приказом МВД по Республике Карелия от ( ... ) ( ... ) л/с время нахождения в командировке засчитано истцу в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один месяц службы за полтора месяца, что опровергает участие истца в контртеррористических мероприятиях. Награждение истца нагрудным знаком "Участник боевых действий" обусловлено его участием в обеспечении правопорядка и общественной безопасности на территории боевых действий и не дает ему права на присвоение статуса "Ветеран боевых действий".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика ( ... ) возражало против отмены решения суда.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из дела, в период прохождения службы в ( ... ) РОВД МВД по Республике Карелия истец с ( ... ) по ( ... ) находился в служебной командировке в составе Мобильного отряда МВД России в районе вооруженного конфликта.
( ... ) истец подал рапорт, в котором изложил просьбу о признании его ветераном боевых действий в связи с нахождением в служебной командировке в районе вооруженного конфликта на основании приказа МВД по Республике Карелия от ( ... ) N ( ... ), а также в связи с награждением нагрудным знаком "Участник боевых действий".
Ответом МВД по Республике Карелия от ( ... ) N ( ... ) истцу сообщено, что присвоить ему звание "Ветеран боевых действий" не представилось возможным по причине отсутствия документов, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся, в том числе, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 3 названного Федерального закона перечень государств, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, приводится в приложении к Закону, в который с 01 января 2004 г. включено выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. и выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 г.
Пунктом 5 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N35-ФЗ "О противодействии терроризму" определено понятие контртеррористической операции, которая представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
Согласно пп. "в" п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.
В силу п. 3.3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений "Ветеран боевых действий" в системе внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 07.05.2004 N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" (далее - Инструкция), для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 г., подтверждением права на получение удостоверения являются выписки из приказов, устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
Соответствие п. 3 Инструкции федеральному законодательству в части требования о необходимости фактического (непосредственного) участия лица, претендующего на рассматриваемое звание, в контртеррористических операциях установлено решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2008 г.
Изложенное свидетельствует о необходимости выяснения по настоящему делу в качестве юридически значимых обстоятельств не только нахождение истца на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в определенный период времени, но и его участие в проведении контртеррористических операций.
Последнее обстоятельство в силу ст. 60 ГПК РФ с учетом вышеприведенного положения пункта 3.3 Инструкции должно быть подтверждено приказом командира (начальника) воинской части, подразделения и органа, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия истца в контртеррористических операциях.
В подтверждение факта участия в боевых действиях (контртеррористических операциях) в период нахождения в служебной командировке истцом представлена копия справки N ( ... ), выданной командиром Мобильного отряда МВД России в ( ... ).
Вместе с тем, сведений о фактическом участии истца в боевых действиях она не содержит. Приказов об участии истца в соответствующих контртеррористических операциях в материалы дела не представлено.
Не может рассматриваться в качестве доказательства фактического участия истца в боевых действиях награждение его нагрудным знаком "Участник боевых действий". Согласно Положению о нагрудном знаке "Участник боевых действий", утвержденному приказом МВД России от 31.03.2000 N 333, основанием для вручения данного нагрудного знака является не только фактическое участие в боевых действиях, но и участие в различных мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории боевых действий. Доказательств же вручения истцу указанного нагрудного знака за фактическое участие в боевых действиях не имеется.
Судебная коллегия также учитывает, что ни в исковом заявлении, ни в апелляционной жалобе, равно как и в ходе дачи устных объяснений суду апелляционной инстанции, истец не указал, в каких именно боевых действиях он принимал участие, и в чем это участие заключалось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 декабря 2013 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.