Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Ганченковой В.А. Тамарова Ю.П.
при секретаре судебного заседания Косолаповой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 25 февраля 2014 года в городе Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе С.Е.А. на решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 7 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.Е.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа во включении его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, о включении его в указанный Список.
В обоснование исковых требований указал на то, он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. 21 января 2013 года он обратился в городскую администрацию с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением Администрации городского округа Саранск от 21 февраля 2013 года ему отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку не представлены документы, предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации. Постановлением городской администрации от 18 сентября 2013 года ему отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Просил суд признать незаконным отказ администрации городского округа во включении его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и включить его в указанный Список.
Решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 7 ноября 2013 года исковые требования С.Е.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе С.Е.А. просил решение районного суда отменить, поскольку судом неправильно применены положения статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также законодательство Республики Мордовия, регулирующее отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации городского округа Саранск, представитель третьего лица Министерства образования Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении (л.д.123,125,126,127), о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании истец С.Е.А. его представитель Тюрина Т.В. относительно апелляционной жалобы возразили.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверяя законность и обоснованность принятого решения в соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права (пункты 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, С.Е.А., "данные изъяты" года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Главы администрации Атяшевского муниципального района от 20 августа 2007 года N 277 С.Е.А. направлен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С.Е.А. зарегистрирован по месту учёбы на территории Республики Мордовия по адресу: "данные изъяты"
Другого жилья С.Е.А. не имеет.
21 января 2013 года С.Е.А. обратился в городскую администрацию с заявлением о принятии его на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории детей сирот.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 21 февраля 2013 года N 430 С.Е.А. отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях. В качестве основания для отказа указано, что им не представлены, предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением городской администрации от 18 сентября 2013 года С.Е.А. отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в связи с утратой статуса ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сомнения в достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что в силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, утратившего силу с 1 января 2013 года, Солдатов Е.А. не имеет права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, которое не было им реализовано, поскольку он утратил статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
С такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.
В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (действующего до 1 января 2013 года), вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действующей с 1 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из преамбулы, статьи 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Исходя из содержания указанных выше положений, предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Сам по себе факт такого учета означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения.
Следовательно, указанные выше лица выделены в Жилищном кодексе Российской Федерации (до 1 января 2013 года) не только в целях обеспечения жильем во внеочередном порядке, но и как особая категория, общее право которой получить жилое помещение по договору социального найма закрепляется федеральным законом.
Однако суд первой инстанции указанные положения закона не принял во внимание и не учел тот факт, что истец, как лицо, оставшееся без попечения родителей, обратился в орган местного самоуправления по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилом помещении 21 января 2013 года, то есть до достижения 23-летнего возраста, но городская администрация к поданному заявлению подошла формально, сославшись на то, что С.Е.А. не предоставлены предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документы для принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения.
В последующем, истец повторно обратился с данным заявлением, и 18 сентября 2013 года городская администрация отказала включить его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Необоснованный отказ в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении и включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на предоставление жилого помещения, которое не было получено не по его вине.
При таких обстоятельствах, отказ Администрации городского округа Саранск от 18 сентября 2013 года во включении в вышеназванный Список, является незаконным.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно статье 4 этого закона действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 вышеназванного Федерального закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Из смысла законодательства, регулирующего вопросы обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует, что государство гарантирует таким детям достойные жилищные условия.
Данная гарантия обеспечивается не только предоставлением указанным лицам, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, жилой площади не ниже установленных социальных норм в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", но и соблюдением требований законности и обоснованности при решении вопроса о закреплении за несовершеннолетними жилого помещения, в котором за ними сохраняется право пользования им, а также обеспечением сохранности данного жилого помещения для целей дальнейшего проживания в нем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с частью 9 статьи 8 указанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям, содержащимся в пунктах 1, 2 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 года N24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее - специализированное жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений.
До 1 января 2013 года право истца на обеспечение жилым помещением не было реализовано, следовательно, при разрешении спора подлежат применению положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что невключение С.Е.А. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, является нарушением его прав и законных интересов, так как истец обращался с заявлением об оказании ему мер социальной поддержки по вопросу обеспечения жилым помещением, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им 23-летнего возраста.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы С.Е.А. заслуживают внимания.
В связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, повлекшим неправильное применение норм материального права, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований С.Е.А. в полном объеме.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 7 ноября 2013 года отменить, по делу принять новое решение.
Исковые требования С.Е.А. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск во включении С.Е.А. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Обязать Администрацию городского округа Саранск включить С.Е.А. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Судья - председательствующий Г.К. Екония
судьи В.А. Ганченкова
Ю.П. Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.