Председатель Верховного Суда Республики Марий Эл Давыдов А.С., рассмотрев жалобу защитника Хамидуллина М.С., поданную в порядке надзора в интересах Абдуллоева Х.У., на постановление судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 02 января 2014 года и решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 10 января 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1. статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Абдуллоева Х.У., ...
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 02 января 2014 года Абдуллоев Х.У. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1. статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей с административным принудительным выдворением за пределы Российской Федерации.
Решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от
10 января 2014 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Абдуллоева Х.У. - без удовлетворения.
В поступившей в Верховный Суд Республики Марий Эл
20 февраля 2014 года жалобе в порядке надзора защитник Абдуллоева Х.У. - Хамидуллин М.С. просит отменить состоявшиеся по делу постановление и решение, как незаконные и необоснованные.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, поступившего в Верховный Суд Республики Марий Эл 06 марта 2014 года, нахожу, что имеются основания для изменения обжалуемых постановления и решения в связи со следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 5 указанного закона срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения).
Согласно ст. 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за нарушение приведенных положений закона предусмотрена ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ (вступившей в силу с 09 августа 2013 года), согласно которой нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан от 30.11.2000 года "О взаимных безвизовых поездках граждан" граждане государств Сторон, независимо от места проживания, имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории государств Сторон без виз по одному из действительных документов, указанных в приложениях N 1, 2, 3, 4 и 5 к данному Соглашению.
Согласно протоколу об административном правонарушении
31 декабря 2013 года должностным лицом МО МВД РФ "Волжский" выявлен Абдуллоев Х.У., гражданин Таджикистана, с 10 декабря 2013 года уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении установленного законом 90-дневного срока пребывания в Российской Федерации. В протоколе об административном правонарушении указано, что ответственность за данное нарушение установлена ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела. Так, из миграционной карты (л.д. 5), отрывного листа бланка уведомления иностранного гражданина (л.д. 6) следует, что срок пребывания гражданина Таджикистана Абдуллоева Х.У. в Российской Федерации с 11 сентября 2013 года до 11 декабря 2013 года.
При изложенных обстоятельствах Абдуллоев Х.У. обоснованно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, поскольку ответственность за уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении установленного законом срока предусмотрена именно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Наказание в виде штрафа назначено ему в пределах санкции данной нормы закона, с учетом характера совершенного правонарушения, данных о личности и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Как следует из жалобы в порядке надзора, защитник Хамидуллин М.С. не оспаривает факт совершения Абдуллоевым Х.У. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ. В жалобе выражается несогласие с назначением дополнительного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
Полагаю, что данные доводы заслуживают внимания по следующим основаниям.
Назначая Абдуллоеву Х.У. дополнительное наказание в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации, судья Волжского городского суда указала, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у Абдуллоева Х.У. детей. Оставляя без изменения данное постановление по жалобе Абдуллоева Х.У., судья Верховного Суда Республики Марий Эл согласился с данным выводом, указав, что не нашел документального подтверждения факт наличия семейных отношений на территории Российской Федерации.
Вместе с тем с учетом всех обстоятельств данного дела такие выводы противоречат нормам международного права, имеющим в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации приоритет над нормами национального права.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ)
В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Конвенции от 04 ноября 1950 года "О защите прав человека и основных свобод" (далее Конвенция) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
При этом под семейной жизнью понимается не только отношения, основанные на браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством соответствующего государства, но и фактически сложившиеся, длительные семейные отношения.
Так, в Постановлении Европейского Суда по правам человека по делу "Алим против Российской Федерации" от 27 сентября 2011 года указано, что понятие семьи в значении ст. 8 Конвенции включает в себя не только зарегистрированные супружеские отношения, но и другие "семейные" связи, которые предусматривают, что их участники живут совместно вне законного брака. Ребенок, рожденный от брачных отношений, в силу самого закона является частью этой "семьи" с момента его рождения и в связи с ним. Таким образом, между ребенком и его родителями существует связь, составляющая семейную жизнь. Наличие или отсутствие "семейной жизни" - по существу вопрос факта, зависящий от реального существования на практике близких личных связей, например, проявляемый интерес и признание отцом ребенка до и после рождения.
Из материалов дела следует, что Абдуллоев Х.У. фактически проживает на территории Российской Федерации около 10 лет совместно с Н.М. - гражданкой Российской Федерации, ведя с ней общее хозяйство.
Н.М. родила двоих детей: Т., 05 января 2008 года рождения, и Н., 20 октября 2009 года рождения. Дети имеют гражданство Российской Федерации, что подтверждается выданными им свидетельствами о рождении (л.д. 19, 20). Несмотря на то, что фактически отцовство Абдуллоева Х.У. в отношении детей не установлено, однако они имеют его отчество, совместно с ним проживают, находятся на его обеспечении, свое отцовство он не оспаривает, занимается воспитанием детей. Данные обстоятельства подтверждаются справкой Петъяльской сельской администрации о составе семьи Н.М.., объяснениями Н.М.., данными в судебном заседании 10 января 2014 года.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии фактических семейных связей в том смысле, который заложен в Конвенции.
В силу п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранному гражданину, в отношении которого вынесено решение о выдворении из Российской Федерации, не разрешается въезд в Российскую Федерацию в течение пяти лет со дня выдворения.
Следовательно, выдворение Абдуллоева Х.У. в соответствии с состоявшимися судебными постановлениями безусловно повлечет вмешательство в его личную и семейную жизнь, разлучение с детьми.
При изложенных обстоятельствах и, учитывая, что в материалах дела не имеется сведений о том, что нахождение Абдуллоева Х.У. на территории Российской Федерации нанесет существенный ущерб государственным, общественным интересам, следует признать назначение ему принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации не соответствующим целям административного наказания.
Представленные службой судебных приставов сведения о фактическом исполнении обжалуемых судебных постановлений не являются препятствием к их изменению в части назначенного дополнительного наказания.
Доводы жалобы в порядке надзора о не обеспечении Абдуллоева Х.У. переводчиком не являются основание для отмены судебных постановлений, поскольку из протокола судебного заседания (л.д. 36 - оборот) следует, что Абдуллоев Х.У. указал, что русским языком владеет, в переводчике не нуждается.
На основании изложенного, руководствуясь ч.2 ст. 30.13, ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу в порядке надзора защитника Абдуллоева Х.У. -
Хамидуллина М.С. удовлетворить частично.
Постановление судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 02 января 2014 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 10 января 2014 года, вынесенные в отношении Абдуллоева Х.У. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ, изменить: исключить указание на назначение Абдуллоеву Х.У. административного наказания в виде административного принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части указанные судебные постановления оставить без изменения.
Председатель Верховного Суда
Республики Марий Эл А.С. Давыдов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.