Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Середы Л.И.
Скипальской Л.И.
при секретаре Крыловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 13 марта 2014 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 декабря 2013 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Конаков А.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, понуждении включить периоды работы в льготный стаж, назначении пенсии по старости на льготных условиях (л.д.1-2).
В обоснование требований указал, что решением ответчика ему отказано в назначении пенсии по нормам пункта 1 статьи 7 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом статьи 34 ФЗ N 1244-1-ФЗ от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа на территории с льготным социально-экономическим статусом. В льготный стаж не засчитаны периоды работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом: с 26 апреля 1986 г. по 25 ноября 1987 г. в должности технолога, директора объединения общественного питания Саранского райпо; с 25 ноября 1987 г. по 20 ноября 1989 г. в должности директора на Саранском пищекомбинате. Считал данное решение незаконным, поскольку предприятия, где он работал в указанные периоды, находились на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
С учетом уточнения исковых требований (л.д.125), просил суд отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 11 ноября 2013 г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить в льготный стаж период его работы с 26 апреля 1986 г. по 25 ноября 1987 г. в должности технолога, директора объединения общественного питания Саранского райпо; с 25 ноября 1987 г. по 20 ноября 1989 г. в должности директора на Саранском пищекомбинате и назначить трудовую пенсию по старости на льготных условиях с 31 октября 2013 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 декабря 2013 г. исковые требования Конакова А.С. удовлетворены, и с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск в пользу Конакова А.С. взысканы судебные издержки, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 200 рублей (л.д.161-164).
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Исаев В.С. считал решение суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Указал, что спорные периоды не могут быть засчитаны в льготный стаж истцу ввиду отсутствия документов, подтверждающих работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Считал, что суд безосновательно сослался на справки Мордовпотребсоюза и администрации городского округа Саранск. Полагал, что оспариваемые периоды работы истца не могут быть подтверждены показаниями свидетелей (л.д.165-166).
В судебное заседание представитель ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил и отложить разбирательство дела суд не просил.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, заслушав пояснения истца Конакова А.С. об оставлении решения без изменения, исходя из доводов апелляционной жалобы не находит оснований для ее удовлетворения и отмены состоявшегося решения.
Из материалов дела следует, что 01 октября 2013 г. Конаков А.С. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости по нормам пункта 1 статьи 7 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом статьи 34 ФЗ N 1244-1-ФЗ от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (л.д.28-31).
Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 11 ноября 2013 г. Конакову А.С. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по нормам пункта 1 статьи 7 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом статьи 34 ФЗ N 1244-1-ФЗ от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа на территории с льготным социально-экономическим статусом. Проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет 3 года 4 дня (л.д.4).
Не засчитаны в стаж периоды работы, как работа на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом: с 26 апреля 1986 г. по 25 ноября 1987 г. в должности технолога, директора объединения общественного питания Саранского райпо; с 25 ноября 1987 г. по 20 ноября 1989 г. в должности директора на Саранском пищекомбинате, поскольку из представленных документов установить месторасположение организации в зоне с льготным социально-экономическим статусом не представляется возможным. Право на снижение пенсионного возраста на абсолютную величину 1 год на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом по нормам статьи 34 ФЗ N 1244-1-ФЗ от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" у Конакова А.С. отсутствуют.
Суд правомерно признал данное решение пенсионного фонда незаконным и отменил его, правильно применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее Закон) гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначается пенсия по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста.
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Согласно статьи 34 Закона гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как указано в примечаниях к статье 35 Закона, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 названного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582.
В соответствии с указанным Перечнем поселок Ялга располагается на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, то есть относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы истца и установил, что Конаков А.С. в период с 26 апреля 1986 г. по 25 ноября 1987 г. постоянно осуществлял свою трудовую деятельность по месту расположения объединения общественного питания Саранского райпо в должности технолога, директора, и с 25 ноября 1987 г. по 20 ноября 1989 г. - на Саранском пищекомбинате в должности директора, то есть на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и отнесенной к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе трудовой книжкой истца, из которой следует, что 28 мая 1985 г. истец Конаков А.С. принят в Саранское райпо технологом объединения общественного питания; 01 июля 1985 г. назначен директором объединения общественного питания райпо; 25 ноября 1987 г. уволен с работы по статье 29 п. 5 КЗОТ в порядке перевода по соглашению; 25 ноября 1987 г. назначен в порядке перевода на должность директора Саранского пищекомбината Мордовского потребсоюза; 20 ноября 1989 г. освобожден в связи с переводом на другую работу (л.д.5-7).
Из справки Представительства администрации городского округа Саранск в р.п. Ялга от 25 июля 2013 г. "N" следует, что Саранское райпо Объединение общественного питания райпо, расположенное по адресу: "адрес", действительно находится в р.п. Ялга, который относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 11).
Из справки Мордовского Республиканского союза потребительских обществ от 09 августа 2013 г. "N" следует, что объединение общественного питания Саранского райпо находилось по адресу: "адрес" на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"). Саранский пищекомбинат Мордовпотребсоюза, расположенный по адресу: город Саранск, Октябрьский район, рабочий поселок Ялга, относится к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") (л.д. 10).
Данная справка выдана на основании Распоряжения Правления Мордовского союза потребительских обществ (Мордовпотребсоюз) от 29 декабря 1979 г. "N" "О назначении комиссии по приемке в эксплуатацию торгового комплекса на ВДНХ Мордовской АССР, в связи с окончанием строительства" (л.д.126).
Кроме того, Мордовпотребсоюз в сообщении от 08 августа 2013 г. указал, что Саранское райпо входило в систему Мордовпотребсоюза (л.д.60).
Судебная коллегия находит несостоятельным довод апеллятора о необоснованности указанных справок, принятых судом первой инстанции в качестве доказательств.
Факт постоянной работы истца на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в спорный период времени подтвердили допрошенные судом первой инстанции свидетели Т.А.В.., Ж.В.А.., Д.Н.В.., Б.Л.Н..
Оснований не доверять показаниям указанных свидетелей у судебной коллегии не имеется, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела, к тому же достоверность показаний свидетелей ответчиком не опровергнута.
В связи с этим, довод апелляционной жалобы о том, что периоды работы истца не могут быть подтверждены показаниями свидетелей, судебной коллегией отклоняются, поскольку решение суда первой инстанции не было основано исключительно на пояснениях свидетелей, письменные доказательства подтверждают льготный характер работы истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для досрочного назначения истцу трудовой пенсии по старости отклоняются судебной коллегией в силу их несостоятельности, поскольку совокупностью собранных по делу доказательств подтверждено, что в периоды с 26 апреля 1986 г. по 25 ноября 1987 г. и с 25 ноября 1987 г. по 20 ноября 1989 г. истец постоянно работал на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, следовательно, относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которую распространяется действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Иных доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, ввиду чего отсутствуют основания для ее удовлетворения.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на системном анализе норм материального права, поэтому оснований для их переоценки не находит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 декабря 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Л.И.Середа
Л.И.Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.