Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи
Королевой С.В.
судей
Савина А.И., Слиж Н.Ю.
при секретаре
М
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Пудожского муниципального района РК на решение Пудожского районного суда РК от ХХ.ХХ.ХХ по иску Тарасова В. Г. к администрации Пудожского муниципального района РК и Министерству образования РК о признании постановления об отказе в установлении факта невозможности проживания в ранее закрепленном жилом помещении незаконным, признании невозможным проживания в закрепленном жилом помещении, обязании включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Савина А.И., объяснения представителя ответчика администрации Пудожского муниципального района Чуриной В.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд по тем основаниям, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Пудожской городской администрации от 17.03.2003 за ним была закреплена жилая площадь в г. Пудож, ( ... ) В квартире помимо него зарегистрированы: ( ... ) Истец обратился к ответчику с заявлением об установлении факта невозможности проживания в данном жилом помещении, на что получил отказ. Истец просил признать незаконным постановление администрации Пудожского муниципального района РК от 20.08.2013 "Об отказе в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении"; признать невозможным проживание в закрепленном за ним жилом помещении; обязать ответчика включить его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения в законную силу; обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не позднее 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Определением суда от 29.11.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования РК и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Пудожского городского поселения.
Суд иск удовлетворил частично. Признал незаконным Постановление администрации Пудожского муниципального района РК от 20.08.2013 N 531-П "Об отказе в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении Тарасову В.Г.". Признал невозможным проживание истца в ранее занимаемом жилом помещении. Обязал администрацию Пудожского муниципального района РК предоставить в Министерство образования РК необходимые сведения для включения истца в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу. Обязал Министерство образования РК включить истца в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу. Обязал администрацию Пудожского муниципального района Республики Карелия предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого фонда, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу. В иске к администрации Пудожского муниципального района РК о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, отказал.
С таким решением не согласен ответчик администрация Пудожского муниципального района РК. В апелляционной жалобе представитель указывает, что при установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, необходимо учитывать количество проживающих, а не зарегистрированных в жилом помещении лиц. Регистрация гражданина по месту жительства носит уведомительный характер и не всегда означает наличие (отсутствие) соответствующего права на жилое помещение. В судебном заседании было установлено, что в настоящее время в данной квартире никто не проживает. Согласно заключению межведомственной комиссии от 04.04.2013 жилое помещение признано пригодным для проживания. Указывает, что предоставление истцу во внеочередном порядке благоустроенного специализированного жилого помещения при наличии очереди невозможно, так как будут нарушены права и законные интересы лиц уже включенных в список. Просит решение суда отменить и принять новое решение.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации Пудожского муниципального района РК поддержала доводы жалобы. Истец, представитель ответчика Министерства Образования РК, представители третьих лиц комиссии по установлению факта невозможности проживания в жилом помещении, органа опеки и попечительства администрации Пудожского муниципального района, администрации Пудожского городского поселения в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив в судебном заседании доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда по существу законным и обоснованным. Обстоятельства дела судом установлены правильно и полно изложены в решении, соответствуют представленным доказательствам.
В силу п. 1 ст. 81 ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно подп. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Часть 6 ст. 3 Закона РК N 921 от 28.11.2005 "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством РК.
Постановлением Правительства РК от 19.03.2013 N 99-П утвержден "Порядок установления факта невозможности проживания детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются".
Согласно положениям п. 2 названного Порядка проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, в том числе в случае если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением 24 сессии 1 созыва Совета Пудожского городского поселения N 200 от 28.05.2008 учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Пудожского городского поселения установлена в размере 10 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
По делу установлено, что истец имеет статус ребенка оставшегося без попечения родителей и на него распространяются положения ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением Пудожской городской администрации от 17.03.2003 N 25 за истцом и ( ... ) закреплена жилая площадь по адресу: г. Пудож, ( ... ) 24.03.2009 между администрацией Пудожского городского поселения (наймодателем) и ( ... ) заключен договор социального найма вышеуказанного жилого помещения. Совместно с нанимателем в жилое помещение были вселены члены ее семьи ( ... ).
Согласно справкам ООО "УК ЖКХ" от 22.01.2013, 29.08.2013 в жилом помещении зарегистрированы 4 человека: ( ... )
Спорное жилое помещение представляет собой неблагоустроенную двухкомнатную квартиру 12-квартирного дома, расположенную на втором этаже, квартира имеет общую площадь 30,4 кв.м, в том числе жилую 26,0 кв.м.
15.07.2013 истец обратился в комиссию по установлению факта невозможности проживания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, с заявлением об установлении данного факта, мотивируя невозможность проживания в закрепленном жилом помещении тем, что количество зарегистрированных в данном жилом помещении лиц превышает учетную норму по г. Пудожу.
14.08.2013 на заседании комиссии было принято решение об отказе истцу в установлении факта невозможности проживания в закрепленном жилом помещении.
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении является неправомерным, соответственно постановление администрации Пудожского муниципального района РК от 20.08.2013 N 531-П является незаконным ввиду того, что при вселении истца в квартиру обеспеченность каждого нанимателя общей жилой площадью составит 6.08 кв.м, что менее установленной учетной нормы. Таким образом, проживание истца в ранее занимаемом жилом помещении следует признать невозможным.
Статья 3 Закона РК N 921 от 28.11.2005 (в ред. от 01.01.2013) "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством РК.
Список лиц, указанных данной части, ведется по установленной уполномоченным органом форме на бумажном и электронном носителях путем внесения в него реестровых записей. При несоответствии записей на бумажном носителе записям на электронном носителе используется информация, записанная на бумажном носителе. В соответствии с федеральным законодательством в список включаются лица, указанные в ч. 6 ст. 3 данного Закона и достигшие возраста 14 лет. (ч. 7 ст. 3). В силу п. "з" ч. 2 ст. 4 данного закона орган исполнительной власти РК, уполномоченный Правительством РК формирует список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям.
Таким органом является Министерство образования РК, которому для формирования списка сведения предоставляются органами местного самоуправления.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что на администрацию Пудожского муниципального района РК необходимо возложить обязанность предоставить в Министерство образования РК необходимые сведения для включения истца в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения, а Министерство образования РК следует обязать включить истца в указанный список.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, необходимо учитывать количество проживающих, а не зарегистрированных в жилом помещении лиц, являются несостоятельными, поскольку согласно п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно ч. 2 ст. 70 ЖК РФ, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного ч. 1 ст. 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в настоящее время в спорном жилом помещении зарегистрированные в нем граждане не проживают, подлежат отклонению, поскольку право пользования жилым помещением эти граждане не утратили.
При таких обстоятельствах решение суда по существу является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено. Таким образом, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым исключить из резолютивной части решения фразы "в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу", поскольку в данном случае названное ограничение по времени законом не предусмотрено. Исполнение данного решения суда должно осуществляться в соответствии с ФЗ "Об исполнительном производстве".
Также подлежит исправлению допущенная судом в резолютивной части описка в написании номера постановления администрации Пудожского муниципального района РК от 20.08.2013 с N 513-П на N 531-П.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пудожского районного суда РК от 10 января 2014 года по настоящему делу по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исключить из абзацев 4, 5, 6 резолютивной части решения фразы "в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу".
Исправить допущенную судом в резолютивной части решения описку, заменив номер постановления администрации Пудожского муниципального района РК от 20.08.2013 с N 513-П на N 531-П.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.