Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Скакун А.И., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Неустроевой С.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 28 ноября 2013 года, которым по делу по заявлению Игнатьева А.Б. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония-8 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Саха (Якутия) о возложении обязанности по восстановлению в очереди на улучшение жилищных условий и взыскании судебных издержек
постановлено:
обязать ИК-8 признать Игнатьева А.Б. состоящим на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения с 11 февраля 2005 г., признав решение ЖБК ИК-8 от 30.08.2010 г. N ... незаконным.
Взыскать с ФКУ ИК-8 УФСИН России по РС (Я) в пользу Игнатьева А.Б. судебные расходы в размере 20 200 (двадцать тысяч двести) рублей.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С., пояснения представителя УФСИН ИК-8 Ситниковой О.С., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Игнатьев А.Б. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-8 УФСИН России по РС (Я) о возложении обязанности по восстановлению его в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 11 февраля 2005 г., мотивируя тем, что с указанной даты состоял в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако решением жилищно-бытовой комиссии ИК-8 от 30 августа 2010 г. N 5 его незаконно исключили из указанного списка. Просил также взыскать судебные расходы в размере 20200 руб.
Судом вынесено указанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель УФСИН России по РС (Я) обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда. По его мнению, обстоятельства дела установлены неправильно, суд не учел основания для снятия с учета Игнатьева, поскольку постановку его на учет нельзя признать законной. Указывает также, что на основании судебного решения заявителю предоставлено жилое помещение в связи со сносом дома, в котором он проживал, в связи с чем оснований считать Игнатьева А.Б. нуждающимся в улучшении жилищных условий у суда не имеется.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что заявитель проходил службу в уголовно исполнительной системе ФСИН РФ по РС (Я) с 1 октября 1986 года по 25 ноября 2011 года. В период трудовых отношений заявитель Игнатьев А.Б. 11 февраля 2005 года был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
30 августа 2010 года решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-8 УФСИН России по РС (Я) Игнатьев А.Б. был снят с учета на улучшение жилищных условий. Основанием для снятия заявителя с учета, как указано в протоколе N ... от 30 августа 2010 года, явилось нарушение Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилья в РС (Я) от 13.05.2004 N ... Нарушение выразилось в том, что постановка на учет произведена на основании одного заявления без предоставления всех необходимых документов, подтверждающих факт нуждаемости на момент постановки, без проверки жилищных условий.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для снятия заявителя с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не имелось, поскольку его жилищные условия не улучшились, допущенные нарушения при постановке на учет возникли не в связи с неправомерными действиями Игнатьева А.Б., а по вине самой комиссии. При этом судом установлено, что на момент принятия оспариваемого решения Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в РС (Я) от 13.05.2004 N ... , которым руководствовалась жилищно-бытовая комиссия ФКУ ИК-8 УФСИН России по РС (Я), утратили силу.
В этой части выводы суда является правильными, судебная коллегия соглашается с данными выводами по следующим основаниям.
Статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие жилищного кодекса РФ" установлено, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
При этом граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Между тем, признание незаконным решения ЖБК ИК-8 от 30 августа 2010 г. о снятии с учета истца не является безусловным основанием для возложения обязанности по включению его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в настоящее время. По делу установлены другие обстоятельства, имеющие юридическое значение для правильного разрешения спора.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель ИК-8 ссылалась на решение Ленского районного суда от 14.12.2011 года, которым на администрацию МО "Город Ленск" возложена обязанность предоставить Игнатьеву А.Б. жилое помещение по договору социального найма.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Игнатьеву А.Б. во исполнение решения суда от 14 декабря 2011 года предоставлена квартира N ... дома N ... мкр. ... , о чем принято решение администрацией МО " ... " 12 декабря 2013 года. 16 декабря 2013 года Игнатьев А.Б. получил ключи от указанной квартиры. Заключение договора социального найма намечено на первую половину марта 2014 года, после регистрации права муниципальной собственности на указанный дом.
Поскольку жилищные условия Игнатьева А.Б. улучшены, оснований считать его нуждающимся в улучшении жилищных условий в настоящее время нет, в связи с чем восстановление его в такой очереди в настоящее время нельзя признать обоснованным.
Довод истца о том, что он проработал в системе ФСИН 25 лет и в связи с этим имеет право на получение сертификата (жилищной субсидии) в рамках данного дела не подлежит рассмотрению, поскольку основания и предмет настоящего иска не касаются правоотношений по получению сертификата.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке. Для правильного разрешения данного спора имело значение то обстоятельство, что Игнатьеву А.Б. предоставлено жилое помещение, и он в настоящее время не является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Поскольку заявлено требование о восстановлении в очереди на получение жилья, а жилье предоставлено, оснований для восстановления в такой очереди не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 28 ноября 2013 года по данному делу отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении иска Игнатьева А.Б. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония-8 Управление федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Саха (Якутия) о возложении обязанности по восстановлению в очереди на улучшение жилищных условий и взыскании судебных издержек, отказать.
Председательствующий: В.В. Ноева
Судьи: А.И. Скакун
З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.