Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего: Попова Г.В.,
судей: Петровой О.А. и Медведевой И.А.,
с участием прокурора Полозовой Т.В.,
при секретаре Янчук Т.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора Йошкар-Олинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 14 ноября 2013 года, которым постановлено:
установить в отношении Привалихина А. В., родившегося "дата" в "адрес" на срок погашения судимости - шесть лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, административный надзор, срок которого исчислять со дня постановки Привалихина А.В. на учет в органе внутренних дел по избранному им месту жительства или пребывания.
Установить в отношении Привалихина А. В. административные ограничения в виде:
запрещения пребывания в увеселительных заведениях (барах, магазинах, клубах), торгующих спиртными напитками на розлив без разрешения органов внутренних дел;
запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут без разрешения органа внутренних дел;
запрещения выезжать за пределы территории Республики Марий Эл без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания в течение первых трех лет административного надзора;
обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или месту пребывания для регистрации.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" (далее - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл) обратилось в Медведевский районный суд с заявлением об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Привалихина А.В.
Обосновывая требования, заявитель указал, что Привалихин А.В. имеет непогашенную судимость за совершение ... преступления, совершенного при ... рецидиве преступлений, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Заявитель просил установить в отношении Привалихина А.В. административный надзор на срок погашения судимости со следующими административными ограничениями:
запрещения пребывания в общественных местах (увеселительных заведениях, магазинах, клубах), торгующих спиртными напитками на розлив;
запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут;
запрещения выезжать за пределы территории Республики Марий Эл без разрешения органа внутренних дел по месту жительства;
обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или месту пребывания для регистрации.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении помощника прокурора Йошкар-Олинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ставится вопрос об изменении решения суда, поскольку судом установлены административные ограничения, действие которых, в нарушение требований закона, поставлено в зависимость от разрешения органа внутренних дел. В остальной части законность и обоснованность решения суда прокурором не оспаривается.
Заслушав помощника прокурора Полозову Т.В., просившую решение суда изменить, обсудив доводы представления, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федерального закона N64-ФЗ) в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении: 1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; 2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Как следует из материалов дела, Привалихин А.В. по приговору ... суда ... от "дата" был осужден за совершение преступлений, предусмотренных ... Уголовного кодекса РФ (далее-УК РФ) и ему назначено наказание с учетом наличия ... рецидива преступлений.
Срок отбывания Привалихиным А.В. назначенного по приговору суда наказания в виде ... лет ... месяцев лишения свободы истек "дата". Срок погашения судимости, согласно пункту "г" части 3 статьи 86 УК РФ, составляет 6 лет после отбытия наказания.
Таким образом, Привалихин А.В. в настоящее время имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления при ... рецидиве преступлений.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" лица, в отношении которых может устанавливаться административный надзор, определены в статье 3 Федерального закона N 64-ФЗ и в статье 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Административный надзор в обязательном порядке применяется к совершеннолетним лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (часть 2 статьи 3 Закона и часть 1 статьи 173.1 УИК РФ).
Из представленных материалов следует, что Привалихин А.В. администрацией исправительного учреждения характеризуется отрицательно, за период отбывания наказания имеет ... взысканий, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В части 3 статьи 55 Конституции РФ закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
Тем самым ограничения, установленные Законом об административном надзоре, согласуются с положениями Конституции РФ, и подлежат применению в отношении определенной категории граждан, обладающими признаками повышенной опасности для общества.
Следовательно, удовлетворяя заявление об установлении административного надзора, суд правильно исходил из наличия основания, предусмотренного законом, для установления в отношении Привалихина А.В. административного надзора.
Как следует из пункта 2 части 1, а также пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Таким образом, суд правильно установил Привалихину А.В. административный надзор сроком на шесть лет (на срок погашения судимости), обоснованно указал о его исчислении со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, однако о вычете срока, истекшего после отбытия наказания,ошибочно указал в решении применительно к моменту начала исчисления срока.
В соответствии с частью 3 статьи 4 названного Федерального закона суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Указанные положения в совокупности с положениями части 1 статьи 4 Федерального закона N64-ФЗ дают основания для вывода о том, что административные ограничения не могут быть установлены не на весь срок установления административного надзора.
На основании абзаца 2 части 2 статьи 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме.
С учетом требований указанных норм права, судебная коллегия полагает необходимым изменить резолютивную часть решения суда указанием на то, что в отношении Привалихина А.В. административный надзор установлен на срок шесть лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, который следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания и исключить из резолютивной части решения суда указание об установлении административного ограничения в виде запрещения выезда за пределы Республики Марий Эл без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания только в течение первых трех лет административного надзора.
Согласно части 2 статьи 261.8 ГПК РФ суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. К ним относятся: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
При этом на основании части 3 статьи 12 указанного закона, орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пунктами 3,4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с перечисленными в данной норме закона исключительными личными обстоятельствами.
Однако Медведевским районным судом Привалихину А.В. установлено административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах, действие которого поставлено судом в зависимость от разрешения, даваемого органом внутренних дел, что не предусмотрено действующим законодательством.
Учитывая изложенное, доводы апелляционного представления прокурора обоснованы.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 14 ноября 2013 года изменить.
Считать установленным в отношении Привалихина А. В. административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости - 6 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора Привалихину А. В. исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Исключить из абзаца 5 резолютивной части решения (в отношении административного ограничения в виде запрещения пребывания в увеселительных заведениях (барах, магазинах, клубах), торгующих спиртными напитками на розлив) слова "без разрешения органа внутренних дел".
Исключить из абзаца 7 резолютивной части решения (в отношении административного ограничения в виде запрещения выезда за пределы Республики Марий Эл без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания) слова "в течение первых трех лет административного надзора".
В остальной части решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 14 ноября 2013 года оставить без изменения.
Председательствующий Г.В. Попов
Судьи О.А. Петрова
И.А. Медведева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.