Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Скакуна А.И., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Афанасьевой А.А.,
с участием представителя заявителя - Черепановой Е.С., представителя ТУ ФАУГИ по РС(Я) - Шефер Е.А., представителя ФБУ "Администрация Ленского бассейна" - Ананьевой С.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам заинтересованных лиц на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2013г. по делу по заявлению Соколовой Е.С. о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия), которым
ПОСТАНОВЛЕНО:
Заявление Соколовой Е.С. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) по признанию жилых домов на территории Республики Саха (Якутия), относящихся к жилому фонду Российской Федерации, аварийными, непригодными для проживания и подлежащими сносу.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) инициировать проведение оценки соответствия жилого дома по адресу ... , требованиям, установленным в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года.
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соколова Е.С. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, указав в обоснование требований, что дом, в котором она проживает на условиях социального найма, является аварийным, непригодным для проживания. Заявитель обращалась в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия), в ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей", в Окружную администрацию г. Якутска с заявлениями о признании в установленном законом порядке дома аварийным и подлежащим сносу. Заинтересованным лицом отказано в проведении обследования и составлении соответствующего акта по тем основаниям, что это может быть только после передачи дома в муниципальную собственность. Просит признать бездействие ТУ ФАУГИ в РС (Я) незаконным, обязать признать аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу жилой дом по адресу: ...
Судом вынесено приведенное выше с решение.
Представитель ТУ ФАУГИ в РС (Я), не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение. По его мнению, что действия по признанию дома аварийным и подлежащим сносу не входят в компетенцию заинтересованного лица. Также указывает, что заявитель не обращался в ТУ ФАУГИ в РС (Я) с заявлением о принятии каких-либо мер. Считает, что не представлены доказательства нарушения прав заявителя.
Заинтересованное лицо ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" также обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на то, что суд вышел за пределы заявленных требований, неправильно определил обстоятельства имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального и процессуального права.
В возражении на жалобы представитель заявителя находит решение суда законным и обоснованным, просит отклонить жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражение на них, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что жилое помещение, в котором проживает заявитель, расположенное по адресу: ... , находится в собственности Российской Федерации, передано в оперативное управление ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей".
Управлением государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) 26 июня 2013 года вынесено заключение, согласно которому несущая способность строения исчерпана, деформированы несущие и ограждающие конструкции, существует опасность обрушения жилого дома с угрозой жизни и здоровью граждан в случае их дальнейшего проживания в указанном доме.
Разрешая данное дело, суд признал незаконным бездействие ТУ ФАУГИ в РС (Я), возложил на указанный орган обязанность инициировать проведение оценки соответствия жилого дома по адресу ... , требованиям, установленным в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года.
Такие выводы суда правильные.
Суд обоснованно исходил из того, что, в силу положений ч. 4 ст. 15 ЖК РФ и Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47, оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям проводит на основании заявления собственника помещения либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными, либо непригодными для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта.
Пункт 7 Положения, регулирующий порядок создания межведомственной комиссии и ее состав, устанавливает, что к работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо).
По смыслу вышеприведенных норм права, оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии на основании заявления указанных лиц.
В соответствии с положениями Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 01.11.2008 N 374, Территориальный орган осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа. А также осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ТУ ФАУГИ в PC (Я), как лицо, осуществляющее полномочия собственника, с заявлением о решении вопроса пригодности принадлежащего ему жилого помещения для проживания, в установленном порядке не обращались.
Поскольку Управлением государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) 26 июня 2013 года вынесено заключение об аварийном состоянии жилого дома, наниматель жилого помещения обратилась с заявлением о необходимости обследования, ТУ ФАУГИ в PC (Я), обязано обратиться в межведомственную комиссию для обследования находящегося в государственной собственности жилого дома и дачи заключения. Невыполнение этой обязанности свидетельствует о неправомерном бездействии лица, действующего от имени собственника, так как создает угрозу причинения вреда проживающим и находящимся в доме лицам.
Указание в апелляционной жалобе на то, что действия по признанию дома аварийным и подлежащим сносу, не входят в компетенцию заинтересованного лица, не является основанием для отмены судебного постановления.
Утверждение о том, что заявитель не обращалась ТУ ФАУГИ в PC (Я), с заявлением о принятии каких-либо мер, опровергается материалами дела, в том числе, ответом на запрос Соколовой Е.С. по вопросу о создании межведомственной комиссии (л.д. 19).
Ссылка представителя ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" на нарушение норм процессуального права не находит своего подтверждения, поскольку дело рассмотрено в пределах заявленных требований.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционных жалобах, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Правовых оснований к отмене решения суда, установленных требованиями ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329, Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2013г. по делу по заявлению Соколовой Е.С. о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия), оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Дьяконова З.С.
Скакун А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.