Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В.,
судей Братухина В.В. и Медведевой И.А.,
при секретаре Янчук Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению помощника Йошкар-Олинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Марий Эл на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 14 ноября 2013 г., по которому постановлено:
установить в отношении Николаева Ю. О. административный надзор на срок шесть лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания;
установить в течение срока административного надзора в отношении Николаева Ю.О. административные ограничения в виде: запрета пребывания в увеселительных заведениях (барах, магазинах, клубах), торгующих спиртными напитками на розлив - без разрешения органа внутренних дел; запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом его жительства или пребывания, в ночное время - с 22 часов до 6 часов утра следующего дня - без разрешения органа внутренних дел; запрета выезда за пределы Республики Марий Эл в течение первых трех лет административного надзора без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания; обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Заслушав доклад председательствующего судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Попова Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФКУ "Исправительная колония N ... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Николаева Ю.О., отбывающего наказание в данном учреждении, сроком на шесть лет и административных ограничений в виде: запрета пребывания в увеселительных заведениях (барах, магазинах, клубах), торгующих спиртными напитками на розлив; запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства или пребывания, по которому зарегистрирован поднадзорный, в ночное время - с 22 часов до 6 часов утра следующего дня - без разрешения органа внутренних дел; запрета выезда за пределы Республики Марий Эл без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания; обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. В обоснование заявления было указано, что Николаев Ю.О. отбывает наказание в виде лишения свободы за совершение преступлений, предусмотренных ... УК РФ, освобождается из мест лишения свободы 00.00.00, имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений. Николаев Ю.О. по месту отбывания наказания характеризуется посредственно, признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, имеет ряд взысканий.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении помощник Йошкар-Олинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Марий Эл Гаврилов А.Н. просит решение в части установления административных ограничений изменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Как отмечается в представлении, решением суда Николаеву Ю.О. неправомерно были установлены административные ограничения, в том числе запрет пребывания в увеселительных заведениях, торгующих спиртными напитками на розлив, ставящие их действие в зависимость от получения разрешения органа внутренних дел.
В судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы представитель ФКУ "Исправительная колония N ... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл", Николаев Ю.О., извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в назначенное время не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав заключение старшего помощника прокурора Республики Марий Эл Назарова А.А., полагавшего решение подлежащим изменению, судебная коллегия приходит к убеждению, что решение суда подлежит изменению в части, как постановленное с неправильным применением норм материального права.
Основания и порядок применения мер административного надзора установлены Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Как указано в ч.1 и ч.3 ст.3 названного Федерального закона, административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего при наличии следующих оснований: если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Согласно ч.2 ст.3 названного Федерального закона в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, приговором Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 00.00.00 Николаев Ю.О. осужден за совершение преступлений, предусмотренных ... УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы на срок ... с отбыванием наказания в исправительной колонии ... (с учетом постановления Медведевского районного суда от 00.00.00). Указанным приговором в действиях Николаева Ю.О. установлен опасный рецидив преступлений.
Преступление, предусмотренное ... УК РФ, согласно ст.15 УК РФ относится к тяжким преступлениям.
На момент освобождения Николаева Ю.О. из исправительного учреждения судимость не была погашена или снята.
Судом первой инстанции правильно применена норма п.2 ч.1 ст.5 названного Федерального закона, согласно которой административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно ч.3 данной статьи срок административного надзора исчисляется в отношении указанных лиц со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Учитывая наличие опасного рецидива преступлений, судом обоснованно в отношении Николаева Ю.О. установлен административный надзор на срок шесть лет.
Итоговые выводы суда, изложенные в решении, являются в данной части мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, которые установлены судом полно и правильно, подтверждаются представленными доказательствами, в представлении не оспариваются. Со стороны Николаева Ю.О. апелляционная жалоба не подавалась.
Выводы суда о применении к Николаеву Ю.О. административных ограничений в целом соответствуют положениям ст.4 названного Федерального закона и являются правильными.
Вместе с тем, судом не принято во внимание следующее.
Согласно ч.1 ст.4 названного Федерального закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В соответствии с ч.3 ст.12 названного Федерального закона орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами.
Таким образом, орган внутренних дел не вправе дать разрешение поднадзорному лицу на пребывание в определенных местах, в отношении которых судом установлено административное ограничение в виде запрета пребывания.
Следовательно, в данной части решение суда подлежит изменению.
По убеждению судебной коллегии, установление административного ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории без разрешения органа внутренних дел при отсутствии указания в решении на исключительные личные обстоятельства, при наличии которых выезд может быть разрешен, на что обращается внимание в представлении прокурора, не может повлечь изменение решения, поскольку исчерпывающий перечень этих обстоятельств приведен в законе, который подлежит применению при рассмотрении органом внутренних дел вопроса о даче разрешения на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории.
Вместе с тем, при установлении административных ограничений следует учитывать следующее.
В соответствии с ч.3 ст.4 названного Федерального закона суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Указанные положения в совокупности с положениями ч.1 ст.4 названного Федерального закона дают основания для вывода о том, что административные ограничения не могут быть установлены не на весь срок установления административного надзора.
Соответствующих доводов в представлении прокурора не приводится.
В данной части судебная коллегия, руководствуясь ч.2 ст.327.1 ГПК РФ и разъяснениями, изложенными в п.24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", в интересах законности считает необходимым выйти за пределы доводов представления. Резолютивная часть решения по данному административному ограничению должна быть изложена следующим образом: "запрета выезда за пределы Республики Марий Эл без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания".
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 14 ноября 2013 г. изменить.
Исключить из резолютивной части решения:
указание на получение разрешения органа внутренних дел на пребывание Николаева Ю.О. в увеселительных заведениях (барах, магазинах, клубах), торгующих спиртными напитками на розлив;
указание в отношении запрета выезда за пределы Республики Марий Эл без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания лишь в течение первых трех лет административного надзора с изложением резолютивной части решения по данному административному ограничению следующим образом: "запрета выезда за пределы Республики Марий Эл без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания".
В остальной части решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 14 ноября 2013 г. оставить в силе.
Председательствующий Попов Г.В.
Судьи Братухин В.В.
Медведева И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.