Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Лелекова Н.Г. и Юровой О.В.,
при секретаре Яковлеве А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Назарова В. В. на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 25 ноября 2013 года, которым постановлено отказать в удовлетворении исковых требований Назарова В. В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Волжске Республики Марий Эл о признании незаконным действия ГУ УПФ в г.Волжске Республики Марий Эл по отказу в приеме заявления от 00.00.00 года, возложении обязанности на ГУ УПФ в г.Волжске Республики Марий Эл принять заявление Назарова В.В. о назначении второй пенсии по инвалидности и возложении обязанности на ГУ УПФ в г.Волжске Республики Марий Эл назначить Назарову В.В. вторую пенсию по инвалидности с 00.00.00 года по 00.00.00 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Назаров В.В. обратился в суд с иском к ГУ УПФ в г.Волжске Республики Марий Эл о признании незаконным действия ГУ УПФ в г.Волжске Республики Марий Эл по отказу в приеме заявления от 00.00.00 года, возложении обязанности на ГУ УПФ в г.Волжске Республики Марий Эл принять заявление Назарова В.В. о назначении второй пенсии по инвалидности и возложении обязанности на ГУ УПФ в г.Волжске Республики Марий Эл назначить Назарову В.В. вторую пенсию по инвалидности с 00.00.00 года по 00.00.00 года. В обоснование требований указал, что является участником последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. По достижении возраста 50 лет, с 00.00.00 ему была назначена трудовая пенсия по старости досрочно в соответствии с ст.7.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". 00.00.00 года ему была установлена вторая группа инвалидности на срок до 00.00.00 года. До установления группы инвалидности, 00.00.00 года ... , рассмотрев представленную медицинскую документацию истца, сделал заключение, что заболевание и инвалидность связаны с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 00.00.00 года Назаров В.В. обратился с заявлением в ГУ УПФ России по г.Волжску о назначении второй пенсии по инвалидности. Отказ пенсионного органа в назначении второй пенсии считает незаконным.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Назаров В.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
Заслушав объяснения Назарова В.В., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
В соответствии со статьей 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В ранее действующей редакции данной нормы за указанной категорией граждан закреплялось право на получение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Согласно пункту 2 названной статьи гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Согласно статье 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Разрешая спор и руководствуясь приведенными нормами закона, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии права у истца на получение двух видов пенсий: пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости.
Из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из анализа приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение двух пенсий - трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности.
Судом установлено и это следует из материалов дела, что Назаров В.В., 00.00.00 года рождения, является получателем пенсии по старости, назначенной ему досрочно в соответствии с ст.7.1 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 00.00.00 года Назарову В.В. установлена вторая группа инвалидности вследствие заболевания, полученного при выполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Назаров В.В. не относится к числу лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий, поскольку на момент обращения к ответчику за назначением трудовой пенсии по старости он не достиг требуемого возраста 55 лет. В связи с этим у Назарова В.В. отсутствует право на назначение двух пенсий - трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вместо пенсии по инвалидности могут получать пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 1 или подпунктом 2 пункта 2 этой же статьи.
При указанных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о наличии у истца права на вторую пенсию по инвалидности при условии получения им трудовой пенсии по достижении 50-летнего возраста, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, являются несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 25 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Назарова В. В. - без удовлетворения.
Председательствующий Соснин А.Е.
Судьи Лелеков Н.Г.
Юрова О.В.
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.