Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Ганченковой В.А.
Тамарова Ю.П.
при секретаре Косолаповой А.А.
с участием прокурора Пивкиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 20 февраля 2014 года в городе Саранске дело по апелляционной жалобе истца ФИО4 на решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 28 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Тамарова Ю.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО4 обратился в суд с иском к управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия о признании приказа об увольнении от 21 августа 2013 года N 773-к незаконным, восстановлении на работе, взыскании пособия за время вынужденного прогула, взыскании и судебных расходов.
В обоснование иска указал, что приказом управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия от 22 июня 2001 года N 509 он был принят на государственную службу и назначен на государственную должность судебного пристава-исполнителя Ковылкинского районного подразделения службы судебных приставов управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия.
В соответствии с приказом УФССП России по Республике Мордовия от 9 апреля 2009 года N 269 назначен на должность начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ковылкинскому району.
Постановлением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 12 августа 2011 года он был временно отстранен от занимаемой должности и было назначено ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда с 12 августа 2011 года. Постановление не было обжаловано и вступило в законную силу 23 августа 2011 года.
Приказом УФССП России по Республике Мордовия от 19 июля 2013 года N 215 в отношении него назначена служебная проверка. Комиссия по проведению служебной проверки решила, что имеются основания для расторжения служебного контракта в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом. Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами).
Приказом УФССП России по Республике Мордовия от 21 августа 2013 года N 773-к с ним расторгнут служебный контракт от 9 апреля 2009 года N 37, он освобожден от занимаемой должности государственной гражданской службы, и уволен 21 августа 2013 года с государственной гражданской службы начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ковылкинскому району УФССП России по Республике Мордовия в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Основанием увольнения является утрата доверия.
Приказ об увольнении считает незаконным, поскольку в период с 2002 по 2010 год он ежегодно в установленные сроки предоставлял справки о соблюдении гражданином ограничений, связанных с замещением государственной должности Российской Федерации, государственной должности федеральной государственной службы (в период с 2002 по 2009), сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и несовершеннолетних детей федерального государственного служащего за 2010 год.
Таких сведений за 2011 и 2012 годы он действительно не представлял, так как с 12 августа 2011 года постановлением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от должности был отстранен. С того времени фактически на государственной службе не работал, функциями государственного гражданского служащего не обладал, поэтому и считал, что представление справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 года не является для него обязательным. В настоящее время сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на него и членов его семьи представлены.
Приказ УФССП по Республике Мордовия от 21 августа 2013 года N 773-к об увольнении его с должности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ковылкинскому району является незаконным ввиду нарушения федерального законодательства, регламентирующего процедуру увольнения.
Ответчиком нарушены положения статьи 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определяющие порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании (рекомендации указанной комиссии. В спорном случае не имеется доклада и рекомендаций об увольнении на основании статьи 59.2 Закона.
В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 настоящего Федерального закона. В приказе не имеется указаний на статью 59.2 Федерального закона как основание для увольнения. Основанием указано - заключение по результатам служебной проверки от 19 августа 2013 года, а не статья Закона.
Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Приказ не вручен в течении 5 дней.
С учётом уточнённых исковых требований просил суд:
приказ УФССП по Республике Мордовия от 21 августа 2013 года N 773-к об увольнении с должности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ковылкинскому району признать незаконным; восстановить его в прежней должности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ковылкинскому району;
взыскать пособие за время вынужденного прогула из расчёта назначенного постановлением Ковылкинского суда от 12 августа 2011 года ежемесячного государственного пособия в размере пяти минимальных размеров оплаты труда (л.д.1-3, 98-99).
Решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 28 октября 2013 года исковые требования оставлены без удовлетворения (л.д.113-120).
В апелляционной жалобе истец ФИО4 просил решение суда отменить, ссылаясь на то, что: он не предоставил декларацию о доходах в связи с исполнением судебного акта; при увольнении ответчиком нарушены требования статьи 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", так как отсутствовал доклад комиссии по урегулированию конфликтов интересов и рекомендация указанной комиссии об увольнении; взыскание было применено по истечении установленного срока (л.д.121-125).
В возражениях относительно апелляционной жалобы старший помощник прокурора Пролетарского района города Саранска Республики Мордовия ФИО5 просила решение суда оставить без изменения (л.д.128-130).
В возражениях относительно апелляционной жалобы руководитель УФССП России по Республике Мордовия - главный судебный пристав Республики Мордовия ФИО6 просил решение суда оставить без изменения (л.д.138-139).
В судебном заседании истец ФИО4 и его представитель ФИО7 апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
В судебном заседании представитель ответчика УФССП России по Республике Мордовия ФИО8 с апелляционной жалобой не согласилась.
В судебном заседании прокурор дала заключение, в котором просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом первой инстанции, что приказом управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия от 22 июня 2001 года N 509 ФИО4 принят на государственную службу и назначен на государственную должность судебного пристава-исполнителя Ковылкинского районного подразделения службы судебных приставов управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия.
В соответствии с приказом УФССП России по Республике Мордовия от 9 апреля 2009 года N 269 ФИО4 назначен на должность начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ковылкинскому району.
Постановлением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 12 августа 2011 года, вступившим в законную силу 23 августа 2011 года, ФИО4 временно отстранен от занимаемой должности начальника отдела старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ковылкинскому району. ФИО4 назначено ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда с 12 августа 2011 года.
16 июля 2013 года в УФССП России по Республике Мордовия поступило представление прокурора Республики Мордовия от 15 июля 2013 года N 7-3-1-13/2708 "Об устранении нарушений законодательства", в котором было указано на ненадлежащее выполнение рядом должностных лиц управления, в том числе и начальником отдела - старшим судебным приставом отдела судебных приставов по Ковылкинскому району ФИО4 обязанностей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", статьи 8 Федерального закона 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", подпунктов 9, 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в части представления справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего, а также справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
После поступления из прокуратуры Республики Мордовия информации о совершении ФИО4 коррупционного правонарушения приказом УФССП России по Республике Мордовия от 19 июля 2013 года N 215 назначена служебная проверка в отношении начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ковылкинскому району ФИО4
Согласно заключению комиссии имеются основания для расторжения служебного контракта в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами).
Приказом УФССП России по Республике Мордовия от 21 августа 2013 года N 773-к с ФИО4 расторгнут служебный контракт от 9 апреля 2009 года N 37, он освобожден от занимаемой должности государственной гражданской службы, и уволен 21 августа 2013 года с государственной гражданской службы начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ковылкинскому району УФССП России по Республике Мордовия в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии оснований для увольнения ФИО4
Данный вывод суда основан на правильном применении закона.
В соответствии с пунктом 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения установлен статьёй 59.3 данного Федерального закона.
Согласно пунктам 1 - 3 этой статьи взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Общий порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания установлен статьёй 58 вышеуказанного Федерального закона.
Согласно пунктам 1, 2 и 9 этой статьи до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:
1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы ФИО4 о том, что он не предоставил декларацию о доходах в связи с исполнением судебного акта, отклоняются, поскольку временное отстранение от занимаемой должности не прекращает служебного контракта и не влечёт увольнения с гражданской службы, следовательно, не освобождает от исполнения установленных служебным контрактом обязанностей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при увольнении ответчиком нарушены требования статьи 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", так как отсутствовал доклад комиссии по урегулированию конфликтов интересов и рекомендация указанной комиссии об увольнении, отклоняются, поскольку в отношении ФИО4 проводилась служебная проверка, возглавляемая руководителем подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений и данной комиссией было дано мотивированное заключение.
Довод апелляционной жалобы о том, что взыскание было применено по истечении установленного срока, отклоняется, поскольку с момента получения информации (16 июля 2013 года) до применения взыскания (21 августа 2013 года) с учётом времени проведения служебной проверки (с 19 июля по 19 августа 2013 года) прошло менее одного месяца.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда. К тому же доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и не могут послужить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 28 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца ФИО4 - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
судьи В.А. Ганченкова
Ю.П. Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.