Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Лелекова Н.Г. и Юровой О.В.,
при секретаре Яковлеве А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Туевой Н. М. на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 31 октября 2013 года, которым постановлено:
Иск Туевой Н. М. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Козьмодемьянске Республики Марий Эл в назначении Туевой Н. М. досрочной трудовой пенсии по старости в части невключения в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, периодов нахождения на курсах по переподготовке и квалификации кадров с "дата" по "дата" года, с "дата" по "дата" года.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Козьмодемьянске Республики Марий Эл включить Туевой Н. М. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах по переподготовке и квалификации кадров с "дата" по "дата" года, с "дата" по "дата" года.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Туева Н.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Козьмодемьянске Республики Марий Эл (далее - ГУ - УПФ РФ в г.Козьмодемьянске РМЭ) о признании незаконным отказа во включении в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периодов работы с "дата" по "дата" в должности фельдшера в коллективно-долевом сельскохозяйственном предприятии ... Республики Марий Эл из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца и периодов обучения на курсах по переподготовке и квалификации кадров с "дата" по "дата" года, с "дата" по "дата" года, возложении на ответчика обязанности включить указанные периоды работы в специальный стаж в льготном и календарном исчислении. В обоснование иска Туева Н.М. указала, что ответчик своим решением "номер" от "дата" не включил в ее специальный трудовой стаж период работы с "дата" по "дата" в должности фельдшера в коллективно-долевом сельскохозяйственном предприятии ... Республики Марий Эл, а также периоды обучения на курсах по переподготовке и квалификации кадров с "дата" по "дата" года, с "дата" по "дата" и отказал в назначении досрочно трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия специального стажа. Решение УПФ считает незаконным в части невключения в специальный стаж указанных периодов работы, поскольку истец осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и занимала должность, относящуюся к среднему медицинскому персоналу. При этом указание на наименование организации, ее ведомственную принадлежность, форму собственности не является основанием для исключения периодов работы в этой организации из специального стажа. Поскольку в период обучения на курсах по переподготовке и квалификации кадров, за истицей сохранялось место работы и средняя заработная плата, этот период также подлежит включению в специальный стаж.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Туева Н.М. просит решение суда в обжалуемой части изменить, удовлетворить ее требования в части включения периодов работы с "дата" по "дата" в должности фельдшера в Коллективно-долевом сельскохозяйственном предприятии ... Республики Марий Эл в стаж работы, дающей право на назначение пенсии на льготных условиях, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Считает, что период ее работы в должности фельдшера в Коллективно-долевом сельскохозяйственном предприятии "Кугушенский" подлежит включению в специальный стаж независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы предприятия.
В возражениях на жалобу ГУ - УПФ РФ в г.Козьмодемьянске РМЭ просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, приводит доводы в поддержку принятого решения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения Туевой Н.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения не находит.
Из материалов дела видно, что Туева Н.М. с "дата" по "дата" работала в должности фельдшера, медсестры физиокабинета в Коллективно-долевом предприятии ... Республики Марий Эл, позднее переименованном в сельскохозяйственный производственный кооператив сельскохозяйственную артель ...
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 названной правовой нормы Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, правильно исходил из того, что в соответствии с п.1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, такое право предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений.
Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке. Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Однако, в деле отсутствуют доказательства работы истца в спорный период времени в здравпункте и наличие такого здравпункта в Коллективно-долевом сельскохозяйственном предприятии ... Республики Марий Эл.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал Туевой Н.М. во включении периода работы с "дата" по "дата" в должности фельдшера в Коллективно-долевом сельскохозяйственном предприятии ... Республики Марий Эл в стаж работы, дающей право на назначение пенсии на льготных условиях.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что работая фельдшером физиокабинета Коллективно-долевого сельскохозяйственного предприятия ... Туева Н.М. осуществляла медицинскую деятельность, не может являться основанием для включения спорного периода работы в ее специальный стаж.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 29.01.2004г. N 2-П, определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 84-О и от 29 января 2009 года N 67-О-О в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. При этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определение Конституционного Суда РФ от 23.09.2010 г. N 1183-О-О).
При определении права лица, обращающегося за назначением досрочной трудовой пенсии, учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основано на учете профиля выполняемой ими работы, что само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
С учетом изложенного, решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 31 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Туевой Н. М. - без удовлетворения.
Председательствующий Соснин А.Е.
Судьи Лелеков Н.Г.
Юрова О.В.
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.