Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Скакун А.И., Дьяконовой З.С.,
с участием прокурора Самойловой В.В.,
при секретаре Афанасьевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора на решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 25 ноября 2013 года, которым по делу по заявлению прокурора г. Удачный в интересах неопределенного круга лиц к АК "АЛРОСА" (ОАО) Удачнинскому отделению Управления жилищно-коммунального хозяйства о признании действий незаконными, в понуждении устранения нарушений
постановлено:
требования прокурора удовлетворить частично.
Обязать АК "АЛРОСА" УО УЖК в срок до 10 декабря 2013 года принять меры к письменному информированию нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилого фондов и собственников жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории города Удачного об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги с указанием размера тарифа за холодное и горячее водоснабжение, которое подлежит отражению в платежном документе, направляемом потребителю жилищно-коммунальных услуг.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С., заключение прокурора, полагавшей отменить решение в части, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Удачный обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконными действий АО УЖКХ АК "АЛРОСА" (ОАО) и об их устранении.
В обоснование требований указал, что в результате проведения проверки соблюдения законодательства в деятельности организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, его эксплуатацию и обслуживание, было выявлено нарушение жилищных прав граждан, проживающих на территории муниципального образования "город Удачный". Нарушение выразилось в том, что обслуживающей организацией не была выполнена обязанность по информированию нанимателей и собственников жилых помещений об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в установленные сроки. Поскольку тарифы были подняты с 1 июля 2013 года, а потребители об этом информированы лишь в октябре 2013 года, прокурор просил признать действия УО УЖКХ АК "АЛРОСА" (ОАО) по начислению платежей за коммунальные услуги по новым тарифам без уведомления потребителей незаконными, обязать отделение принять меры к письменному информированию потребителей об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги и произвести перерасчет платежей за коммунальные услуги с 1 июля по 31 сентября 2013 года, исходя из старых тарифов.
Судом вынесено указанное решение.
В апелляционном представлении прокурор г. Удачный просит решение суда отменить в части отказа в признании действий УО УЖКХ АК "АЛРОСА" (ОАО) по начислению платежей за коммунальные услуги по новым тарифам без уведомления потребителей незаконными и обязании произвести перерасчет платежей за коммунальные услуги, принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования в полном объеме. Указывает, что суд, установив нарушения со стороны обслуживающей компании, выразившиеся в неинформировании потребителей об изменениях в тарифах за коммунальные услуги, обязан был возложить обязанность устранить допущенные нарушения путем производства перерасчета платежей за коммунальные услуги и зачет необоснованно полученных сумм управляющей компанией за период с 1 июля 2013 г. по 31 сентября 2013 года.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В качестве основания заявленных требований прокурором указано на нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации об оказываемой услуге, выразившееся в не доведении до граждан, являющихся собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах г. Удачный информации в письменной форме об изменении размера платы за коммунальные услуги и квартплаты. Такая информация должна доводиться до указанных граждан не позднее чем за 30 дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги в ином размере. Неисполнение управляющей компанией указанной обязанности является нарушением части 13 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и влечет, по мнению прокурора обязанность этой компании произвести перерасчет указанных платежей за период с даты повышения размера оплаты и до момента извещения.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных указанной нормой, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Расчет платежей за коммунальные услуги с 01 июля 2013 года по новым тарифам и нормативам УО УЖКХ АК "АЛРОСА" производилось на основании постановлений Правительства РС(Я) от 13 октября 2012 года N446 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг"; от 30 августа 2013 г. N 286 "О внесении изменений в постановление Правительства РС(Я) от 13 октября 2012 г. N 446 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг", в пункте 3 которого было указано, что настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 июля 2013 года.
Расчет платежей за жилые помещения по новым тарифам производились с 1 сентября 2013 года на основании постановления Главы города Удачного от 31.07.2013г. N ... "Об установлении размера платы граждан за пользование жилым помещением (плата за наем), размера платы за содержание и ремонт жилого помещения".
Таким образом, начисление платы за коммунальные услуги с 1 июля 2013 года и квартплаты с 1 сентября 2013 года по новым тарифам и нормативам управляющая организация осуществляла на основании нормативных актов, изданных соответствующими органами.
В связи с указанным, оснований для признания действий указанной организации по начислению платежей за коммунальные услуги и квартплаты по повышенным тарифам и нормативам незаконными, не имеется.
Таким образом, решение суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании действий УО УЖКХ АК "АЛРОСА" (ОАО) по начислению платежей за коммунальные услуги и квартплаты по новым тарифам незаконными, является правильным и по доводам апелляционной жалобы не может быть отменено.
То обстоятельство, что управляющая организация о предстоящих повышениях размера оплаты за коммунальные услуги и квартплаты не уведомила потребителей, не является основанием признать сами действия по начислению платежей по новым тарифам и нормативам незаконными, поскольку законодательством не предусмотрено в качестве обязательного условия начисления платежей по новым нормативам уведомление каждого потребителя об этом.
Согласно ч.13 ст. 155 Жилищного кодекса РФ наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
Пунктом 68 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 предусмотрено, что информация об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг доводится исполнителем до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, если иной срок не установлен договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
При этом исполнителем, согласно указанным Правилам, является любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Как установлено судом, УО УЖКХ АК "АЛРОСА" (ОАО) является единственной организацией, предоставляющей коммунальные услуги на территории г. Удачного, и как исполнитель, было обязано уведомить всех потребителей об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов.
Таким образом, удовлетворение требования прокурора в части признания незаконным бездействия Удачнинского отделения Управления жилищно-коммунального хозяйства (АО УЖКХ) АК "АЛРОСА" (ОАО), выразившегося в несвоевременном предоставлении письменной информации потребителям коммунальных услуг об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и возложении обязанности принять соответствующие меры к информированию, судебная коллегия находит правильным.
Признав, что со стороны управляющей организации имело место нарушение прав потребителей на достоверную и полную информацию об услугах, суд первой инстанции обязал исполнителя устранить это нарушение путем письменного информирования потребителей об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Требования прокурора о производстве перерасчета платежей неопределенного круга лиц за коммунальные услуги за период с 1 июля по 31 сентября 2013 года суд должен был оставить без рассмотрения по следующим основаниям.
Отношения между каждым потребителем коммунальных услуг и исполнителем этих услуг регулируются Законом "О защите прав потребителей" и соответствующими договорами.
В связи с указанным, производство перерасчета размера платы за коммунальные услуги в отношении неопределенного круга лиц, как того требует прокурор, будет означать вмешательство в договорные отношения между потребителем и исполнителем услуг. Потребитель, считающий, что несвоевременным предоставлением информации об оказываемой услуге нарушены его имущественные права, вправе самостоятельно обратиться к исполнителю услуг, а затем и в суд с соответствующими требованиями.
Таким образом, требования прокурора об обязании произвести перерасчет коммунальных платежей в отношении неопределенного круга лиц подлежит оставлению без рассмотрения в соответствии со ст. 222 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении требований о возложении на АО УЖКХ АК "АЛРОСА" (ОАО) обязанности произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг, подлежит отмене с оставлением заявления в указанной части без рассмотрения.
В остальной части выводы суда правильные, соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права соблюдены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 25 ноября 2013 года по данному делу отменить в части отказа в удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на Удачнинское отделение Управления жилищно-коммунального хозяйства АК "АЛРОСА" (ОАО) произвести перерасчет платежей за коммунальные услуги за период с 01.07.2013г. по 31.09.2013г.
Принять новое определение, которым в этой части требования прокурора оставить без рассмотрения.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: В.В. Ноева
Судьи: А.И. Скакун
З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.