Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В.,
судей Медведевой И.А. и Петровой О.А.,
при секретаре Янчук Т.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника Йошкар-Олинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 14 ноября 2013 года, которым заявление федерального казенного учреждения "Исправительная колония ... " (далее - ФКУ ИК ... ) в отношении Черняева ... об установлении административного надзора удовлетворено частично.
В отношении Черняева ... установлен административный надзор на срок два года со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В течение срока административного надзора Черняеву ... установлены административные ограничения в виде: запрета пребывания в увеселительных заведениях (барах, клубах, магазинах), торгующих спиртными напитками на розлив без разрешения органа внутренних дел; запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом его жительства или пребывания, в ночное время с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут без разрешения органа внутренних дел; запрета выезда за пределы Республики Марий Эл без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания; обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Петровой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК ... обратилось в суд с заявлением об установлении в отношении Черняева А.В. административного надзора на срок три года со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства и установлении Черняеву А.В. административных ограничений в виде запрета пребывания в общественных местах (увеселительных заведениях, магазинах), в которых осуществляется торговля спиртными напитками на розлив; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания, по которому зарегистрирован поднадзорный, в ночное время с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут ежедневно; запрета выезда за пределы Республики Марий Эл без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания; обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В обоснование требований исправительным учреждением указано, что Черняев А.В. освобождается из ФКУ ИК ... 00.00.00, имеет непогашенную судимость за совершение преступления при рецидиве преступлений. В период отбывания наказания в местах лишения свободы признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда изменить в части установления административных ограничений, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Черняев А.В. извещался по последнему известному месту жительства, по данным учреждения связи по указанному адресу не проживает. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав прокурора Полозову Т.В., поддержавшую апелляционное представление, обсудив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению в части на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в связи с неправильным применением норм материального права.
Основания и порядок применения мер административного надзора установлены Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1, пункту 1 части 3 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ за совершеннолетними лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы, имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается судом при условии признания их в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Судом первой инстанции установлено, что приговором Волжского городского суда Республики Марий Эл от 26 июня 2013 года Черняев А.В. осужден за совершение преступления, предусмотренного пунктом "в" части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде шести месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Указанным приговором в действиях Черняева А.В. установлен рецидив преступлений.
Постановлением начальника ФКУ ИК ... от 00.00.00 Черняев А.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Освобождаясь из ФКУ ИК ... , Черняев А.В. имеет непогашенную и неснятую в установленном порядке судимость, которая в силу пункта "в" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления средней тяжести, погашается по истечении трех лет.
Согласно представленным администрацией исправительным учреждением характеристике за отбытый период наказания, справке о взысканиях Черняев А.В. характеризуется отрицательно, 2 раза в отношении него применялись меры взыскания.
При указанных выше обстоятельствах суд правильно установил в отношении Черняева А.В. административный надзор на срок два года со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Что касается решения суда в части установления административных ограничений судебная коллегия приходит к следующему.
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" разъяснено, что исходя из положений частей 1 и 2 статьи 2618 ГПК РФ в решении об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть определены одно или несколько административных ограничений.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ содержит перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. К ним относятся: запрещение пребывания в определенных местах (пункт 1); запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях (пункт 2); запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток (пункт 3); запрещение выезда за установленные судом пределы территории (пункт 4); обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (пункт 5).
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона N 64-ФЗ орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с указанными в данном законе исключительными личными обстоятельствами.
Вместе с тем судом первой инстанции Черняеву А.В. установлено административное ограничение виде запрещения пребывания в увеселительных заведениях (барах, клубах, магазинах), торгующих спиртными напитками на розлив, без разрешения органа внутренних дел, что не предусмотрено действующим законодательством.
В связи с изложенным судебная коллегия считает правомерным довод апелляционного представления о том, что суд не вправе был ставить действие указанного административного ограничения в зависимость от получения разрешения органа внутренних дел. Поэтому решение суда в названной части подлежит изменению.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Из содержания указанной нормы в совокупности с положениями части 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ следует, что административные ограничения не могут быть установлены не на весь срок административного надзора.
Судебная коллегия считает, что вывод суда об установлении Черняеву А.В. административного ограничения в виде запрещения выезда за пределы Республики Марий Эл без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания в течение первого года административного надзора основан на ошибочном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 3271 ГПК РФ и разъяснениями, данными в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", решение суда в этой части подлежит изменению путем исключения из резолютивной части решения указания на установление данного административного ограничения в течение первого года административного надзора.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 14 ноября 2013 года изменить в части.
Исключить из абзаца 4 резолютивной части решения (в отношении административного ограничения в виде запрещения пребывания в увеселительных заведениях (барах, клубах, магазинах), торгующих спиртными напитками на розлив) слова "без разрешения органа внутренних дел".
Исключить из абзаца 6 резолютивной части решения (в отношении административного ограничения в виде запрещения выезда за пределы Республики Марий Эл без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания) слова "в течение первого года административного надзора".
В остальной части решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 14 ноября 2013 года оставить без изменения.
Председательствующий Г.В.Попов
Судьи И.А.Медведева
О.А.Петрова
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.