Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Иванов А.В.,
при секретаре Пузыревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по жалобе директора ГБОУ Республики Марий Эл "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения "Детство" Бешкаревой Е.М. на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 февраля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГБОУ Республики Марий Эл "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения "Детство",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении N ... от 12 декабря 2013 года, вынесенным и.о. начальника ОГИБДД УМВД России по г. Йошкар-Оле Кузьминым Д.С., ГБОУ Республики Марий Эл "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения "Детство" (далее ГБОУ Республики Марий Эл "ЦППРК ПСПДПС "Детство") привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), назначено административное взыскание в виде штрафа в размере ... рублей. Согласно постановлению ГБОУ Республики Марий Эл "ЦППРК ПСПДПС "Детство" "дата" в ... часов ... минут осуществляло перевозку пассажиров ТС с нарушением профессиональных квалификационных требований, предъявляемых к работникам, а именно: была назначена на должность ответственного за выпуск на линию и эксплуатацию транспортного средства К.Г.Л., не прошедшая обучение и аттестацию на право занятия данной должности, а также назначена ответственной за проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра С.Е.В., не прошедшая обучение на право занимать данной должности.
Не согласившись с указанным постановлением от 12 декабря 2013 года, законный представитель юридического лица Бешкарева Е.М. обжаловала его в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 февраля 2014 года указанное постановление от 12 декабря 2013 года оставлено без изменения, жалоба директора ГБОУ Республики Марий Эл "ЦППРК ПСПДПС "Детство" Бешкаревой Е.М. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе директор ГБОУ Республики Марий Эл "ЦППРК ПСПДПС "Детство" Бешкарева Е.М. просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указано, что в материалах административного дела отсутствуют допустимые, основанные на нормах закона доказательства, позволяющие сделать вывод о наличии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, также указано на малозначительность административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей ГБОУ Республики Марий Эл "ЦППРК ПСПДПС "Детство" Бешкаревой Е.М. и Шестиперовой С.Г., поддержавших доводы жалобы и просьбу об отмене решения судьи с прекращением производства по делу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что предусмотренных законом оснований для отмены решения судьи не имеется.
Часть 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам.
В силу ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в частности, должны обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей.
В соответствии с п. 1.2 - 1.4 приложения N 2 к Методическим рекомендациям "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения (Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств)" (Письмо Минздрава РФ от 21 августа 2003 года N 2510/9468-03-32), предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения. Целью предрейсовых медицинских осмотров водителей является выявление лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем как с позиции обеспечения безопасности дорожного движения, так и охраны здоровья водителя и пассажиров. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию.
Обстоятельства совершения ГБОУ Республики Марий Эл "ЦППРК ПСПДПС "Детство" указанного административного правонарушения, подтверждаются совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, в частности протоколом об административном правонарушении от 6 декабря 2013 года N ... , постановлением по делу об административном правонарушении от 12 декабря 2013 года N ... , путевым листом от "дата".
Согласно объяснениям водителя З.Д.А. от "дата" он, прибыв на работу в названное выше учреждение, в ... час. ... мин. получил путевой лист у заведующей по снабжению К.Г.Л. на ТС, в ... час. ... мин. по указанию руководства в ТС было посажено 14 детей и один воспитатель. Затем он осуществлял их перевозку и был остановлен сотрудником ГИБДД.
Согласно объяснениям К.Г.Л. от "дата", она является заместителем директора по АХЧ. Должностной инструкцией N ... предусмотрено, что в ее должностные обязанности входит также обязанность по организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения и выпуску транспортных средств на линию, обеспечение проведения в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей. Обучение и аттестацию для занятия данной должности она не проходила, обучение запланировано на "дата". Выдачей путевых листов также занимается она. В ... час. "дата" она проверила техническое состояние ТС, выписала путевой лист N ... , водитель З.Д.А. прошел медицинский осмотр у медика С.Е.В., которая в свою очередь поставила свою подпись в путевом листе.
Из объяснении С.Е.В. от "дата" видно, что она работает старшей медицинской сестрой с "дата". В её обязанности входит организация медицинского обеспечения детей, организация профилактической работы в Центре, организация питания детей, организация гигиенического воспитания в детском коллективе, предрейсовый медицинский осмотр водителей. Обучение и аттестацию для организации проведения предрейсового медицинского осмотра водителей она не проходила, обучение запланировано на "дата". В ... час. "дата" она проводила медицинский осмотр водителя З.Д.А., который был трезв. После чего она поставила свою подпись в путевом листе.
Согласно пояснениям Бешкаревой Е.М. от "дата", в должности директора она работает с ... года. В их организации на балансе состоят ... единицы транспортных средств, в том числе ... Ответственной за обеспечение безопасности дорожного движения и выпуск транспортных средств на линию приказом N ... от "дата" назначена заместитель директора по АХЧ К.Г.Л. На должность старшей медицинской сестры приказом N ... от "дата" назначена С.Е.В., в обязанности которой согласно должностной инструкции входит проведение предрейсового и послерейсового осмотра водителей. Данные должностные лица обучение и аттестацию на занятие данных должностей не проходили в виду отсутствия денежных средств на данные цели. В настоящее время заключены договоры на обучение лица, ответственного за выпуск на линию и эксплуатацию транспортных средств, и обучение медицинского работника по проведению предрейсового и послерейсового медицинских осмотров.
Названные доказательства получены в соответствии с требованиями закона и в силу этого являются допустимыми. Оснований сомневаться в достоверности фактических данных, изложенных в указанных материалах дела, у суда не имеется. Мотивированная оценка доказательств приведена в решении судьи и оснований для признания ее неправильной суд не находит.
Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, постановление об административном правонарушении не являются допустимыми доказательствами, позволяющими сделать вывод о наличии вины юридического лица в совершении указанного административного правонарушении, нельзя признать состоятельным.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Из решения видно, что судья, рассмотревший жалобу ГБОУ Республики Марий Эл "ЦППРК ПСПДПС "Детство", выполнил в полной мере вышеуказанные процессуальные требования КоАП РФ.
Судья, исследовав доказательства по делу, верно пришел к выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Доводы защитника Шестиперовой С.Г. о необходимости квалификации действий ГБОУ Республики Марий Эл "ЦППРК ПСПДПС "Детство" по ч.2 и ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании объективной стороны правонарушений, предусмотренных указанными нормами.
Анализируя довод заявителя о малозначительности совершенного административного правонарушения, прихожу к следующему.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Основываясь на приведенных норме и разъяснениях, а также учитывая характер совершенного правонарушения, выразившийся в умышленном совершении правонарушения в области безопасности дорожного движения, в пренебрежительном отношении к публичным правовым обязанностям, в несоздании безопасных условий по перевозке детей, судья обоснованно не нашел оснований для признания данного правонарушения малозначительным.
Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, по делу не установлено.
Обстоятельства, на которые указывает податель жалобы, могут быть лишь учтены в качестве смягчающих обстоятельств при разрешении вопроса о размере наказания.
Наказание назначено в размере, установленном санкцией ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
В целом доводы жалобы направлены на иную оценку обстоятельств дела, что не может служить основанием для отмены обжалуемого решения судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл.
Дело рассмотрено с соблюдением правил подведомственности дел об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 февраля 2014 оставить без изменения, жалобу директора ГБОУ Республики Марий Эл "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения "Детство" Бешкаревой Е.М. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Верховного Суда
Республики Марий Эл А.В. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.