Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего Цалиевой З.Г.
судей Калюженко Ж.Э., Кисиевой М.Л.
при секретаре Кудзоевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Северо-Осетинского регионального отделения политической партии "Патриоты России" на решение Пригородного районного суда РСО-Алания от 22 октября 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Северо-Осетинского регионального отделения политической партии "Патриоты России" об обязании территориальной избирательной комиссий Пригородного района назначить членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса представителей от СОРО ПП "Патриоты России" - отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Кисиевой М.Л., объяснения представителя Северо-Осетинского регионального отделения политической партии "Патриоты России" Халлати А.Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Бязрова И.Ф., полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
УСТАНОВИЛА:
Северо-Осетинское региональное отделение политической партии "Патриоты России" (далее по тексту СОРО ПП "Патриоты России") обратилось в суд с заявлением, в котором просит обязать территориальную избирательную комиссию (далее по тексту ТИК) Пригородного района РСО-Алания назначить членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса представителей от СОРО ПП "Патриоты России" в участковую избирательную комиссию(далее - УИК) N208 - Котаеву Э. М., УИК N214 - Даурова Э.Н., УИК N215 - Даурова В.А., УИК N216 - Кубатиева З.М.; УИК N221 - Булацеву Е.А.
В обоснование требований указано, что формирование участковой комиссии осуществляется на основе предложений политических партий. В состав участковых избирательных комиссий назначается не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов законодательном представительном органе государственной власти соответствующего субъекта РФ. Такой политической партией является СОРО ПП "Патриоты России", которая предложила список кандидатов для формирования участковых избирательных комиссий в Пригородном районе. Однако в избирательные участковые комиссии были включены не все кандидатуры, предложенные СОРО ПП "Патриоты России". Тогда как ТИК Пригородного района РСО-Алания должна была назначить в состав участковых комиссий предложенные СОРО ПП "Патриоты России" кандидатуры, а в случае отсутствия вакансий решить вопрос о количественном составе участковых комиссий, что сделано не было. ТИК Пригородного района РСО-Алания бездействовала, тем самым ограничив право СОРО ПП "Патриоты России" на представительство в участковых комиссиях в нарушение закона.
В судебном заседании представитель Северо-Осетинского регионального отделения политической партии "Патриоты России" - Гатиев Т.В., заявленные требования поддержал.
Представитель территориальной избирательной комиссии Пригородного района - председатель ТИК Пригородного района Гусова JI.K. в судебном заседании требования СОРО ПП "Патриоты России" не признала и пояснила, что количество представителей политических партий в УИК соответствует п.3 ст.27 ФЗ от 12.06.2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".
Пригородным районным судом РСО-Алания 22 октября 2013 года принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе СОРО ПП "Патриоты России" просит решение отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и принять новое решение об удовлетворении требований.
Представитель территориальной избирательной комиссии Пригородного района РСО- Алания извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания не явились, о причинах неявки не известили в связи, с чем судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания находит возможным рассмотрение апелляционной жалобы в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон и заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим ооставлению без изменения.
В силу п.1 ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с п.2 ст.19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.
Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах: а) до 1001 избирателя - 3-9 членов участковой комиссии; б) от 1001 до 2001 избирателя - 7-12 членов участковой комиссии; в) более 2000 избирателей - 7-16 членов участковой комиссии.
Формирование участковой комиссии осуществляется на основе предложений, указанных в п.2 ст.22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Количество вносимых предложений не ограничивается.
Территориальная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ; б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта РФ, предусмотренным п.17 ст.35 настоящего Федерального закона; в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Пунктом 13 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.
В целях единообразного применения положений действующего законодательства постановлением ЦИК РФ N 192/1337-5 от 17 февраля 2010 г. утверждены Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с п.4.4 Методических рекомендаций, если общее количество кандидатур, предложенных в соответствии с пунктом 4.1 настоящих Методических рекомендаций политическими партиями, иными избирательными объединениями, превышает одну вторую от установленного числа членов данной избирательной комиссии, целесообразно, чтобы они были назначены в состав избирательной комиссии с соблюдением установленной численности и требований Федерального закона соответствующим органом с учетом максимального представительства в составе избирательной комиссии кандидатур, предложенных указанными политическими партиями, иными избирательными объединениями, а также профессиональной подготовленности к исполнению полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса (наличие образования, опыта работы и т.п.).
Уполномоченные органы при назначении членов избирательных комиссий, предложенных политическими партиями, избирательными объединениями, указанными в пункте 8 статьи 24, пунктах 7 и 7.1 статьи 25, пункте 7 статьи 26, пункте 5 статьи 27 Федерального закона, должны иметь в виду, что закон не устанавливает приоритетов среди субъектов права внесения предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий.
Судом первой инстанции установлено, что ТИК Пригородного района РСО-Алания приняла решение N65/1039-3 о количественном составе членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса на 5 лет, из которого следует, что состав участковой избирательной комиссии N208 утвержден в количестве 14 членов, а составы участковых избирательных комиссий NN214, 215, 216, 221 в количестве 6 членов каждая.
Решением ТИК Пригородного района РСО-Алания N67/1044-3 от 29.03.2013 г. "О формировании участковых избирательных комиссий Пригородного района на 5 лет" в соответствии с вышеуказанным действующим законодательством сформировала УИК Пригородного района NN177-221 с указанием лиц, назначенных членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Предложенные СОРО ПП "Патриоты России" кандидатуры (91,1%) были назначены в составы сорока участковых избирательных комиссий, кроме УИК NN208, 214, 215, 216, 221, поскольку, общее количество кандидатур, предложенных политическими партиями, указанными в подп. "а", "б" п. 5 ст. 27 Федерального закона N 67-ФЗ, превышало 1\2 от установленного числа членов УИК.
Из протокола заседания ТИК Пригородного района РСО-Алания N67 от 29.03.2013 г., на котором принимали участие 10 членов Комиссии, видно, что вышеуказанное решение принималось путем голосования.
16.04.2013 г. решением ТИК Пригородного района РСО-Алания N68/1061-3 в состав участковой избирательной комиссии N208 была назначена предложенная СОРО ПП "Патриоты России" кандидатура Котаевой Э.М. вместо ранее назначенного члена УИК N208 Гагиевой В.У., которая решением ТИК Пригородного района РСО-Алания N68/1060-3 от 16.04.2013 г. переведена в резерв.
Решением ТИК Пригородного района РСО-Алания от 25 апреля 2013 г. N70/1063-3 на основании п. 5.1 ст. 27 Федерального закона N 67-ФЗ кандидатуры от СОРО ПП "Патриоты России", не назначенные членами УИК, зачислены в резерв их составов.
Таким образом, все предложенные СОРО ПП "Патриоты России" кандидатуры в члены УИК на срок осуществления полномочий 5 лет рассмотрены на заседании ТИК Пригородного района РСО-Алания наравне с кандидатами от других субъектов выдвижения и по результатам голосования 91,1 % кандидатов включены в составы УИК, а остальные 9,9 % кандидатов впоследствии включены в резерв составов УИК.
При таких обстоятельствах разрешая спор, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что ТИК Пригородного района РСО-Алания, применяя принцип максимального представительства в составе избирательных комиссий кандидатур, предложенных политическими партиями, с учетом профессиональной подготовленности к исполнению полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса (наличия образования, опыта работы и т.п.), учитывая, что закон не устанавливает приоритетов среди субъектов права внесения предложений, приняла решение в соответствии с действующим законодательством, не нарушив прав СОРО ПП "Патриоты России" по участию их представителей в УИК.
Обоснован вывод суда и об отказе СОРО ПП "Патриоты России" в удовлетворении заявленных требований, в связи с пропуском процессуального срока предусмотренного ч. 1 ст. 260 ГПК РФ согласно которой, заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме.
Как установлено судом, о нарушении своих избирательных прав заявителю должно было стать известно 26 апреля 2013 года из опубликованного на официальном интернет-сайте ЦИК РСО-Алания последней версии решения Территориальной избирательной комиссии Пригородного района о формировании участковых избирательных комиссий на 5 лет, принятого 29 марта 2013 года, в связи с чем, срок подачи настоящего заявления в суд, истекал 26 июля 2013 года, однако с заявлением, заявитель обратился лишь 6 сентября 2013 года т.е. с пропуском вышеуказанного процессуального срока.
Доказательств свидетельствующих об уважительности причин пропуска указанного процессуального срока заявителем не представлено.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку по существу они аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 ГПК РФ в постановленном по делу решении, и, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены или изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания.
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пригородного районного суда РСО-Алания от 22 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Осетинского регионального отделения политической партии "Патриоты России" - без удовлетворения.
Председательствующий Цалиева З.Г.
Судьи Калюженко Ж.Э.
Кисиева М.Л.
Справка: гражданское дело рассмотрено по первой инстанции под председательством судьи Пригородного районного суда РСО-Алания Таймозова В.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.