Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 05 февраля 2014 г.
(Извлечение)
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Дмитриевой Л.А.
при секретаре Никитине В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Сухаревой И.С. на постановление Алданского районного суда РС (Я) от 13 ноября 2013 г., которым
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества "Теплоэнергосервис"
постановлено:
Признать Открытое акционерное общество "Теплоэнергосервис" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Штраф перечислить в Управление Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) (ГУ МЧС России по PC (Я), ИНН N ... , КПП N ... ), Банк ГРКЦ НБ Республики Саха (Якутия) Банка Росси г. Якутска расчетный счет N ... БИК N ... КБК N ...
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Азаргинова Д.П., действующего на основании доверенности от 11.12.2013 г., суд
УСТАНОВИЛ:
1 ноября 2013 года заместителем начальника Отдела надзорной деятельности по Алданскому району УНД ГУ МЧС России по РС (Я) Каблаш В.А. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ОАО "Теплоэнергосервис". Событием правонарушения явилось то, что в ходе внеплановой выездной проверки выполнения ранее выданных предписаний от 02.10.2012 года в отношении ОАО "Теплоэнергосервис" было выявлено неисполнение указанных предписаний.
Постановлением Алданского районного суда РС (Я) от 13 ноября 2013 года ОАО "Теплоэнергосервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере ... рублей.
Не согласившись с постановлением суда, представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Сухарева И.С. обратилась в Верховный Суд РС (Я) с жалобой, указывая на то, что постановление суда подлежит отмене ввиду существенного нарушения норм процессуального права и отсутствия состава административного правонарушения.
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Азаргинов Д.П., доводы жалобы поддержал в полном объеме, дополнительно указал на то, что административное расследование по настоящему делу не проводилось, в связи с чем дело не могло быть рассмотрено судьей районного суда. Просит обжалуемое постановление отменить.
Изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы, выслушав доводы защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, суд приходит к выводу об отмене постановления суда по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, рассматриваются мировыми судьями.
Вместе с тем из разъяснений, изложенных в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении в отношении ОАО "Теплоэнергосервис", административное расследование по настоящему делу фактически не проводилось. Сведения, подтверждающие проведение реальных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, в материалах дела отсутствуют.
В связи с этим, установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следовало решить вопрос о его передаче мировому судье на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ.
Следовательно, дело об административном правонарушении подлежало рассмотрению мировым судьей с соблюдением правил подсудности, предусмотренных статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, постановление Алданского районного суда РС (Я) от 13 ноября 2013 г. по данному делу подлежит отмене.
Вместе с тем, Верховный суд РС (Я) учитывает, что событие, в связи с которым лицо привлечено к административной ответственности, произошло 1 октября 2013 г., согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности в настоящем случае составляет три месяца. Следовательно, на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения к административной ответственности лица по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ истек, что исключает возможность направления административного материала на новое рассмотрение, и влечет за собой прекращение производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, постановление суда подлежит отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ОАО "Теплоэнергосервис" на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.ст. 30.3, 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Алданского районного суда РС (Я) от 13 ноября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества "Теплоэнергосервис" отменить, производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья Верховного суда РС (Я): Л.А. Дмитриева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.